Путешествуем на электричках. На электричках с пересадками

Экономический кризис и стагнация из России отступят еще нескоро: денег становится все меньше, ездить заграницу все дороже. Поэтому отличная альтернатива для поездок на выходные — города Подмосковья. Благо их много, и смотреть в них есть что. Почему на электричке зачастую удобнее путешествовать? Какие маршруты актуальны сейчас? Куда можно доехать на спецусловиях? Обо всем этом — в совместном материале Time Out и ЦППК.

Что это за проект?

В январе 2017-го Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) запустила первые скоростные туристические электрички до нескольких крупных подмосковных городов. Компания одновременно преследует две цели: популяризация внутреннего туризма и «имиджевая» история по изменению отношений к путешествиям на электричках. Если раньше пригородные электропоезда ассоциировались преимущественно с духотой, неудобством, грязью, то теперь на новых поездах-экспрессах действительно комфортно перемещаться. Они светлые, просторные, чистые, с климат-контролем и вполне приличными сиденьями. Если экскурсия платная, то для туристов в экспрессах выделяют отдельные вагоны, если бесплатная, то надо купить обычный билет.

Какие туристические маршруты есть?

ЦППК разрабатывает туры совместно с администрациями городов и туроператорами: перевозчик придумывает маршруты, а местные власти отвечают за гидов. Самые популярные сейчас туры — это экскурсии в Дмитров и Рязань: программа бесплатная, с гидом, который предоставляется всем желающим. В ближайшее время обещают запустить туры в Коломну, Новый Иерусалим, Звенигород и Сергиев Посад. Первая поездка состоится уже 26 мая по маршруту Пески-Коломна с посещением нескольких музеев и Коломенского кремля. На сайте компании можно приобрести и коммерческие групповые туры — например по маршруту Тула-Кимовск-Куликово поле-Моховое. И еще одно направление — это «праздничный туризм», когда гостей везут не просто посмотреть город, а на какой-нибудь отличный местный фестиваль.

Тульская область

Как это работает?

Если вы собрались на бесплатную экскурсию, то надо будет зайти на сайт ЦППК , записаться и купить билет на электричку. Если вы хотите путешествовать самостоятельно, то ЦППК предлагает SMART-путешествия. Вы покупаете travel card на сайте , после этого вам на почту приходит QR-код, кодовое слово, дата и описание программы. Travel card — это абонемент на путешествие, в который входят билеты на электричку, экскурсии, билеты в музеи и выставки, участие в мастер-классах, получение скидок и т.д. Стоимость карты зависит от количества доступных опций.
Когда будете проходить через турникеты вокзала или входить в музеи, рассчитываться в сувенирных лавках и кафе — покажите QR-код или назовите кодовое слово. Получите все опции, доступные по выбранной карте, и скидки.

Каковы преимущества путешествий на электричках?

Во-первых, это удобно: в современных экспресс-электричках есть кондиционер, Wi-Fi и мягкие кресла, а в межобластных экспрессах в пути следования можно купить еду и напитки, кроме того, рядом с креслами есть розетки. Во-вторых, электропоезд идет строго по графику и не стоит в пробках: легче рассчитать время на поездку. В-третьих, бюджетно: билет до Рязани и обратно, например, обойдется в 1160 рублей. При этом в стоимость билета входит обзорная экскурсия по городу. Еще по дороге можно бесплатно прослушать аудиогиды компании, написанные профессиональными историками и тревел-журналистами. Так вы узнаете обо всех местах, мимо которых следует поезд. Гиды доступны на сайте компании или через мобильное приложение izi.TRAVEL.

Для иностранцев

Изначально аудиогиды создавались только на русском языке, но в связи с увеличением количества иностранных туристов их стали выпускать и на английском. В июне появятся 11 таких аудиогидов, в том числе «Гид болельщика» с перечнем экскурсий, к которым могут присоединиться гости Чемпионата мира по футболу-2018, полезными советами, схемой метро. Все экскурсионные группы будут сопровождать гиды-переводчики. В следующем году станут доступны аудиогиды на китайском языке. А еще ЦППК сейчас разрабатывает специальные буклеты, карты и путеводители для маршрутов дальнего следования, которые помогут путешественникам составить программу для самостоятельной поездки.

«На электричках» – дневник железнодорожной экспедиции, заметки о путешествии из Владивостока в Москву, но не привычным способом – поездом за семь дней, а на электричках, с десятками пересадок. В этой книге пятьдесят четыре дня пути, тысячи километров железных дорог, зарисовки характеров и быта людей: железнодорожников и попутчиков, местных жителей и других путешественников. В ней вся наша огромная, сложная, красивая страна. Книга «На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву» не только увлекательный травелог, но и полезный путеводитель: советы автора книги Александра Лучкина простые, понятные и исчерпывающие. Как спланировать маршрут и что взять с собой, где лучше остановиться на ночевку и что интересного можно посмотреть, кроме банальных достопримечательностей, как не нарваться на неприятности и как общаться с местными. Это впечатляющее, немного безумное и, главное, бюджетное путешествие может повторить каждый.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву (Александр Лучкин, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Предисловие

Кризис – время возможностей

Эта история началась в 2015 году. Точного дня я не помню, да это и не важно. Здесь не должно быть точной даты. Ведь конкретные цели путешествия определились только по мере подготовки и осуществления плана.

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск – где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис – время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест.

Россия изнутри

Особую актуальность путешествия по России приобрели в 2015 году в свете сложившейся в стране экономической ситуации. Многие россияне отложили заграничные поездки, отдав предпочтение путешествиям по родной стране. Кто-то назло введенным Европой санкциям. «Силовикам» и госслужащим «кадровики» настоятельно рекомендовали планировать отпуска в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Кто-то оказался заложником экономического кризиса, неожиданно накрывшего Россию. И вот уже путешественники шерстят интернет в поисках информации, маршрутов, гостиниц. Россия, Россия, Россия… Много открытых вопросов. Насколько безопасно сейчас путешествовать по стране? Крупные города – понятно. А как быть с глубинкой? На каком уровне туристический сервис? Что вообще сейчас происходит в стране?

