Как наказать авиакомпанию за задержку рейса. Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
– выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
– ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах – специальным правам заимствования – привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день – 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете – эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело – проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации “рейс задерживается” и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа – Китай в основном), в меньшей – заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции – это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
– авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

– тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот – из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали “непредвиденные” обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под “непредвиденными обстоятельствами” подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические “непредвиденные” обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо – пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )

Комната Матери и Ребенка должна быть предоставлена пассажирам с детьми младше 7 лет, сразу же, вне зависимости от того на сколько задерживается вылет. Даже если это всего 10-15 минут.

Прохладительные напитки должны быть предоставлены при задержке на 2 часа и больше. То есть после двух часов ожидания, вы имеете право требовать, соблюдения своих прав. Еще у вас есть право на два бесплатных звонка, или одно электронное сообщение.

Горячее питание положено при задержке свыше 4 часов. И каждые 6 часов днем, и через каждые 8 часов ночью. Еду, конечно, вам не принесут, а скорее всего, обеспечат питанием в кафе, в аэропорту.

После восьми часового ожидания днем, (6 часового ночью), вас обязаны отвезти в гостиницу, и обеспечить сохранность вашего багажа.

Не стесняйтесь спрашивать и требовать соблюдение ваших прав. Не давайте авиаперевозчику экономить за ваш счет. Для этого нужно заранее записать телефоны представителей компании, или узнать их место пребывания в залах аэропорта. Не поленитесь, и узнайте всю нужную информацию. Это поможет вам избежать лишних неудобств и неприятностей.

Зачастую задержки рейсов приводят к более крупным неприятностям для пассажиров. Вы можете опоздать на деловую встречу, или опоздать на пересадку. У вас останется незаселенным номер, в уже оплаченной гостинице, или наоборот, вас уже выселили, а рейс отложили, и вам некуда просто податься. У вас могут «пропасть» билеты на концерт или экскурсию. Для всех подобных ситуаций существуют материальные компенсации. Для ее получения надо помнить и четко знать по какой вине произошла злополучная задержка. Если по вине авиакомпании, то смело можете требовать свою компенсацию. Если причиной стала погода, или технические проблемы аэропорта, самолета (не самой авиакомпании, а арендованный), то иск вчинить будет невозможно.

Теперь о деньгах. При любом раскладе, и только если точно установлено, что задержка вылета произошла по вине авиаперевозчика, рассчитывайте, на максимум, половину стоимости вашего авиабилета. Это максимум. А так, по правилам, 25% от минимальной зарплаты, установленной по стране, за каждый час задержки. На сегодня МРОТ составляет 5554р., значит каждый час задержки, при выплате вам, обойдется компании 1388р.50 коп. Конечно, такая компенсация вряд ли покроет даже малую часть возможных убытков, но закон есть закон.

Не забудьте поставить отметку о задержке рейса (к примеру, на маршрутную квитанцию). Это могут сделать представители авиакомпании у стойки регистрации, либо у места выхода вашего рейса на стоянку самолетов. Если представителя нет, это должны сделать сотрудники аэропорта, у стойки информации.

И еще, не забывайте сохранять все чеки и квитанции ваших самостоятельных трат в часы ожидания. Не забудьте о штампе, о причинах задержки/переносе рейса.

У разных компаний правила эти могут меняться, но только в сторону улучшения для пассажира.

Совет 2: Компенсацию за задержку авиарейсов могут увеличить в четыре раза

Такие изменения в Воздушный кодекс РФ подготовил Комитет Совета Федерации по экономической политике.

Каковы сейчас компенсации за задержку рейса и что предлагается

Согласно действующей редакции Воздушного кодекса РФ (статья 120), пассажиру могут компенсировать лишь 25% от "штрафного" МРОТ, который равен 100 рублям, за каждый час задержки рейса. Например, если задержался вылет на 8 часов, то выплата составит 200 рублей. При этом штраф не может превышать 50% от стоимости билета.

