Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем. Эль- Тюбю — «Город мертвых Город мертвых верхняя балкария


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади

Эль- Тюбю находится в Верхнем Чегеме и представляет собой обширную территорию с захоронениями. Считается, что тут хоронили еще до 10-ого века.
Местный житель (по совместительству наш гид), присутствовавший при раскопках, пояснил, что захоронений тут очень много, но они не исламские. Далекие предки, ныне проживающих в том районе балкарцев, имели свою веру (потом был недолгий период христианства, а потом уже в эти земли пришел ислам) и скелеты в могилах лежат хаотично, без четкой ориентации в какую-либо сторону света.

Могилы там имеются 3 видов:
1) Одиночные- над могилой выкладывались камни и по размеру «площадки» можно представить рост человека, например, есть явно детские захоронения;
2) «Семейные», когда несколько членов семьи хоронились рядом и вокруг сооружались каменные ограждения;
3) Склепы.

Напротив в долине некогда было поселение какого-то древнего народа. Часто пишут, что жили там аланы, но там найдены украшения и утварь, нигде больше не встречающиеся.
Говорят, весной суслики роют норы и вместе с землей на поверхность выходят каменные бусины и различные украшения (правда или нет, не знаю, но вполне это допускаю).

Ну а теперь перейдем к описанию захоронений.
«Семейные» захоронения имеют каменные ограждения и не редко полностью покрыты можжевельником, который сажали после погребения.
С ним же связана еще история от нашего гида: во время нашествия монголов, балкарцы делали из сухого можжевельника шары, поджигали и спускали с горы на врага. Такой метод обороны в мировой истории встречался часто, не местное изобретение:). В результате монголы ушли.


Ну, а самое интеерсное, что и привлекает сюда туристов- это склепы (могилы богатых семей). Правда их всего около десятка и много разрушенных.

Склеп сооружался следующим образом:
Умирал один из членов семьи, копалась яма глубиной до 4 метров. Усопший помещался в неё и сверху засыпался известью. Следующий усопший помещался на предыдущего. Так доходили до поверхности и последующие усопшие хоронились сверху, уже в надземном склепе.
В стоящих в Эль-Тюбю склепах находили от 2 до 10 скелетов (точные цифры не помню).
Сейчас склепы конечно пусты.

Камни при строительстве скрепляли смесью извести с яйцами. Такой раствор долговечен, что и позволило сохранить склепы до наших дней.

Венчали склепы керамические наконечники, правда они почти все украдены. Что символизировали наконечники к сожалению не известно.



Среди сохранившихся склепов, есть много разрушенных- частично или до основания. По заверению гида, это произошло в древности, возможно в результате землетрясений.


И в заключении еще одна фотография и видео Города мертвых.

Источник: http://www.esskmv.ru/el-tyubyu-gorod-mertvyh.html __________________________________ Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.


Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

МКОУСОШ №2 с. Верхняя Балкария

История моего села

ХульчаеваФатиматХаруновна

Должность: Учитель географии

КБР, Черекский район, с. Верхняя Балкария

Из древних чудесных камней

сложите ступеньки грядущего.

Н.К. Рерих.

Многогранная человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные ценности, формирует моральные идеалы и мировоззрения общества. Погруженные в сиюминутное заботы, мы еще нередко, не отдаем себе отчет в том, что нынешние творения рук и разума человека завтра, через год и десятилетия будут восприниматься потомками как неопровержимые и наглядные свидетельства нашей эпохи.

С этих позиции оценивая дела и письма людей, их мировоззрения и нравственные принципы мы должны признать равнозначными памятниками истории культуры и человечества.

Выдающиеся умы человечества не раз выражали справедливую мысль о том, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Наше прошлое сформировало не только сегодняшние проблемы, нои нас самих, обогащенных накопленным человеческим опытом. Без знания прошлого невозможно самосознание и самоощущение человека, выработка надежных ориентиров в бурлящем потоке сегодняшних событии. Все в наши дни возбуждает небывалый интерес к правде истории, к социальной памяти народов, спрессованной в историческом прошлом.

Занимаясь в кружке «Юный географ – исследователь» мы посчитали своим долгом начать свою работу с изучения истории своего села. В ходе работы мы осознали, что взяли большую ответственность, но решили не отступать. Изучая нужную литературу, встречаясь со старожилами села, нам удалось собрать кое-какой материал.

Село наше самое отдаленное, оно находится на границе с Грузией и является одним из исторически населенных пунктов республики. Об этом свидетельствуют исторические памятники: башни, склепы, могильники. Верхняя Балкария состояло из 18 аулов:Зылгы, Зарашкы, Темукуево, Нижний Чегет, Тебен эль, Верхний Чегет, Коспарты,Глашево,Мукуш, Мухол, Шаурдат, Сауту, Фардык, Курнаят, Кюнлюм, Чегет эль, Шканты, Туура– Хабла.

