Сады боболи во флоренции время работы. Сады Боболи во Флоренции — описание достопримечательностей, часы работы и билеты

Флоренция – город в котором вершилась судьба Италии, а порой и всей Европы. Она шумная, суетливая и многообразная, что может утомить неподготовленного путешественника. Чтобы отдохнуть от суеты и насладиться спокойствием, стоит посетить сады Боболи во Флоренции. Это не обычный живописный парк у Дворца Питта, а настоящее произведение искусства на лоне природы. На просторах живописного холма поражает гармония скульптурных изваяний, древних деревьев и фонтанов. Отдых в саду доставляет удовольствие независимо от погоды или сезона. А еще с возвышенности, на которой расположены сады, открывается прекрасная панорама города.

Создание садов Боболи

Впервые сады Боболи упомянуты в произведениях летописцев на границе XVI и XVII веков. Это связано с Козимо I Медичи и герцогиней Элеонорой ди Толедо. Когда в конце XVI века в их собственности оказался Дворец Питти, они обнаружили за ним пологий незаселенный холм. Тогда герцогиня Элеонора решила разбить парк, который превосходил бы по красоте другие парки и подчеркивал влиятельность семьи Медичи.

К оформлению парка привлекли лучших мастеров, руководил ими скульптор Николо Триболо. Он трудился над созданием композиций до самой смерти. Позднее его обязанности перешли к Бартоломео Амманати. К выполнению отдельных элементов были привлечены Джулио и Альфонсо Париджи, а также Джорджо Вазари.















Столь величественные сады стали образцом для многих европейских правителей, которые применили аналогичные приемы в собственных владениях. Неповторимый облик саду придавали уникальные скульптурные комплексы. Работы по украшению парка продолжались долгие годы. Некоторые скульптуры были установлены уже в период правления наследников Козимо.

За свою историю замысловатые лабиринты садов становились свидетелями различных событий. При правлении семьи Медичи в них регулярно устраивали пышные праздники и спектакли. Даже первая опера прозвучала здесь. Чтобы насладиться переливами арий, в садах Боболи собиралась вся тосканская знать.

Современный облик

Судьба садов довольно благополучна. Они не подвергались грабежам или разрухе. Каждый правитель стремился оставить свой след, и улучшал устройство парка. Территория несколько раз увеличивалась за счет присоединения соседних владений. С середины XVII века сады Боболи занимают 4,5 гектара. С 1766 года в них стали допускать обычных посетителей.

На сегодняшний день садово-парковый комплекс признан музеем. Этот образец ландшафтного мастерства богат скульптурами античного периода и созданными до середины XVII в. Трудно найти более красивый и элегантный итальянский парк.

От амфитеатра в различные части парка ведут осевые аллеи. Они, словно лучи, разделяют его территорию. Центральная тропа посыпана гравием и окружена кипарисами. Сразу за дворцом, у начала главной аллеи, находится древняя скульптура. Её привезли из Луксора сначала в предыдущую резиденцию Медичи, а потом сюда.

Гравийную тропу украшает фонтан со статуей Нептуна. Многие итальянцы в шутку называют трезубец вилкой. В ближайших окрестностях установлено несколько скульптур в римском стиле. Дальше находится лестница, которая ведет к холлу со статуями муз. Немного в глубине зарослей открывается весьма необычный ансамбль «Карлик на черепахе». Автором работы является Валерио Чиголи. Говорят, что статуя изображает любимого шута семейства.

Неподалеку находится грот Буоналенти, который заслуживает особого внимания из-за пышного убранства и сходства с пещерой. В трех комнатах грота, среди сталактитов, встречаются творения Микеланджело. Посещать грот разрешается только в сопровождении рабочих.

Далее по тропе можно дойти до сада Юпитера. Он располагает к отдыху у фонтана Артишока. У статуи бога Юпитера находится восьмиугольный фонтан. На живописной террасе раскинулся сад Кавальере. В нем высажено огромное количество цветущих растений, которые зацветают по очереди. Сначала пионы, затем розы и так далее.

Если пройтись на юг по плющевой аллее, можно оказаться на небольшом искусственном островке Изолотто. На нем разбиты розарии с редкими сортами роз, а также стоят кадки с цитрусовыми деревьями. За сохранностью садов присматривают изваяния Персея и его возлюбленной Андромеды.