Эти вопросы были первыми, на которые я искал ответы на форумах путешественников в сети. Поиск позволил заключить: во внутреннем туризме России скрыто очень много резервов, которые именно скрыты, недоступны. Их нужно самому нащупать, достать, откопать, и это по силам, прямо скажем, не каждому.

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело – посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое – побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Про железные дороги, путешествия на электричках и романтику

Для России с ее климатом, расстояниями и дорогами железнодорожное сообщение всегда играло стратегическую роль. В наши дни пассажиропоток на пригородном сообщении уменьшился по сравнению с тем, каким он был 30 лет назад. Немало сельских жителей перебралось в города, увеличилась разветвленная сеть автодорог, автомобили стали доступнее. Многие железнодорожные линии закрылись из-за нерентабельности и ветхости, не говоря уже об отмене рейсов электричек и поездов на действующих направлениях. Исчез удобный и самобытный вид железнодорожного транспорта – узкоколейки.

Совсем недавно железная дорога России отметила свое 175-летие. Удивительно, как строительство железных дорог повлияло на развитие тех или иных регионов России, судьбы их жителей. Для того чтобы познакомиться с жизнью страны и историей железных дорог, как нельзя лучше подходит железнодорожное путешествие.

Какой вид транспорта выбрать, чтобы посмотреть город? Автобус? Велосипед? Считаю, город лучше смотреть, идя по нему пешком. А страну стоит пересекать на электричках.

Способ передвижения на дальние расстояния на пригородных электропоездах не нов. Издавна так переезжали с места на место студенты, туристы, льготники и прочий люд, который экономил на проезде или по каким-либо причинам скрывал от властей свое перемещение. Ведь для приобретения билета на электричку документы не нужны. В народе такой способ езды называется «добираться на перекладных» или «ехать на собаках». В поздний советский период – время рассвета пассажирских перевозок путешествия на электричках были наиболее востребованы. Действовало огромное количество пригородных маршрутов по всей стране, в том числе довольно экзотических. Можно было в Москве на Курском вокзале сесть на электричку Москва – Владимир. Доехав до Владимира, пересесть на электричку до Гороховца и, пересаживаясь с одной электрички на другую, добраться до Владивостока.

Что можно увидеть из окна пригородной электрички? Лес, поле, станции, дачные поселки… Но не только это. Путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с ее историей, архитектурой, особенностями и обычаями.

Электричка – это особый мир. В нем есть все, что нужно для хорошего путешествия:

Достаточно свободы. Нет необходимости бронировать билеты, искать парковку или заранее приезжать на регистрацию. Можно опоздать и поехать на следующей электричке, сойти на любой станции, перепланировать маршрут на ходу и вообще импровизировать.

Красота и романтика. Путешествуя на электричках, наслаждаешься красотой природы. Порой удивляешься, насколько искусно железная дорога вписана в природный ландшафт. Можно любоваться проносящимися за окном пейзажами и наблюдать за жизнью дороги.

Общение, открытия и истории едут рядом с вами. Пассажиры электрички – местные жители, с которыми можно разговориться и узнать много интересного о человеке или месте, куда вас занесло. Начинает работать принцип, который называют «Эффект случайного попутчика». Вы встречаетесь непреднамеренно и наверняка знаете, что через некоторое время расстанетесь навсегда. При таком условии собеседник охотно поделится своей историей, а может быть, даже откроет вам страшную тайну.

Надежность. Иногда бывает жаль потерянного времени, когда договорился о встрече, а человек опаздывает. На железной дороге такого не бывает. Расписание – как железобетонный фундамент, опираясь на который можно планировать время, встречи, пересадки.

Доступность. Любому по плечу самостоятельное путешествие на электричке. Для этого не требуется особенных навыков, знаний или снаряжения. Пересаживаясь с одной электрички на другую, можно преодолевать значительные расстояния. В среднем километр пути обходится около двух рублей, что совсем недорого.

Самостоятельные путешествия

Современные люди избалованы турами, в которые все включено. Большинство организационных проблем – забота оператора: транспорт, размещение, питание, безопасность. Путешественник избавлен от решения бытовых вопросов.

Но если у человека есть своя уникальная идея, он становится на путь планирования самостоятельной поездки. Приходится все придумывать самому. Человек отправляется в такую поездку, чтобы познать мир, открыть для себя что-то новое. Самостоятельные путешествия позволяют замечать необычное в самых простых и заурядных вещах. Знакомят с интересными людьми, учат быть творческими, самостоятельными, увлеченными. Не просто плыть по течению, а лавировать в потоке жизни.

Как проходило путешествие

Летом 2015 года я взял билет на самолет Москва – Владивосток, по прилете сел на электричку Владивосток – мыс Астафьева и отправился в железнодорожное путешествие из Владивостока в Москву через всю страну, чтобы своими глазами увидеть, как живет Россия сегодня.

Путешествие проходило в формате железнодорожной экспедиции. На электричке доезжал до конечной станции и пересаживался на следующий поезд. Иногда электричку приходилось ждать по несколько часов, а то и дней. В пути я старался охватить максимальное количество достопримечательностей, пообщаться с местными жителями, узнать, как живется в том или ином месте. Для ночевок у меня была туристическая палатка. В крупных городах останавливался в гостиницах и хостелах. Была намечена ориентировочная ветка маршрута: список городов и достопримечательностей, которые любопытно было бы посетить. Остальное – чистая импровизация. В пути я вел блог, где ежедневно размещал путевые заметки и размышления по поводу увиденного. Это было одиночное путешествие. Когда едешь один, есть свои плюсы:

Проще организоваться и спланировать путешествие. Нет необходимости согласовывать маршрут и его изменения с другими участниками.