У каждого аула есть своя красота, своя судьба, своя история.

Аул Кюнлюм 1936г.

Ужасный гул остался позади.

Как вкусен белый хлеб с водою горной!

Вкуси покой и радость обрети,

Душа бедой испытанная черной!...

Аул Кюнлюм 2006г.


Земля это была освоена очень давно. Башни, которые сохранились до наших дней, говорят о существовании здесь во время раннего средневековья, феодального строя, а это говорит о том, что здесь долгое время господствовал классовый строй, люди делились на бедных и богатых. Таубиями считались следующие фамилии: Абаевы, Мысыкаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Шахановы, Замхотовы, Биевы, Кучуковыит.д.

Башня Абаевых в ауле Кюнлюм.

Среди бесчисленных развалин

По обе стороны реки

Стоят две башни, и печальны

Две белокаменных сестры…

По ним не ходят часовые

Не лают псы сторожевые

В них вековая тишина

Не пробуждаются от сна

Довольны мирною судьбою

В них ныне нет вражды былой

Но раковые были дни

Чему свидетели они…

Башня Амирхановых в ауле Шканты.


Каждый аул имел своего таубия, например, Абаевыгосподствовали в Кюнлюме, Амирхановы и Кучуковы в Шканты, Айдаболовы, Биевы и Занхотовы в Коспарты и в Зылгы. Удельные владения Занхотовы имели в Псыгансу. Шахановы господствовали в Мухоле, а Мысыкаевы в Фардык.Туура – Хабла, Кюнлюм, Шканты являлись местом, куда собиралась знать Балкарии и обсуждались политические вопросы и решались проблемы округа.

Эту историю мы услышали от сторожило нашего села Мусукова Х.Давным- давно из Грузии через перевал по неизвестным обстоятельствам в Верхнюю Балкарию перешли четыре брата: Мусака, Рахай, Рахайта и Дебо. Обосновались они в местечке, которое по сей день называется Мусака. Некоторое время они жили вместе, потом они разошлись во мнениях.Мысык остается в балкарии, Рахай уходит в Безенги, Дебо в Кабарду, а Рахайта возвращается обратно в Г рузию. Однажды Мусака выходит на охоту под вечер, издалека он замечает огонь рядом с какой-то башней, ему стало интересно, кто там живет и он пришел к очагу, где приняли его девять братьев и одна сестра. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходит на охоту и против неприятеля. Всегда отличаясь умом и хитростью, привлекает к себе внимание красавицы сестры. Но и, в конце концов, они влюбляются вдруг друга, но гордые братья не соглашаются на брак единственной своей любимой сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда они вступают в заговор, приговорив, братьев на смерть ради личного счастья. Злой умысел влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием «Зына» начинался торжественно. Заговорщики решили воспользоваться этим и до этого решили, что они покорились воле братьев, и гость скоро уедет. Коварная сестра сама приготовила ко дню покоса самый крепкий напиток из ячменя под названием сыра. В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так, что они тут же крепко заснули. Тогда Мысака убивает их всех. Женившись на девушке, Мысака завладел землей и другим имуществом. Позже это место начали заселять и другие люди.

Это место и сегодня называется Зына. Сейчас она заселена людьми и находится на этом месте центральная мечеть, архитектура, которой занимает первое место в республике.

Центральная мечеть Верхней Балкарии.

Здесь же находится администрация села, больница, музыкальная школа, отделение связи, МОУСОШ №1,т.е. Зына является центром села.

Склеповые могильники в районе Верхняя Балкария под названием « Город мертвых» были отмечены очень давно. По преданию в могильниках прятались люди больные чумой и халерой, в надежде не заразить остальных. Заболевший добровольно приходил сюда доживать свои дни. В городе мертвых есть уголок, который называется Ашамиш оба. По преданию там захоронены отец, который осмелился перечить своему бийю, не дав, согласие на брак со своей несовершеннолетней дочкой. Он был зверски убит. И могила дочери, которая узнав, что бий принеся приговор в исполнение, убив отца завладев ею, сбросилась со скалы.

Хорошо сохранились склепы (кешенеле), которые были построены в 10-14 в.в. Почти все эти склепы имеют свою легенду. Склепы строились по особому назначению, если кто- то умирал, часто это была не замужняя девушка, то его хоронили в склепе отдельно от общего кладбища. Склепы строили люди из благоустроенных семей. Например, склеп в ауле Мухол был построен женихом девушки, которая умерла в день своей свадьбы от укуса паука.

Склеп в Коспарты построил некий Атабиев База сестре своей жены Занхотовой.