Противоположная часть парка открывает живописную панораму на Флоренцию с вершины холма. На одной из лужаек находится небольшая постройка – домик кофе, датированный XVIII веком. Стоит заметить, что большинство статуй является искусными копиями и не представляют исторической ценности. Оригиналы же поместили в музейные хранилища, дабы уберечь от недоброжелателей.

К счастью, традиция проводить концерты и спектакли на импровизированных сценах посреди сада не потеряна. На официальном сайте можно найти расписание будущих представлений.

Экскурсии

Для обслуживания садов Боболи их закрывают для посетителей по понедельникам в начале и конце месяца, а также 25 декабря, 1 января и 1 мая. В остальные дни установлен следующий режим работы:

  • 8.15-16.30 (ноябрь-февраль);
  • 8.15-17.30 (март);
  • 8.15-18.30 (осенью и весной по летнему времени);
  • 8.15-19.30 (в летние месяцы).

Как добраться

Флоренция находится на пересечении нескольких путей. Добираться удобно на поезде. Из Рима на скоростном поезде дорога займет всего полтора часа. От вокзала на автобусах 11 или 36 маршрута следует доехать до остановки San Felice. Она находится в нескольких минутах ходьбы от дворца Питти. Сад начинается сразу за дворцом. Также от вокзала можно совершить пешую прогулку по шумной Флоренции. В таком случае дорога займет около 15 минут. Многочисленные таблички «Giardino di Boboli» не дадут заблудиться в пути.

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.

Развитие садов Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна. Этот этап развития садов охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.

Второй этап развития садов Боболи связан со значительным их расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры. Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части садов Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».

От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. В настоящее время кофейный домик находится на реставрации. От кофейного домика вниз простирается «сельскохозяйственная зона» садов Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур. В нижней части зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.

Пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат.

Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов. В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.

В сады Боболи нас привело желание спрятаться и отдохнуть от невыносимой жары во Флоренции.

Вообще, достопримечательностей в этой стране так много, что посмотреть их все не хватит и всей жизни. Только эти великолепные сады можно осматривать не один день.

Вход на территорию садов платный, но стоит совсем недорого. Они открыты для посещения каждый день с 8-15 до 17-30 часов.

Эти сады являются одним из лучших примеров садово-паркового искусства XVI века и входят в число красивейших садов мира.

Сады Боболи находятся на склоне одноимённого холма за палаццо Питти. Они были основаны по указанию Элеоноры Толедской, которая была женой великого герцога Козимо I. Очень долго территория садов была частной, их открыли для всех желающих только в 1766 году.

Вообще, сады Боболи много раз реконструировались. Свой сегодняшний вид и площадь в 4,5 га они приобрели в XVII веке.

В настоящий момент сады представляют из себя музей под открытым небом, где можно полюбоваться произведениями как античной древности, так и работами XVI и XVII вв.

Прогуливаясь по саду можно полюбоваться на классические колоннады, великолепные фонтаны, гроты, статуи, уютные открытие беседки, павильоны, клумбы.

На территории садов находится амфитеатр, где ставились самые первые в мире оперные спектакли. Раньше его окружали вечнозеленые деревья, а затем их заменили каменными статуями со сцен древнегреческих мифов.

От амфитеатра вверх идёт дорожка к палаццо Питти . В центре расположен древнеегипетский обелиск, который был привезён из Луксора.

На главной тропинке сада расположен фонтан Нептуна , который местные жители прозвали «фонтан с вилкой».

Это необычная статуя толстого карлика, который расположился на огромной черепахе, по легенде создана в честь придворного шута Герцога Козимо I.

Рядом с этой скульптурой расположен вход, который ведёт в грот Буонталенти . Он напоминает какую-то каменную пещеру со сталагмитами. Внутри находятся копии статуй знаменитых «Рабов» Микеланджело. Внутри кажется, будто сквозь стены проступают призрачные скульптуры, а где-то в глубине страдает одинокая нимфа.

В северной части парка есть Кофейный домик, который был построен в XVIII веке.

Эта мощная мраморная статуя женщины с отрешённым лицом символизирует «Изобилие» . Она была создана как символ процветания Великого Герцогства.

Помимо скульптур понравилось и оформление садов: дикорастущие растения, кипарисовая аллея, огромные живые ограды вдоль дорожек, сад с розами, сад с цитрусовыми деревьями. Особенно понравился сад на воде, представляющий собой маленький островок, расположенный в центре пруда. Его создали специально для показа цитрусовых деревьев в горшочках.