Как сообщает "Российская газета" в статье "Деньги падают с неба" от 4 февраля 2018 г., авторы инициативы настаивают, что нынешний размер компенсаций несопоставим со стоимостью перелётов. Цена на билет, например, от Петербурга до Владивостока может доходить до 50-60 тысяч рублей в один конец. Если поправки примут, штраф за просрочку доставки пассажира, багажа или груза увеличат от 25 до 100 рублей за каждый час задержки, но не более 50% стоимости перелёта. За авиакомпаниями также останется право доказать свою невиновность, если задержка произошла из-за устранения неисправности самолёта, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, плохих метеоусловий и других обстоятельств, не зависящих от авиакомпании.

Сегодня пассажиры редко получают компенсации - люди просто не хотят тратить своё время ради смехотворных сумм. Кроме того, сложно доказать, что причиной задержки рейса стали не внешние факторы, а именно халатность перевозчика.

"Не факт, что если штраф вырастет до 100 рублей, механизм заработает в полной мере. Тем, чей рейс отложили на пару часов, такой размер компенсации по-прежнему будет не интересен. Однако за 10 часов простоя набегает уже тысяча рублей. Если билет стоил две тысячи рублей, это половина суммы, которую перевозчику придётся вернуть", - считает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. Плюс, по его словам, за авиакомпанией остаётся обязанность напоить, накормить и поселить в гостинице пассажира в случае задержки рейса. И это тоже большие расходы. Сюда же накладываются новые полётные разрешения, плата за простой самолета в аэропорту и так далее. "Лишняя финансовая нагрузка - уже серьёзный стимул для перевозчиков не допускать длительной задержки рейсов", - полагает Гусаров.

Серьёзного прорыва ожидали в связи с ратификацией Россией Монреальской конвенции, в которой прописаны правила международных перевозок. Многие надеялись, что теперь с авиакомпании за задержку рейсов можно получить около 400 тысяч рублей. Однако, не всё так просто. Возмещение производится не за задержку рейса, а за вред, причинённый из-за неё. А это две большие разницы. Воздушный кодекс предусматривает именно штраф за задержку, и он взыскивается независимо от вреда. Если речь идёт об ответственности именно за причинение вреда, то этот вред - материальный или моральный - тоже нужно доказать в суде.

Приняты ли изменения в Воздушный кодекс?

По состоянию на октябрь 2018 г., поправки в Воздушный кодекс РФ, описанные в статье, не приняты.

Действительно, повышенные компенсации за задержку рейса стали бы серьёзным стимулом для авиакомпаний быть пунктуальными, а суммы компенсаций для пассажиров были бы более ощутимыми.

Источники:

  • Деньги падают с неба

При планировании путешествия на самолете, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Ввиду многих из них авиаперевозчики отменяют авиарейс или объявляют о его задержке. Как должны поступить путешественники в этом случае?

Права авиапассажира при задержке рейса

Задержание вылета или прилета авиасудна происходит по различным причинам. О нем сотрудники авиаперевозчика оповещают клиентов, которые уже приобрели билеты. Для этого в аэропорту есть специальная служба. Если вылет самолета отменили, компания делает рассылку СМС-сообщений.

В Российской Федерации

При отмене или задержании вылета самолета любая авиакомпания имеет определенные обязательства перед своими клиентами.

Независимо от того, насколько по времени был задержан рейс, каждый пассажир имеет определенные права. Они установлены законодательством Российской Федерации.

При задержании рейса на 5-15 минут путешественникам с детьми до семи лет предоставляется специальное помещение - комната «Матери и ребенка». Она оборудована специально для отдыха, кормления и других нужд.

Если вылет воздушного судна задерживают не более чем на 2 часа, каждый из путешественников имеет право совершить два бесплатных телефонных звонка. Сотрудники авиакомпании должны предоставить воду и другие напитки.

Если рейс задерживают на 4 и более часов, ожидающим путешественникам должны предоставить талоны на горячее питание. В дневное время пассажиры должны питаться каждые 6 часов, в ночное - каждые 8 часов.

Если рейс задерживают на 8 и более часов, авиакомпания должна разместить людей, ожидающих самолета, в гостинице. Их трансфер, хранение багажа - ее обязательства.