Выше путевая скорость по маршруту, не ждешь коллег.

Не замыкаешься на разговоры в группе, и общение с местными жителями проходит лучше.

У одиночки высокая ответственность, приходится рассчитывать только на себя. Отсюда – безопасность.


В то же время в процессе поездки накапливаются впечатления, которыми хочется делиться. Хорошо, когда рядом есть близкий человек. Если путешествие одиночное, можно говорить с окружающими людьми, вести блог, выкладывать фотографии в сеть и переписываться с друзьями. Поддержка и отклик от других людей в путешествии очень важны.

Об этой книге

Перед вами сборник путевых заметок экспедиции. Пришлось поломать голову над тем, как разместить самые интересные заметки и при этом соблюсти хронологию и последовательность прохождения маршрута. В итоге я решил повествовать по мере продвижения по железной дороге – от точки старта к конечному пункту, а главы книги именовать по названиям железных дорог.

Двигаясь по маршруту, я публиковал путевые заметки в блоге. Можно сказать, эта книга написана в пути. Я писал в электричках, в залах ожидания, в городских парках, на кухнях хостелов, в палатке на стоянке. Чтобы читателям блога было проще следить за моими перемещениями, каждую ежедневную публикацию я именовал по названиям населенных пунктов описываемого участка маршрута. А в книге решил оставить оригинальные названия, сохранив привязку к публикациям блога, а не к маршруту. Так лучше видно, что книга собрана из дней и тысяч километров, а не из глав.

В наше время я наблюдаю рост интереса к поездкам по России. Многие выбирают железную дорогу как надежный и недорогой вид транспорта. Надеюсь, информация будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся путешествиями и железными дорогами. Возможно, вы захотите повторить мой путь и проехать через Россию на поездах. В таком случае книга станет для вас практическим руководством.

Это не путеводитель. У меня не было цели писать только про достопримечательности. Вообще, стараюсь не увлекаться чтением описаний и комментариев других путешественников о местах, где мне только предстоит побывать. Интересно узнавать самому, почувствовать себя первооткрывателем.

В книге освещаются практические вопросы путешествий на электричках. Эту информацию можно использовать по-разному. Кто-то скажет: «Ага, оказывается, можно и так путешествовать!» Кто-то возьмет готовый рецепт, подставит в него свои исходные данные и получит путешествие своей мечты. А кто-то позаимствует интересные фишки и лайфхаки и использует их для своих поездок.

В любом деле есть набор стандартных граблей. Информация, полученная из книги, позволит не наступить на грабли при планировании поездки и сделает путешествие максимально комфортным, безопасным и результативным. «Предупрежден – значит вооружен», – гласит поговорка. Следующая глава вооружит вас ценными практическими советами для подготовки и организации самостоятельного путешествия.


Оказывается в Екатеринбурге 11 станций Транссибирской магистрали! Не 1-2 станции, а 11 станций, он одного конца города до другого, и все они стоят на транссибирской магистрали! Обалдеть. Я решила их все проехать и посмотреть.
Итак старт был со станции Екатеринбург Пассажирский.

Мне понравилась курганская электричка, даже захотелось прокатиться до Кургана.

Белорусский поезд "Минск-Новосибирск". Мой любимый поезд. В Белоруссии не красят поезда в серо- красный цвет, в отличии от наших поездов. Единственное, что мне не нравится в "РЖД"- это серый цвет.

Сажусь в электричку "Екатеринбург-Ощепково" .

Внутри она выглядит вот так. У нас почему- то, в электричках, вагоны, и комфортнее и простые, с сиденьями -досками стоят одинаково. Исключение - Ласточки.

Станция Первомайская. Вокзала нет, с другой стороны виден город. Но двери открылись на эту сторону.

Я на эту станцию вернусь на обратном пути, если сейчас я бы на ней вышла, я бы проторчала там часа два - три до следующей электрички. Маршрут я построила так, чтобы подолгу не оставаться на станциях и выглядел он вот так-Екатеринбург пассажирский -Хуторята-Шарташ-Екатеринбург пассажирский-Екатеринбург Сортировочная-Екатеринубург пассажирский. Это там где выходила, остальное фотографировала из электрички.

Станция Путевка. Вот такой забор стоит вдоль железной дороги почти по всему Екатеринбургу. Я раньше думала, что это станция, на которой выдают путевки.

Чапаевская.

1826 километр.

Исток. Сфотографировала через стекло в тамбуре. Это еще все идет Екатеринбург, а не пригород!

Все, выходим, мы прибыли на другой конец города, станцию Хуторята. Это недалеко от аэропорта Екатеринбурга.

Хуторята- это 1832 километр транссибирской магистрали. Увидела транссибирский столб.

До обратной электрички 40 минут, я решила сходить в какой-нибудь магазин, не стоять же на остановке, заодно и местность осмотреть.

Через 10 минут наткнулась на сетевой магазин Кировский. С удивлением отметила, что он больше магазина Кировский в моем районе раз в пять, хотя я живу недалеко от центра, а это окраина.

Покупаю детский йогурт и банан, на кассе замечаю несколько детей, покупающий чипсы и сухари кириешки, и иду на станцию. Что будет с желужками детей через 20 лет, если они с детства едят такую гадость ежедневно?

Теперь едем в обратную сторону.

Выхожу на станции Шарташ. Вот из такой электрички.

Вокзал Шарташа серого цвета, внутри очень древний...и холодный.

Внутри вокзал.

Колонны, печки..