Пройдя по кипарисовой аллее вверх, можно посмотреть на открывающий с неё великолепный вид на Флоренцию.

Парк, безусловно, красивый и ухоженный. Находиться в нём как-то приятно и спокойно, особенно после толп туристов в центре города. Прогулка по саду стала глотком свежего воздуха во всех смыслах. Иногда нам попадались такие места, где вообще не было ни одного человека. Сад довольно большой и иногда приходиться подниматься в гору, поэтому лучше всего надеть удобную обувь. Конечно, с ХVI века здесь многое запустело, но если представить, как здесь гуляли важные особы, то кажется, что прикасаешься к истории.

Сады Боболи (Флоренция, Италия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи Палаццо Питти, считаются музеем садовой скульптуры. Чем же этот парк так интересен? Во-первых, он очень красив - здесь огромное количество всевозможных террас, фонтанов, гротов и беседок. Во-вторых, в садах находятся скульптуры, созданные в разное время - начиная с античности и заканчивая 17 веком. И наконец, самый главный аргумент - сады Боболи служили образцом, по которому разбивались все европейские королевские парки, в том числе и Версаль. Полюбоваться этим парком стоит еще и потому, что именно отсюда открывается прекрасный панорамный вид на Флоренцию.

Сады Боболи, расположенные во Флоренции, служили образцом, по которому разбивались все европейские королевские парки, в том числе и Версаль.

Своим именем парк обязан одноименному холму. Идея создать здесь парк принадлежала Элеоноре Толедской - жене герцога Козимо I Медичи. Она хотела разбить не просто красивый парк, а сделать самый лучший, чтобы подчеркнуть богатство и влиятельность своей семьи. Над воплощением идеи в жизнь трудились лучшие итальянские архитекторы и скульпторы начиная с 1549 года.

Сады Боболи

В садах Боболи во все времена проходило очень много самых разных мероприятий. При Медичи здесь устраивались пышные приемы, проводились спектакли и праздники. Сегодня в парке тоже часто можно увидеть музыкальные и театральные представления, а также выставки. Кстати, для посетителей парк открыт с 1766 года.

В садах Боболи расположен амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли в мире. Амфитеатр интересен еще и тем, что в нем находится египетский обелиск, привезенный из Луксора.

Сады Боболи разделяют длинные осевые дорожки и широкие гравийные дорожки. Стоит отметить, что на главной осевой дорожке вы сможете увидеть фонтан Нептуна. Местные жители в шутку называют его фонтаном с вилкой. Кстати, практически все скульптуры имеют свою историческую ценность. Например, возле одного из гротов расположены статуи рабов - точные копии «Рабов» Микеланджело. Рядом есть статуя толстого человека, сидящего верхом на черепахе, - это придворный шут герцога Козимо I.

Известно, что великий русский писатель Федор Достоевский вместе со своей женой очень любили гулять в садах Боболи.

Практическая информация

Стоимость входного билета 10 EUR (высокий сезон). Сады открываются в 8:15 круглый год, а вот закрываются в зависимости от сезона. С ноября по февраль сады открыты до 16:30. В марте - до 17:30. В апреле, мае, сентябре и октябре - до 18:30. С июня по август в парке Боболи можно гулять до 19:30.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Эпоха Итальянского Возрождения породила не только произведения сказочного искусства и архитектуры, но и уникальный парковый ландшафтный дизайн.

Зеленые пространства, симметрично организованные и украшенные фонтанами искр, скульптурами и гротами, вошли в моду в период 15-го века.

Возвышающиеся позади Дворца Питти, неповторимые Сады Боболи, изначально были спроектированы для семьи Медичи и являются одним из самых ранних примеров садового итальянского дизайна, который позже вдохновил многих европейских ландшафтных архитекторов.

Поместье, превращенное впоследствии в великолепный сад, было получено семьей Медичи в 1549 году, когда Элеонора ди Толедо приобрела Палаццо Питти. Муж Элеоноры, герцог Козимо I, нанял самых известных архитекторов того времени для создания огромного парка на наклонной местности позади дворца.

В результате, Италия получила настоящий шедевр паркового искусства - Сады Боболи (Giardino di Boboli), которые являются одними из самых больших парков во Флоренции (45 000 кв. м) и представляют собой один из лучших примеров идеального ландшафтного дизайна.