Не нужно ждать, пока сотрудники компании принесут напитки или выдадут талоны на бесплатное питание. К ним нужно подойти самостоятельно.

Не стоит задавать вопросы сотрудникам аэропорта. Их организация является посредником, и предоставляет услуги только по оформлению билетов, проверке багажа, посадке на рейс.

В Европе и за границей

Работу Европейских авиакомпаний регулирует «Постановление Европейского парламента и Совета ЕС» № 261/2004. Оно действует только на территории Европейского союза и для компаний, зарегистрированных на его территории.

Авиаперевозчики своим клиентам должны предоставить бесплатное питание и напитки в таких случаях:

  • При задержании вылета воздушного судна на 2 и более часов. При этом протяженность полета составляет до 1500 км.
  • Если рейс задерживают на 3 и более часов, а перелеты осуществляются только по территории ЕС. Их протяженность достигает 1500-3500 км.
  • Если рейс задерживают на 4 и более часов.

Пассажир может совершить два бесплатных телефонных звонка. В том случае, если вылет или прилет самолета задерживается на одни или несколько суток, авиакомпания предоставляет номер в гостинице. Компенсацию можно получить только в том случае, если рейс задержан на 3 и более часов по вине авиаперевозчика. Эти правила установлены парламентом ЕС.

Компенсация за задержку авиарейса в России

Даже самое незначительное опоздание в вылете может быть чревато для путешественника материальными затратами. Например, была пропущена важная встреча или нарушены договорные обязательства.

В этом случае предусмотрена компенсация за задержку рейса самолета. Она выплачивается в Российской Федерации в том случае, если опоздание произошло по вине авиакомпании.

Важно. Материальная компенсация не выплачивается, если самолет опоздал или не вылетел по причине нелетных погодных условий.

Также ее не выплатят в таких случаях:

  • начались отраслевые забастовки сотрудников;
  • появились изменения в общественной жизни, которые влияют на безопасность перелетов (война, эпидемия и прочее);
  • установлены государственные ограничения на осуществление воздушных перевозок;
  • выявлена неисправность летательного аппарата, которая может повлечь за собой угрозу крушения.

В РФ в установленных правилах задержки рейсов самолетов по вине авиаперевозчика размер компенсации составляет 25-50% от суммы минимальной заработной платы. Процент материальной выплаты зависит от многих обстоятельств.

Совет! Чтобы воспользоваться правом на выплату компенсации в полном объеме, необходимо у сотрудника авиакомпании поставить специальную отметку.

Размер компенсации за задержку авиарейса в ЕС

В Европейском Союзе размер компенсации фиксированный. Он зависит от дальности полета и времени задержки рейса.

Для получения материальной выплаты в проездном документе должна быть проставлена отметка. Это выполняет сотрудник аэропорта или авиакомпании. При сборе больших доказательств, можно сфотографировать табло, на котором высветилась информация о задержке рейса.

Интересно! Если авиаперевозчик предупреждает клиента об отмене или задержке рейса за 14 дней до него, компенсация не выплачивается. Если же этот период меньше, пассажир может рассчитывать на материальную выплату в размере, что и при задержке рейса.

Как добиться выплаты: подробная инструкция

К сожалению, не все авиаперевозчики стремятся сохранить свою положительную репутацию. Они не только не предоставляют путешественникам напитки и бесплатные талоны на питание, но и не торопятся отвечать на вопросы по поводу компенсации.

Если все требования пассажиров были проигнорированы, они могут собрать пакет документов, и обратится в суд.

Подтверждающие документы:

  • копия билета с отметкой об отмене или задержке рейса;
  • письма или пригласительные, если планировалось путешествие за границу к родственникам или на важное мероприятие;
  • копии билетов на экскурсии;
  • квитанции или чеки за проживание в гостинице и питание за все время ожидания рейса.

Также необходимо написать претензию. Ее вручают сотруднику авиакомпании вместе с собранным пакетом документов.

Совет. Лучше отправить все это по почте заказным письмом. Так у путешественников будет на руках доказательство того, что они подали жалобу.