Внутри сидеть скучно, иду на улицу, несмотря, что на улице -8 градусов и идет снег...

Поднимаюсь на мост.

И вижу танки!! Протираю глаза и все равно вижу танки! При чем они не едут куда-то, а стоят, прицепленными к старым вагонам. А вот на станции Сортировка я увидела едущие танки!

Долго не пришлось любоваться на танки, подошла электричка до станции Екатеринбург пассажирский. Вот такая.
на Шарташе я пробыла около 50 минут.

Прибываем в Екатеринбург. До следующей электрички 30 минут. Завтрак был давно, а уже дело близится к вечеру, иду в столовую "Вилка-Ложка" в здании вокзала, и покупаю комплексный обед. Вот что, а в столовой в этой всегда свежая еда. Можно смело есть. Проверено неоднократно.

Салат с морковью, борщ, гречка с тефтелью, хлеб, компот, всего 119 рублей.

Садимся в третью электричку. Едем на станцию, которая находится на другом конце города Екатеринбурга, стоящую на транссибирской магистрали-Екатеринбург-Сортировочный.

Проезжаем площадку ВИЗ.

Электродепо.

Последняя станция моего мини-путешествия -Екатеринбург-сортировочный.

Я хотела пройти через мост и пофотографировать старинные паровозы.

Невероятно длинный мост.

Метель поднялась сильная, снег с ветром валил и валил. Я могла уехать обратно через 15 минут и через час 10 минут. Мне хотелось посмотреть старинные паровозы под открытым небом, и я решила поехать через час.
Спускаюсь с моста, смотрю паровозов нет! Одни товарные поезда.

Мы были весной с дочкой, и смотрели эти паровозы, я тогда еще забыла фотоаппарат. С моста спускаешься, и сразу же старые вагоны стояли. А тут нет. Правда у депо стояли какие- то пара вагонов, я решила посмотреть хотя бы их. А где же остальные?

А погодка вот такая. Все заметает снегом.

Проваливаясь в снег, фотографирую пару старых вагонов, и понимаю, что я не там! Весной все было по другому, и не было депо поблизости. Наверное, я не на том мосту спустилась.

Вот вагончики.

На станции дала гудок моя электричка, следующая только через час. И тут из ворот вышел мужчина в одежде охранника и пошел в мою сторону. Я подумала, ну все, сейчас меня задержат за фото вагонов в неположенном месте! И побежала на мост. Пусть задерживает на мосту, а не тут. На мосту камеры, люди ходят.

Мужчина за мной. Небольшая пятиминутная гонка по сугробам, и я на мосту. Стою, жду его. Особенно было жутко смотреть на него, когда он решительно подходил быстрым шагом. Я решила не ждать, и перехватила инициативу: " А вы не подскажете, где музей под открытым небом со старыми вагонами? Я его найти что-то не могу?". Ну заблудилась я, все бывает. "

" Музей? С вагонами? Да, это же не на этой станции! Это на станции Электродепо!" Оказалось, что это просто работник станции в черной одежде, идущий на электричку, а я приняла его за охранника. Вот опять я все перепутала, и теперь мне придется час мерзнуть на этой станции, и ждать следующую электричку. Никаких старинных вагонов тут нет!

На станции ждал электричку только один отмороженный мужчина, он, чтобы согреться непрерывно запрыгивал и спрыгивал со скамейки.

Чтобы не мело снегом и ветром в лицо, я спряталась под остановкой, и приготовилась ждать около часа электричку. Мимо проехал поезд "Россия" Владивосток-Москва, с раскрашенными вагонами.

Ну и наконец-то моя электричка подошла. К концу часа я уже почти превратилась в сосульку.

Как тепло ехать!

Через 9 минут уже приехали, и я поняла, что ехать до дома я не могу, пока не согреюсь где-нибудь основательно, и не попью очень горячего чая. Пришлось опять идти в столовую и пить чай с тортом "Сладкоежка" .
Горячий чай, тортик с вареной сгущенкой, орехами и курагой, сделали свое дело, я согрелась и была даже готова хоть еще раз повторить это отмороженное путешествие.

Редактор А. Черникова

Руководитель проекта Л. Разживайкина

Корректоры Е. Аксёнова, М. Смирнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

© Александр Лучкин, 2017

© Анна Ильина, иллюстрации, 2017

© ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Вот, говорят, путешествие – лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься.

Николай Чернышевский

Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни.

Агата Кристи

В наше время российским туристам предоставляются практически неограниченные возможности для путешествий. Можно выбирать страны, маршруты, транспорт. Я уж не говорю об экипировке, которая стала качественнее, удобнее и легче. Можно приобретать готовые туры либо планировать путешествие самостоятельно, пользуясь многочисленными онлайн-сервисами по заказу билетов и бронированию отелей. Такое многообразие предложений на туристическом рынке порождает потребительский подход. «В отпуск съездили, отдохнули», – часто слышу я от своих друзей, вернувшихся из очередного путешествия. А зачем ездили? С какой целью?

Я стремлюсь к осмысленным путешествиям, чтобы у каждого была своя идея. Например, проверка какой-то гипотезы или тестирование нового сервиса. Юрий Сенкевич в своей книге «На "Ра" через Атлантику» рассказывает о трансатлантическом переходе на папирусной лодке – не простом плавании, а эксперименте. Его целью было доказать, что египтяне могли пересекать Атлантику на лодках, пользуясь Канарским течением. Эксперимент – это идея. Маршрут, транспорт, снаряжение следует из этой идеи. Именно это я называю осмысленным путешествием.

Приятным дополнением к такому путешествию может стать некий конечный продукт, привезенный из поездки: путевые очерки, книга, даже фильм. Есть идея – сюжет сам выстраивается. После этого остается только фиксировать материал.