Парковая территория прошла через несколько этапов работ по расширению и реорганизации. Она увеличивалась в несколько раз на протяжении многих лет, были добавлены многочисленные фонтаны и статуи. Полностью Сады Боболи открыты были для широкой публики в 1776 году и представляли настоящий музей под открытым небом.

Первый этапом развития руководил Никколо Триболо, после его скоропостижной смерти в 1550 году проектирование продолжил Бартоломео Амманати при участии с Джорджо Вазари, который выложил гроты и скульптором Бернардо Буонталенти.

На территории не хватало природных водных источников, поэтому для полива насаждений был проведен трубопровод из близлежащей реки Арно и построена сложная ирригационная система.

Посетить территорию можно используя несколько входов. Наиболее популярные из них находятся на площади Piazza dei Pitti и Piazzale della Porta Romana в восточной оконечности парка.

Прямо за фасадом Палаццо Питти, рядом с фонтаном Артишоков и чудесным небольшим садиком, расположен амфитеатр по образцу римских цирков.

Сегодня мы видим в середине гранит бассейна от римской термы Каракаллы и Египетский обелиск из Луксора Рамзеса II, но в 1589 году это было сооружение, в котором проходил прием в честь бракосочетания Фердинандо де Медичи и Кристины из Лотарингии. Там же берет начало главная осевая дорога, которая ведет вас вдоль дубов и кипарисов.

Кипарисовая аллея ведет прямо к Изолотто (Isolotto) - маленькому острову посреди водоема с золотыми рыбками. Сам островок превращен в чудесный сад из маленьких цитрусовых деревьев, растущих в горшках.

В центре находится фонтан Океан (L"Oceano), который был создан в 1576 скульптором Джамболонья. В композицию фонтана входят статуи Нептуна и других богов, олицетворяющих такие реки, как, Ганг, Нил и Евфрат. Изваяния странных мифических существ расположены на аллеях, ведущих к острову.

Гуляя по аллеям и дорожкам в обрамлении больших живых изгородей, которые также являются важными элементами садовой архитектуры, можно найти Лужайку Колонн, которую окружают величественные платаны. По обе стороны лужайки находятся колонны, а в нишах из зеленой изгороди расположены бюсты богов античности.

Работам Бернардо Буонталенти характерна едкая ирония, типичная для флорентийцев и воплотившаяся в таких скульптурах, как Фонтан Вакх и Нептун.

Если войти в парк от площади Piazza dei Pitti, вы сразу увидите Фонтан Бахуса, один из самых необычных и гротескный скульптурных стилей. Он изображает Пьетро Барбино - придворного шута герцога Козимо I.

Этот, страдающий ожирением карлик изображен голым и пьющим вино, сидя на черепахе. Фонтан расположен в непосредственной близости к Дворцу Питти, у входа в Коридор Вазари.

А Фонтан «Нептун», созданный в 1565-1568 гг, флорентийцы иронически называли Fontana della forchetta (Фонтан Вилки), из-за трезубца Бога моря.

Во флорентийских садах Боболи встречается большое количество скульптурных произведений на тему Римской мифологии. В окружении зелени можно полюбоваться прекрасными беседками и террасами.

На одной из них расположен небольшой розовый сад, известный как Giardano del Cavaliere или Сад Рыцарей. Небольшой скульптурный фонтан установлен в его центре. С террасы открывается великолепная панорама окрестностей. А поднявшись на вершину холма, вам откроется захватывающий вид на Флоренцию.

Нельзя не вспомнить про самый знаменитый Грот-Гранде, который также называется Грот-дель-Буонталенти, по имени одного из создавших его архитекторов.

Грот был искусственно создан между 1583 и 1588 годами и представляет собой сообщающиеся друг с другом пещеры, которые украшены скульптурами, фальшивыми сталактитами, а также точно воспроизводят естественные элементы в игривом стиле Маньеризма.

В западной части парковой территории можно побродить по лесу. Центральная широкая дорога, известная как Il Viottolone, пересекает эту область.

Этот великолепный парк в самом сердце Флоренции захватывает дух и показывает прошлое великолепие жизни великих герцогов тосканских. Сады Боболи во Флоренции - роскошное место, где культура, история и развлечения переплетены и где разум и душа находятся в гармонии.

Поделиться