Некоторые ксерокопируют претензию. На ее втором экземпляре расписывается сотрудник авиакомпании, которому ее передали. Он указывает дату обращения и свои данные (ФИО, должность).

Обратиться за компенсацией можно непосредственно после того, как точно установлено время задержки вылета воздушного судна. Но не позднее 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса. В ЕС этот период установлен для каждой авиакомпании индивидуально.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно законодательству Российской Федерации, жалобы на работу авиакомпании рассматриваются на протяжении 30 дней. По истечении этого периода авиаперевозчик либо возмещает ущерб, либо отказывается от выплаты компенсации. При этом он должна предоставить неоспоримые доказательства своей невиновности.

Примечание. В правилах транспортировки пассажиров воздушным транспортом не указано точное время, в которое компенсация должна быть выплачена. Иногда этот процесс затягивается на месяцы.

В европейском Союзе дело обстоит иначе. Авиакомпании выплачивают компенсацию не позднее 7 дней после рассмотрения жалобы.

Судебные разбирательства

Самостоятельно «сражаться» с авиакомпанией за право получения компенсации - сложная задача. В штате такой организации работают опытные юристы. Они хорошо справляются со своими обязанностями. И порой получить долгожданную компенсацию не удается.

Совет. В этом случае нужно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они помогут собрать достаточное количество доказательств вины авиакомпании.

Суду необходимо предоставить подтверждающие документы. Обратиться с исковой жалобой можно в течение 3 лет со дня задержки вылета.

Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой

Исход ситуации зависит от того, как путешественник оформил свой билет. Например, он совершает полет из Краснодара в Минск с пересадкой в г. Москва. В этом случае авиакомпания несет ответственность за рейс «Москва - Минск». Они посадят путешественника на ближайший самолет, который летит в этом направлении.

Важно. Получение компенсации из-за сложившейся ситуации возможно, если пассажир прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 часа и больше.

Если приобретались документы на два отдельных рейса («Краснодар - Москва» и «Москва - Минск») за опоздание на второй самолет авиаперевозчик ответственности не несет.

Что делать, если авиакомпания не предоставила гостиницу

Такая ситуация происходит довольно часто. Что делать, если задерживают рейс на самолет на сутки и более? А авиакомпания при этом игнорирует свои обязательства.

Первое, что нужно сделать, это проставить отметку о задержке рейса у сотрудника компании. Далее, необходимо собирать все чеки: на питание, хранение багажа. При заселении в гостиницу попросить выдать подтверждающие документы с указанием суммы оплаты. Они будут доказательством материальных трат, которые должна возместить компания-перевозчик.

Пассажир по прибытии в авиакомпанию пишет заявление установленного образца. Его можно взять у сотрудника. К нему он прикладывает копии собранных документов. Также необходимо предоставить копию билета, на котором стоит отметка о задержке или отмене рейса.

На сайте многих авиакомпаний есть возможность подать такую жалобу в онлайн-режиме. Как показала практика, лучше передавать заявление лично или отправлять посредством почты (оформить заказное письмо). Так будет больше шансов, что претензию рассмотрят в срок, а также примут по ней решение.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

В связи с задержкой рейса пассажирам часто приходится менять свои планы. Хорошо, если ожидание вылета продлилось недолго, но бывают случаи, когда приходится сидеть в аэропорту не один час. Немногие пассажиры знают, что в этой ситуации полагается ряд бесплатных услуг от авиакомпании, а порой и компенсация за задержку рейса. Постараемся разобраться в хитростях законодательства и положенных правах.

В последнее время авиаперелеты прочно вошли в нашу жизнь. Кто-то летит в отпуск, а кто-то по рабочим вопросам. Но не всегда перевозчику удается выполнить обязательство по доставке пассажира точно в срок. Предугадать заранее, что время отправления самолета изменится, невозможно. Даже самые солидные и надежные авиакомпании могут подвести.

Задержка рейса это перерыв в воздушной перевозке по вине авиаперевозчика или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете.

Почему задерживают рейсы? Причин изменений времени отправки может быть много. И не всегда задержка обусловлена проблемами перевозчика.