Так получилось и у меня. Изначально появилась идея: проехать по железной дороге от Москвы до Владивостока на электричках. Потом было путешествие в формате железнодорожной экспедиции. Из путевых заметок экспедиции и родилась эта книга.

Путешествия по железным дорогам России возможны. По моему опыту, это несложно и безопасно. Моя поездка проходила в условиях привычных городскому жителю, не чуждому авантюризма.

В дороге открытия происходят буквально на каждом шагу. А кроме того, осмысленные путешествия подчас помогают понять, какие возможности таятся в нас самих.

Предисловие

Кризис – время возможностей

Эта история началась в 2015 году. Точного дня я не помню, да это и не важно. Здесь не должно быть точной даты. Ведь конкретные цели путешествия определились только по мере подготовки и осуществления плана.

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск – где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис – время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест.

Россия изнутри

Особую актуальность путешествия по России приобрели в 2015 году в свете сложившейся в стране экономической ситуации. Многие россияне отложили заграничные поездки, отдав предпочтение путешествиям по родной стране. Кто-то назло введенным Европой санкциям. «Силовикам» и госслужащим «кадровики» настоятельно рекомендовали планировать отпуска в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Кто-то оказался заложником экономического кризиса, неожиданно накрывшего Россию. И вот уже путешественники шерстят интернет в поисках информации, маршрутов, гостиниц. Россия, Россия, Россия… Много открытых вопросов. Насколько безопасно сейчас путешествовать по стране? Крупные города – понятно. А как быть с глубинкой? На каком уровне туристический сервис? Что вообще сейчас происходит в стране?

Эти вопросы были первыми, на которые я искал ответы на форумах путешественников в сети. Поиск позволил заключить: во внутреннем туризме России скрыто очень много резервов, которые именно скрыты, недоступны. Их нужно самому нащупать, достать, откопать, и это по силам, прямо скажем, не каждому.

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело – посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое – побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

В последнюю неделю лета «Теории и практики» о новых нон-фикшн-книгах про путешествия. В 2015 году Александр Лучкин потерял работу и понял, что впервые в жизни обладает неограниченным количеством времени и определенной суммой денег, которые наконец-то можно потратить на поездку своей мечты. Зачем ехать по Транссибирской магистрали исключительно на электричках, почему лучше начинать свой путь из Владивостока и как подготовиться к двум месяцам постоянных пересадок - T&P публикуют отрывок из книги «На электричках. Путешествие из Владивостока в Москву» , которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

«Вот, говорят, путешествие - лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься».

Николай Чернышевский

Кризис - время возможностей

В течение нескольких лет я работал на одном телекоммуникационном проекте и считался успешным специалистом в своей области. Офисная работа с девяти до шести, стабильный доход. Грянул экономический кризис, проект закрыли, команду сократили. Неожиданно у меня появилось много свободного времени. Тут-то я и вспомнил про давнюю мечту…

Я никогда не был знатоком географии России. Встречаешь приятеля, и в разговоре он упоминает, что родился в Омске. А ты думаешь: «Омск - где это? В Сибири? Там, наверное, холодно и медведи!» Друг вернулся из командировки, из Новосибирска, и рассказывает, какой там климат. А ты не был в Новосибирске. Обидно! Такое в моей жизни происходило постоянно. Со временем накопился целый список городов России, где мне хотелось побывать. Как быть? Планировать каждый отпуск в очередной город? Так отпусков не хватит. Очевидно, это должно быть единое длительное путешествие.

Идея проехать через всю страну на электричках возникла у меня давно. Я понимал, что такое путешествие требует продолжительного отпуска, минимум два месяца. Работая в офисе, можно рассчитывать на стандартные две недели отдыха. После закрытия проекта появилась возможность осуществить мечту: достаточно свободного времени и кое-какие финансовые накопления. Не зря говорят, что кризис - время возможностей. Если в жизни происходит застой, бери последние деньги и отправляйся в путешествие. Так я и поступил.

Постепенно вырисовывались детали: проехать от Москвы до Владивостока по Транссибирской железнодорожной магистрали на электричках. Участки, где пригородное сообщение отменено, преодолевать как придется: на поездах, автобусами, пешком. Ситуация осложнилась тем, что в начале 2015 года из-за неразберихи между железной дорогой и пригородными компаниями массово отменили электрички в регионах России. По этому поводу собиралось совещание в правительстве, но ситуация продолжала оставаться туманной.

Появилась идея двигаться с востока на запад. Регулярным рейсом прилететь во Владивосток и оттуда начать железнодорожное путешествие в сторону Москвы. Имея солидный запас времени, я планировал размеренное путешествие с остановками для знакомства с городами и повороты на маршруте для осмотра интересных мест. […]

Жители столицы много путешествуют по миру, открывают для себя все новые страны и города. Но при этом часто забывают, что сами живут в огромной интересной стране. Не многие москвичи рискуют путешествовать за Урал. Одно дело - посетить популярные туристические места: проехаться по городам Золотого кольца или махнуть на Байкал. А совсем другое - побывать во Владивостоке, Биробиджане, Чите. Посмотреть, что происходит там. Как живут люди, где и кем работают, чем интересуются, какие у них радости и заботы? Ведь в этих городах жизнь отличается от столичной.

Про железные дороги, путешествия на электричках и романтику

Для России с ее климатом, расстояниями и дорогами железнодорожное сообщение всегда играло стратегическую роль. В наши дни пассажиропоток на пригородном сообщении уменьшился по сравнению с тем, каким он был 30 лет назад. Немало сельских жителей перебралось в города, увеличилась разветвленная сеть автодорог, автомобили стали доступнее. Многие железнодорожные линии закрылись из-за нерентабельности и ветхости, не говоря уже об отмене рейсов электричек и поездов на действующих направлениях. Исчез удобный и самобытный вид железнодорожного транспорта - узкоколейки.