Склеп в Шканты построили семь братьев своей единственной сестре, которая умерла до замужества.

Кешене в ауле Шканты


По преданию в склепе нельзя находиться и уносить что-либо, иначе, беда постигнет семью.

Чуть выше Города мертвых есть поляна, где проводились соревнования, место это так и называется Зиришки от слова «Зариш-Чариш» т.е. «Соревнования». Сегодня там сделали стадион, где проводятся всякие турниры и мероприятия села.

Выше над уровнем моря, почти на три тысячи метров расположен Уштулу, который долгое время служил туристической базой. Уштулу переводится, как Ючтул. Там жил охотник, который имел три жены, в надежде родить сына или дочь, но детей у него так и не было. Жили они вместе и дружили, даже после смерти мужа не захотели покинуть то место. За это и дали название «ючтулкъатынтургъанжер». «Тул» переводится, как «бездетный», юч–три.

Население, которое заселяет территорию верхней балкарии, называют себя «таулула». Таулула из покон веков жили за счет своего труда. Они занимались и занимаются земледелием, животноводством, рукоделием,


Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от ветра в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

До проникновения ислама они были язычниками и поклонялись различным предметам: «Раубазытерек» (дерево), камень, молния. Жители Шауурдат поклонялись дереву Раубазы. Даже после проникновения ислама, когда срубили дерево, некоторые из них перехватили кто по ветке, кто по щепке и спрятали у себя дома. Даже в наши рассказывают, как после смерти одной женщины, родственники нашли в ее сундуке ветку от этого дерева.

Сегодня Верхняя Балкария состоит из четырех аулов: Малкъар, Мухол, Шауурдат, Чегет. Протяженность села 7.5 км, имеется более 1000 дворов, количество жителей 5тысяч человек. Имеется четыре школы. Две из них средние, Дом культуры, Дом Быта, отделение связи, Сбербанк, Противопожарная служба, Кафе «Дых тау». В этом селе каждая тропа, каждый камень, каждый мост могли бы быть началом для большого рассказа.

Село Верхняя Балкария.

О как хорош наш день: леса, холмы,

Вершины. Облака. Деревья. Мы!

В заключении хочу сказать словами русского ученого В.О. Ключевского (1841-1911), касаясь вопросов истории русского народа, он писал, что начальные моменты истории надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Воспоминания, по его мнению, не бывают случайными, беспричинными, поскольку «народ есть население, не только совместно живущие, но совокупно действующие имеющий общий язык, общие судьбы. Поэтому народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это участие почувствовал себя единым целым.


Литература

  1. И.М. Мизиев «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая.13-18в.в.

  2. Мисост Абаев «Балкария»

  3. История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева

  4. Любительские фотографии участников кружка.

  5. Рассказы сторожил селения Верхняя Балкария.(Рассказчики:Атабием М.М., Мусуков Х., Шаутаева К.Г.,Хульчаева М.Л., Мамаев А.Л., Бичиев С.Х.)

[:RU]Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. История балкарского народа - это история борьбы с суровой природой и с завоевателями. Горцы умело использовали природные условия и нередко создавали оборонительные сооружения, которые делали неприступными их селения и усадьбы.
Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины». Здесь сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Эль-тюбю — балкарское село, 337 жителей (2002), 296(2010). Верхнечегемское сельское поселение Чегемского района.
Близлежащие города: Аргудан, Пятигорск, Владикавказ
Координаты: 43°16’3″N 43°9’3″E

Обзор
Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю - это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного.

История
Древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.
Башню Балкаруковых в Эль-Тюбю ещё называют Башней любви. Легенда рассказывает, что построил её Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников украденной им в Дагестане красавицы Кериме.
Недалеко от селения вверх по скалистой стене уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы. Они поднимаются на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами высотой до двух метров и толщиной около полуметра. Согласно легендам, путь можно было продолжить и дальше, по узкой тропке, ведущей в таинственную пещеру, где были спрятаны христианские реликвии - книги и утварь. Спрятанное пока никому не удалось найти. В древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.
Немного выше Греческих лестниц находятся древние балкарские мавзолеи, в которых хоронили местную знать в VIII–XVIII веках.
(с) по материалам сайта

Город Мертвых
Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.
В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.
В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).
У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения АланииКавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.


Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.
По дороге из села к «городку мертвых» можно увидеть оросительный канал — отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.









Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем
После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых».

Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место.


Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.


Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.
Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.


Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.



В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей, а другие четыре — восьмигранные с куполообразной, а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.




Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ, через ничем не прикрытое небольшое окно,и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.





Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память, но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать…


Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.
Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных…
Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.



(с) по материалам сайта

Подготовил: Чайка

Поделиться