Когда виновата авиакомпания

Авиакомпания считается виновной в задержке или отмене рейса в следующих случаях

  1. Нестыковка в расписании
  2. Неготовность экипажа или борта к выполнению рейса
  3. Овербукинг
  4. Отмена или перенос рейса по финансовым причинам
  5. В остальных случаях, когда авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора

Когда авиакомпания не виновата

Перевозчик не несет ответственности в случае отмены или изменения времени вылета (ст.794 и 795 Гражданского кодекса РФ)

  1. Неблагоприятные метеорологические условия
  2. Форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы или стихийного характера (теракт, стихийное бедствие, военные действия, гражданские беспорядки и т.д.)
  3. Устранение неисправности самолета опасной для жизни и здоровья пассажиров
  4. Забастовки персонала аэропорта
  5. Требования государственных органов

В каких законах закреплены права пассажиров

Права пассажиров авиалиний закреплены в следующих законодательных и ведомственных актах

  • Закон №60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ»
  • Приказ Минтранса РФ №82 Об утверждении Федеральных авиационных правил
  • Закон о защите прав потребителей
  • Гражданский кодекс РФ
  • Воздушный кодекс РФ

Также в определенных ситуациях во время международных полетов действует постановление Европарламента и Совета ЕС №261 «Об установлении общих правил в области компенсации пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса».

С апреля 2017 года Россия присоединилась к Монреальской конвенции, а значит авиаполеты стали попадать и под ее действие.

Что положено пассажирам при задержке рейса

Независимо от того, что послужило причиной изменения времени вылета (а соответственно и кто в этом виноват), авиакомпания обязана предоставить пассажирам следующие услуги:

Независимо от времени задержки

  • Организовать хранения багажа.
  • Предоставить пассажирам с детьми до 7 лет комнату матери и ребенка

Задержка рейса более двух часов

  • Обеспечить два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте
  • Снабдить прохладительными напитками

Задержка рейса более четырех часов

  • Предоставить горячее питание (и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время)

Задержка рейса более шести и восьми часов

  • Разместить в гостинице при ожидании отправления рейса в дневное время более восьми часов и более шести часов — в ночное время. При этом доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно осуществляется за счет авиакомпании.

Это самая затратная часть, поэтому перевозчикам такие длительные задержки не выгодны. Однажды я попала на такую длительную задержку и нам предоставили отель. О том, как это было, читайте .

Даже если за стенами аэропорта бушует ураган и ваш самолет не выпускает, забота о вас, как о пассажире, лежит на плечах авиакомпании.

Важно! Указанные выше услуги предоставляются без взимания дополнительной платы

В случае если авиакомпания отказывается предоставлять что-то из приведенного выше списка, пассажир может оплатить это самостоятельно, а потом потребовать у авиакомпании финансовой компенсации. В этом случае желательно получить официальный отказ от представителя перевозчика либо составить акт о таком отказе совместно с несколькими другими пассажирами.

Что делать при задержке рейса

Если вы видите на табло вылетов, что ваш перелет откладывается — не паникуйте. Обычно указывается, на какое время перенесен ваш вылет. Он может меняться несколько раз в сторону увеличения интервала отправления.

Последовательность действий

  1. После того, как прошло 2 часа, необходимо найти представителя авиаперевозчика для получения положенных по закону преференций. Он может находиться на стойке регистрации или в кассе авиакомпании. При необходимости всегда можно уточнить у сотрудников аэропорта. Не думайте, что авиакомпания будет пытаться найти каждого пассажира и объяснять ему его права. Возьмите инициативу в свои руки.
  2. Получите отметку о задержке рейса у представителя авиакомпании. У него также можно получить талоны на питание и узнать относительно гостиницы при длительных задержках.
  3. В случае если не удалось найти сотрудника авиакомпании, отметку могут проставить и сотрудники аэропорта. Для этого нужно обратиться в отдел информации (обозначается в аэропортах знаком I.
  4. Если перевозчик не предоставил талоны на питание, и вы самостоятельно кушали в кафе, сохраняйте чеки. Они понадобятся, чтобы взыскать с авиакомпании свои расходы в будущем.