Совсем недавно железная дорога России отметила свое 175-летие. Удивительно, как строительство железных дорог . Для того чтобы познакомиться с жизнью страны и историей железных дорог, как нельзя лучше подходит железнодорожное путешествие.

Какой вид транспорта выбрать, чтобы посмотреть город? Автобус? Велосипед? Считаю, город лучше смотреть, идя по нему пешком. А страну стоит пересекать на электричках.

Способ передвижения на дальние расстояния на пригородных электропоездах не нов. Издавна так переезжали с места на место студенты, туристы, льготники и прочий люд, который экономил на проезде или по каким-либо причинам скрывал от властей свое перемещение. Ведь для приобретения билета на электричку документы не нужны. В народе такой способ езды называется «добираться на перекладных» или «ехать на собаках». В поздний советский период - время рассвета пассажирских перевозок путешествия на электричках были наиболее востребованы. Действовало огромное количество пригородных маршрутов по всей стране, в том числе довольно экзотических. Можно было в Москве на Курском вокзале сесть на электричку Москва - Владимир. Доехав до Владимира, пересесть на электричку до Гороховца и, пересаживаясь с одной электрички на другую, добраться до Владивостока.

Что можно увидеть из окна пригородной электрички? Лес, поле, станции, дачные поселки… Но не только это. Путешествуя на электричках, можно увидеть целую страну. Познакомиться с ее историей, архитектурой, особенностями и обычаями.

Электричка - это особый мир. В нем есть все, что нужно для хорошего путешествия:

Достаточно свободы. Нет необходимости бронировать билеты, искать парковку или заранее приезжать на регистрацию. Можно опоздать и поехать на следующей электричке, сойти на любой станции, перепланировать маршрут на ходу и вообще импровизировать.

Красота и романтика. Путешествуя на электричках, наслаждаешься красотой природы. Порой удивляешься, насколько искусно железная дорога вписана в природный ландшафт. Можно любоваться проносящимися за окном пейзажами и наблюдать за жизнью дороги.

Общение, открытия и истории едут рядом с вами. Пассажиры электрички - местные жители, с которыми можно разговориться и узнать много интересного о человеке или месте, куда вас занесло. Начинает работать принцип, который называют «Эффект случайного попутчика». Вы встречаетесь непреднамеренно и наверняка знаете, что через некоторое время расстанетесь навсегда. При таком условии собеседник охотно поделится своей историей, а может быть, даже откроет вам страшную тайну.

Надежность. Иногда бывает жаль потерянного времени, когда договорился о встрече, а человек опаздывает. На железной дороге такого не бывает. Расписание - как железобетонный фундамент, опираясь на который можно планировать время, встречи, пересадки.

Доступность. Любому по плечу самостоятельное путешествие на электричке. Для этого не требуется особенных навыков, знаний или снаряжения. Пересаживаясь с одной электрички на другую, можно преодолевать значительные расстояния. В среднем километр пути обходится около двух рублей, что совсем недорого. […]

Как проходило путешествие

Летом 2015 года я взял билет на самолет Москва - Владивосток, по прилете сел на электричку Владивосток - мыс Астафьева и отправился в железнодорожное путешествие из Владивостока в Москву через всю страну, чтобы своими глазами увидеть, как живет Россия сегодня.

Путешествие проходило в формате железнодорожной экспедиции. На электричке доезжал до конечной станции и пересаживался на следующий поезд. Иногда электричку приходилось ждать по несколько часов, а то и дней. В пути я старался охватить максимальное количество достопримечательностей, пообщаться с местными жителями, узнать, как живется в том или ином месте. Для ночевок у меня была туристическая палатка. В крупных городах останавливался в гостиницах и хостелах. Была намечена ориентировочная ветка маршрута: список городов и достопримечательностей, которые любопытно было бы посетить. Остальное - чистая импровизация. В пути я вел блог, где ежедневно размещал путевые заметки и размышления по поводу увиденного. Это было одиночное путешествие. […]

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно путешествовать одному?», «Где вы будете сегодня ночевать?», «Что взять с собой?». В этом разделе я уделил внимание практическим моментам, чтобы читателю стал понятен формат путешествия.

В самостоятельной поездке человек сталкивается с бытовыми вопросами: снаряжение, транспорт, ночевки, питание, связь. Почти обо всем можно позаботиться на этапе подготовки. Но некоторые из них мне приходилось решать уже в дороге. Из снаряжения я взял: рюкзак, палатку, спальный мешок, туристический кухонный набор, комплект одежды и кое-какие полезные мелочи. В городах ночевал в хостелах и гостиницах. Вдали от крупных населенных пунктов разбивал палатку в лесу или на берегу водоема. Для питания искал доступный общепит или самостоятельно готовил пищу на газовой горелке, покупая продукты в магазинах. В пути я собирал аудио-, видео- и фотоматериалы, делал путевые заметки. Поскольку экспедиция проходила в летние месяцы, теплых вещей я не брал, а вес снаряжения составил порядка 20 килограммов. А теперь обо всем по порядку.

Методы добычи информации

Сбор информации - жизненно важный вопрос в путешествии. Нет ничего хуже, чем долго идти в неправильном направлении. Поэтому я уделил этому особое внимание. Обозначу три этапа сбора информации.

Подготовка

Для начала проводится предварительная разведка. В интернете можно найти немало информации о транспорте и основных точках маршрута. Потом - поиск и покупка необходимых атласов, карт и расписаний, бронирование отелей и билетов. Подготовка начинается задолго до намеченной поездки и по времени зачастую занимает больше, чем само путешествие. К путешествию Владивосток - Москва я начал готовиться за четыре месяца до отправления.

Сбор информации на месте

Расписания, информация на стендах, таблички, указатели, карты. Взял за правило: когда вижу стенд с важной информацией, схему или расписание, делаю фотоснимок, чтобы потом уже к нему не возвращаться. Эти фотографии потом здорово выручают. В ориентировании на местности удобно использовать GPS и компас с картой. Бумажные карты и путеводители можно купить в каждом городе - в газетном киоске или книжном магазине. Информация вокруг нас, нужно только научиться ее замечать. Даже банальные следы грузовика на грунтовой дороге могут рассказать о многом.

Общение

Знакомиться и разговаривать с местными жителями, железнодорожниками, охранниками, путешественниками и просто людьми на улице - очень полезно. Получаешь необходимую информацию и попутно слышишь истории и легенды о том месте, куда тебя занесло. Узнаешь то, чего нет ни на картах, ни на стендах, ни в сети. Но такие сведения могут быть недостоверны или неактуальны. Факты нужно проверять. Поэтому лучше спрашивать у людей из различных социальных групп и использовать эту информацию в дополнение к первым двум пунктам.

Полезные сервисы

В путешествии у меня были электронные помощники: сервисы и мобильные приложения, которые упрощали жизнь, экономили время и давали надежду на благополучное будущее. Сервисы, которые я использовал:

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Показывает расписание электричек на всей территории России, а также стоимость проезда между двумя выбранными станциями. Учитывает дни недели и отмены электричек.

мобильное приложение, требует подключения к интернету. Здесь вы найдете спутниковые снимки местности. Показывает ваше местоположение, название и назначение объектов на карте: завод, военная часть, плотина, пляж, пилорама. Актуально при поиске места для палаточной ночевки и ориентирования на местности.

мобильное приложение. При подключении к интернету в память смартфона загружаются карты выбранных регионов. В дальнейшем программа работает без подключения к сети. Карта настолько подробная, что показывает тропинки, которые порой не знают даже местные жители. Есть все, что должна иметь хорошая электронная карта, включая поиск по адресу.

сервис бронирования гостиниц, отелей и хостелов. Можно делать сортировку предложений по параметрам, выбирать на карте. Есть отзывы постояльцев и рейтинг. Показывает варианты размещения, наличие свободных мест, цены и скидки. Бронирование можно отменить или перенести на другие даты.

сервис бронирования и покупки железнодорожных билетов на пассажирские и скорые поезда. В мобильном режиме можно приобрести билет на поезд, оплатив его банковской картой. Нет необходимости специально ехать в железнодорожную кассу за билетом и стоять в очереди. Посадка в вагон осуществляется по изображению электронного билета на экране смартфона. При покупке билета начисляются бонусы, которые можно использовать в следующих поездках. […]

Как правильно ездить на электричках

О том, можно ли купаться в водоеме, лучше предварительно поинтересоваться у местных жителей. - Прим. авт.

На электричках так же, как и на других видах транспорта, нужно уметь ездить. Основное правило: «Не напрягайся!» Напряжешься один раз, все - дальше не уедешь. Лучше ехать спокойно, отдыхая по ночам. Для этого стоит подбирать электрички так, чтобы к вечеру, оказавшись на конечной станции, иметь запас времени и до наступления темноты выбраться на окраину населенного пункта. Встать на ночевку в лесу, желательно возле озера или реки. Чтобы помыться*, если надо - постираться, приготовить горячий ужин и выспаться. А утром спокойно осмотреть местные достопримечательности и на следующей электричке отправиться дальше.

Хотя электричками это называется довольно условно. Чем дальше от крупных городов, тем больше электрички заменяются на раздолбанные плацкартные вагоны, которые прицепляются к локомотиву и называются пригородными поездами. В таком режиме уехать можно очень далеко. Кстати, если по пути пропускать один поезд в расписании, высвободившееся время можно потратить на прогулки по городу, куда тебя занесло. Получается познавательно и интересно.

Стоит же только начать пересаживаться с пришедшей на ближайшую, отправляющуюся через десять минут электричку (а что еще хуже, пробовать ночевать на вокзале в ожидании первой электрички), то все - про путешествие можно забыть. Моральная усталость вкупе с рваным сном в сидячем положении вымотает на вторые сутки, и дорога превратится в кошмар.

Еще один немаловажный момент - «уход от контры», то есть экономия на проезде. При остановке электрички на станции можно наблюдать бегущих вдоль состава пассажиров. Нет, это не спортсмены-спринтеры. Это зайцы, оббегающие вагон, который проверяют контролеры. Зайцы бегут во время остановок электрички в вагон, который уже проверен, и смешиваются с остальными пассажирами. Обычно «контра» не занимается преследованиями перебежчиков. Зайцы скапливаются в тамбурах головного и хвостового вагонов. «Контра» грозится высадить безбилетников, порой даже вызывают наряд полиции. Но когда электричка прибывает на станцию, никакого наряда нет, и зайцы спокойно продолжают путь в тамбуре.

Оббежать вагон по платформе во время короткой остановки реально даже при средней физической подготовке. Но только там, где железная дорога оборудована высокими платформами. Такой роскошью могут похвастаться пригороды Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых крупных городов России. Остальная Россия садится с низких платформ. Это значит, что сама платформа представляет собой асфальтированные бетонные плиты, уложенные рядом с насыпью. В электричку с такой платформы не садятся, а карабкаются по крутым ступеням подножки, цепляясь за поручень. Пассажиры помогают друг другу при посадке и высадке. Самые находчивые используют специально заготовленные крюки и веревки, чтобы втянуть поклажу с низкой платформы на площадку тамбура. При таком раскладе по вагонам не побегаешь. Уйти от «контры» шансов мало.