Что делать, если вы опоздали на стыковочный рейс

Здесь существует три варианта в зависимости от вида билета.

    • 1 билет, 1 авиакомпания – в этом случае проблемы по вашей отправке решаются авиакомпанией. Она должна отправить вас ближайшим рейсом.
    • 1 билет, 2 авиакомпании – если у вас один билет на одном бланке, а авиакомпании в маршруте с пересадкой указаны разные, то это означает, что между компаниями есть договоренность о совместных перевозках. При задержке первого рейса вторая авиакомпания должна решить вашу проблему и посадить на ближайший рейс.

Что делать если билеты входили в стоимость туристической путевки

В этой ситуации в течение 20 дней с момента окончания договора об оказании туристических услуг (то есть, как вернетесь домой) необходимо написать претензию и потребовать компенсацию за пропущенные, но оплаченные дни проживания в гостинице.

Какая положена денежная компенсация за задержку рейса

Помимо указанных услуг всем пассажирам полагается финансовая компенсация за задержку рейса по вине авиакомпании (Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии, Вим авиа и др). Размер компенсации в России и в Европе существенно отличается.

В России

В случае изменения времени вылета по вине перевозчика пассажиру полагается

        • 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости авиабилета в качестве штрафных санкций (согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ)
        • 3% от стоимости авиабилета за каждый час опоздания в качестве компенсации (согласно п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителя)

Пассажир также имеет право отказаться от полета и получить возврат денег за билет даже по невозвратному тарифу. Такой отказ считается вынужденным.

Получить компенсацию за задержку рейса

В Европе

Задержке рейса по вине перевозчика в Европе регулируется постановлением Европарламента и Совета Европы №261. Оно распространяется на:

        • Авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС вне зависимости от аэропорта вылета
        • На рейсы любых авиакомпаний, когда аэропортом вылета служит аэропорт на территории ЕС.

То есть если вы летите российской авиакомпанией из Европы (например, Аэрофлотом) или европейским перевозчиком из России (Austrian airlines), то будут действовать данные условия.

Размер и сумма компенсации зависит от времени задержки и планируемого расстояния.

При задержке более 5 часов можно вернуть денежные средства за билет в полном объеме, при меньшей задержке возврат не предусмотрен.

Несмотря на довольно внушительные суммы, по сравнению с задержкой в нашей стране, предъявляют претензии перевозчику лишь 1-2% людей.

Помните, что компенсация полагается как при регулярных, так и при чартерных перелетах.

Получить компенсацию за задержку рейса

В США

В Америке закон не предусматривает компенсацию пассажирам при задержке или отмене рейса. Единственное исключение – это овербукинг. В такой ситуации пассажир получает двойную стоимость авиабилета при прилете на 2 часа позже начального срока. Максимальная компенсация может достигать 650 долларов. А вот если авиакомпания не удалось доставить пассажира в двухчасовой промежуток, то компенсация возрастает до четырехкратного размера (1300 долларов). Что касается предоставления еды и напитков, то у каждого перевозчика свои правила.

Возврат финансовых средств при длительных задержках или отменах рейса также не закреплен законом. Однако на практике большинство авиакомпаний меняют билеты на ближайший рейс. Получить возврат денег за билет можно только в случае овербукинга.

Получить компенсацию за задержку рейса

В Азии

В Азии компенсации при задержке рейса либо минимальны, либо отсутствуют. Все зависит от перевозчика.

Смотрите также размер компенсации при овербукинге и при отмене рейса

Получить компенсацию за задержку рейса

Как получить компенсацию за задержку рейса самостоятельно

Чтобы получить денежную выплату за задержку рейса необходимо направить претензию в адрес авиакомпании. При этом споры по внутренним российским рейсам рассматриваются в соответствии с российским законодательством, а по международным рейсам – в соответствии с законодательством страны, где зарегистрирована авиакомпания или находится аэропорт отбытия.

Срок обращения составляет 6 месяцев в России и 2 года по международным рейсам согласно Монреальской конвенции. Судебная волокита, как правило, дело небыстрое, но суды чаще всего встают на сторону пассажиров.

Пошаговая инструкция

  1. Составляется претензия в свободной форме с указанием нарушений перевозчика
  2. Она направляется на юридический адрес авиакомпании заказным письмом с уведомлением (лучше с описью вложений).
  3. К претензии необходимо приложить следующие документы:
    • — копии авиабилетов с отметкой о задержке или отмене рейса;
    • — чеки, подтверждающие дополнительные расходы из кафе, гостиницы (если они возникли у пассажира по вине авиакомпании);
    • — подтверждения понесенных убытков из-за переноса времени рейса (например, пропустили экскурсию или концерт).

      Копию претензии и доказательство ее отправки необходимо сохранить. Они понадобятся при обращении в суд. Авиакомпания обязана рассмотреть претензию в 30 дневной срок. В случае положительного решения денежные средства перечисляются пассажира в течении 2-6 месяцев. В случае отрицательного ответа, придется обращаться в суд.

      Как получить компенсацию за задержку рейса до 600 евро без усилий

      Если у вас нет ни сил, ни желания заниматься взысканием положенной вам по закону финансовой компенсации, можно обратиться к посредникам. Компания Compensair самостоятельно подготовит все необходимые документы, в том числе и обратится в суд от вашего имени. При этом никакой оплаты от вас не потребуется. Compensair удержит свою комиссию только в случае положительного исхода дела, и получения денежных средств от авиакомпании. Согласитесь, что это быстро и просто. Вспоминайте свои задержанные рейсы со сроком давности до 6 лет. А вдруг вы получите 600 евро, ничего не предпринимая. Проверить полагается ли вам компенсация и ее размер можно в форме ниже. Просто введите данные рейса.

      Теперь вы знаете свои права и при задержке рейса и в случае если она произойдет, сможете получить положенную компенсацию.

    • Получить компенсацию за задержку рейса

      Хороших путешествий!

    Похожие записи

    .sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(224, 222, 221, 1); padding: 15px; width: 760px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 730px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

    Обсуждение: 13 комментариев

    Вычитала всю статью от и до! Очень полезно, интересно, всё по порядку и понятно! Я думаю, нашим гражданам нужно знать свои права и не лениться их отстаивать. Часто летаем, обязательно сохраню статью себе и буду пользоваться!

    Ответить

    1. Спасибо. Я сама об этом не задумывалась, пока не столкнулась с задержкой рейса. Тогда и узнала от более сведующих, что полагается пассажирам.А взыскивать с авиакомпании компенсацию решается лишь 1-2% людей. Людям просто лень. Хорошо, что сейчас появились компании, которые за вас все сделают. Пассажиру лишь нужно предоставить сведения о рейсе и получить несколько сотен евро.

      Ответить

    Несколько раз за последние 10 лет попадала в задержки рейсов, но каждый раз кроме одного (это был снежный шторм), давалось объяснение неисправности самолета. Мне кажется, что авиакомпании тоже защищают свои интересы и не дают достоверной информации пассажирам. Во Франции парижский аэропорт многим знаком именно задержками, 8 часов ожидания там уже вошло в норму. В последний раз я попала в эту «пробку» с 1,5 годовалым малышом, ни комнаты матери и ребенка, ни еды предоставлено не было.

    Ответить

Очень полезная и актуальная информация. Тем более, что сейчас задержки почему-то участились, а наши люди просто не привыкли ещё к тому, что за причинённые неудобства им полагается возмещение. На Западе такое практикуется давно, там по каждому пустяку, на который мы и внимания-то не обращаем, идёт судебный иск…
Ничего, со временем привыкнем…
Спасибо.

Ответить

  1. На западе и компенсация больше, чем у нас.Поэтому и людям там выгоднее получать положенное. А у нас времени больше потратишь, чем получишь возмещения.

    Ответить В этом случае вы можете получить компенсацию. Если честно сам об этом не знал, но отправил документы смеха ради в эту фирму по возврату компенсаций и тут на тебе пришла компенсация. Сказать что я был удивлен, ни чего ни сказать. Вообщем это возможно.

    Ответить

Поделиться