Однако почти всегда можно договориться и, подружившись с контролерами, часть пути проехать без билета. Они знают, где ревизоров не бывает, а на каких станциях их могут проверить и пассажиры должны ехать с билетами. Договариваться, договариваться и еще раз договариваться - самый верный способ проезда в пригородных поездах в режиме экономии.

Планирование маршрута

Прочесав интернет, я выяснил, что цены на перелет на Дальний Восток имеют сезонность. Выгоднее лететь осенью, с сентября по ноябрь, и в апреле. Самый дорогой период - с мая по август, причем обратный билет обойдется дороже билета из Москвы.

При покупке авиабилетов есть особенность: чем раньше приобретается билет, тем ниже его стоимость. Это не правило, но часто бывает именно так. Покупая билет задолго до вылета, пассажир кредитует авиакомпанию. Со стороны перевозчика это компенсируется более низкой стоимостью перелета.

В процессе подготовки к путешествию выяснилось, что проще двигаться не из Москвы на восток, а наоборот, из Владивостока к центру. В таком случае я не был завязан на обратный авиаперелет и получал возможность для маневра (которую неоднократно использовал, чтобы сделать путешествие еще интереснее).

Я решил: двигаться по Транссибирской железнодорожной магистрали из Владивостока в Москву; перемещаться по железной дороге на пригородных поездах; там, где пригородное сообщение будет прерываться, передвигаться другим транспортом: пассажирскими, почтовыми, рабочими поездами, в кабинах локомотивов, автостопом, автобусом и даже пешком; допустить отход с основной линии маршрута для осмотра особо интересных мест; наметить следующий маршрут: Владивосток - Хабаровск - Биробиджан - Чита - Улан-Удэ - Байкал - Иркутск - Красноярск - Новосибирск - Омск - Тюмень - Екатеринбург - Казань - Арзамас - Москва.

Это лишь основные города, через которые пролегал мой путь. Разумеется, количество стоянок и стыковок в итоге было больше. После того как маршрут был определен, я приобрел авиабилет на беспосадочный рейс Москва - Владивосток. […]

Как путешествовать безопасно

В дороге меня часто спрашивали: «Не страшно ли ехать одному по России?» Отвечаю: «Не страшно!» И вот почему. Считаю, что в вопросе личной безопасности имеют решающее значение две вещи: установки и правила. Установки - это то, во что мы верим, в чем убеждены. Они позволяют настроиться на сценарий избегания неприятностей: «Выигранная битва - не начатая битва», «Темнота может таить опасность», «Употребление алкоголя провоцирует проблемы». Из установок следуют уже конкретные правила: «Не садиться в последнюю электричку, идущую по будням из крупного города», «Не разбивать лагерь на полянах, где разбросаны пустые бутылки из-под алкоголя», «Избегать посещения сел и деревень в пятничный и субботний вечер».

Наблюдая и изучая особенности местности, нравы жителей, климата, можно выработать собственные правила безопасности применительно к конкретному маршруту. Они неизменно будут следовать из установок. Их можно адаптировать к любым внешним условиям. Даже к такой большой, загадочной и многогранной стране, как Россия. Этот подход здорово помог мне избежать неприятностей в путешествии.

Сейчас путешествовать по России не страшно: улицы патрулирует полиция, в общественных местах установлены видеокамеры, на вокзалах и станциях безопасность обеспечивает железнодорожная охрана. На некоторых маршрутах поезд сопровождает ведомственная охрана или наряд полиции. Часто они располагаются в головном вагоне или в задней кабине электропоезда, и сотрудников можно вызвать по связи «Пассажир - машинист». Все же стоит помнить, что личную безопасность путешественник обеспечивает сам.

Вот основные правила безопасности в путешествии:

Не стесняться привлекать внимание и просить о помощи, когда она требуется.

«Не светить» деньги, ценности и атрибуты успеха.

Не ввязываться в истории в качестве защитника или судьи: «на слабо», «наших бьют».

Не играть в «игры», правил которых не знаешь.

Высыпаться. Не спать в общественном транспорте и залах ожидания.

Избегать мест с дурной репутацией. О них могут поведать местные жители.

Ключ к безопасности - уверенность. В ситуациях опасности демонстрировать признаки уверенности: взгляд вперед, грудь колесом, уверенная походка, размашистые движения руками, громкий голос. Не вести себя как жертва. Основной признак: жертва боится. Не опускать глаз - для противника это сигнал к нападению. Не делать то, чего вы не хотите, даже если об этом просят. Хорошее, твердое «Нет!» и переключение внимания зачастую способны прекратить нежелательное общение. […]

Тренировка перед поездкой

Перед путешествием я совершил три пробные вылазки, чтобы отработать навыки походного быта, проверить свои силы и снаряжение.

Поход выходного дня. Однодневная поездка, 30-километровый пеший переход. Проверил выносливость и средства навигации, определился с тем, сколько воды и продуктов питания требуется на день.

Двухдневная поездка с ночевкой. Длительный переход с полной выкладкой. Отрегулировал и проверил рюкзак, протестировал палатку и спальник. На этом этапе может выясниться, что спальник слишком холодный или палатка плохо проветривается. Пока недалеко от дома, это поправимо и можно докупить необходимое снаряжение.

Пятидневное путешествие Москва - Выборг. Постарался максимально приблизиться к условиям планируемого путешествия Владивосток - Москва. Передвигался на электричках, импровизировал, ночевал в палатке и хостелах. Проверил связь, системы бронирования, снаряжение, одежду, приготовление пищи в походных условиях. И конечно, из путешествия я привез путевые заметки, которые немедленно показал друзьям.

После тренировочных поездок появилось чувство уверенности, что я справлюсь. Это было главным на этапе подготовки к путешествию. Оставалось только ждать дня отлета во Владивосток. […]

Поделиться