Успенский псково печерский мужской монастырь. Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В мире есть большое количество различных вероисповеданий. Каждый человек во что-то верит. И чтобы найти духовное умиротворение и набраться сил, среди верующих есть такой обычай, как путешествие к святым местам. Большое количество различных монастырей есть в списке каждого христианина. Среди наиболее почитаемых выделяют Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Где находится и история

Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец. Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру. Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».

В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона. За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие. Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.

Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря. Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры. В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

В этом месте есть несколько чудотворных икон. Так например:

  • Образ Успения Богоматери
  • Божья Матерь «Умиление»
  • Лик Святителя Николая

Наибольшую известность обители принесли разговоры об исцелениях, которые проходили под заступничеством Божьей Матери. Именно в Успенской церкви находится список Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление», который и сотворил большое количество различных чудес.

Этот лик был написан по заказу иеромонахом Арсением с Владимирского образа Богоматери. Игумен Корнилий принес ее во время своего наставничества в обитель. А вот царь Феодор Иоаннович приказал украсить ее драгоценными камнями, жемчугом. После чего она отправилась к защитникам Пскова. Именно в то время осада Псковского Кремля продолжалась 5 месяцев, но закончилась неудачно. В память об этом событие ежегодно в седьмую неделю после Пасхи носили крестным ходом из монастыря в Псков.

В нынешнее время такой крестных ход совершают внутри обители. Такое же событие происходит и 7/20 октября в честь праздника Псково-Печерской иконы «Умиление».

Этот святой образ известен теми чудесами, которые происходили рядом с ним:

  • исцеление слепцов, сведения сухожилий, прочих хворей;
  • защита от военных нашествий;
  • препятствие разрушений.

Большинство людей излечивали свои болезни, решали различные проблемы рядом с этим ликом, а после этого разносили славу об этом. С каждым годом количество паломников растет.

Многие обращаются к ней за:

  • прошениями защиты,
  • дарованием здоровья,
  • принесением мира,
  • обретением семьи,
  • материнством,
  • избавлением от гордыни,
  • благополучным исходом беременности.

Приезжать можно в обитель в любое врем и приклонится к святому лику, но есть определенные дни празднования его. Празднование этой иконы происходит:

  • 7/20 мая,
  • 21 мая/3 июня,
  • 23 июня/6 июля,
  • 26 августа/8 сентября,
  • 7/20 октября.

Именно в эти дни Псково-Печерскую обитель посещают сотни паломников.

Как добраться

Можно порекомендовать 2 варианта, как доехать из Москвык лавре: ехать собственным авто или поездом, а затем пересесть на автобус или взять такси. Путь может быть как через Москву, так и через Санкт-Петербург. Тут уже выбор индивидуален.

До Пскова из Москвы ходит поезд. А уже из Пскова можно добраться до Печор на автобусе. А в случае, если будет ехать компания, то можно взять и такси. Автобусы и такси приезжают на центральную площадь города, а оттуда совсем недалеко до монастыря. Время езды от Пскова до Печор около часа.

Адрес Псково-Печерского монастыря:181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Если Вы захотите переночевать, то для этого есть немало гостиниц и даже обычные люди будут рады Вас приютить. Кроме того, все желающие могут помочь своими силами в жизнедеятельности обители.

Необходимо помнить о том, что ежедневно проходит 2 Божественные литургии. Вечерние в летнее время проходят в 18 часов, а утренние – в 6,7 и 10 часов. Это зависит от службы и дня недели. А более подробную информиацию Вы сможете найти на официальном сайте лавры.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Псково-Печерской обители:

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Адрес Псково-Печерского мужского монастыря: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд к Псково-Печерскому мужскому монастырю: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры.
План Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.
Сайт Псково-Печерского монастыря: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

Основание обители

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой , которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Расцвет обители в 16 веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Противостояние польско-литовскому войку

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печеры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и Свт. Тихона, Патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

И ныне в монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир: архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев благославляя и освящая труды иноков.

И дай, Господи, чтобы по молитвенному заступлению Пречистой Богородицы не пресеклась традиция печерского подвижничества, чтобы и впредь монастырь оставался светлым воплощением идеала Православной Святой Руси.

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя . День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно , восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы « » и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

В 50 км от города Пскова находится древняя обитель - Свято-успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Пятисотлетняя история монастыря окутана многочисленными легендами и историями, бесконечными войнами и настоящими чудесами. Прежде всего, Печорский монастырь известен своими святыми пещерами, ведь слово «печеры» на древнерусском означало «пещеры».

Именно туда мы и отправились на второй день пребывания нашей компании в Пскове.

Хорошо выспавшись после поезда из Санкт-Петербурга в Псков, позавтракав в гостинице, мы на двух машинах отправились на экскурсию в Печерский Монастырь. По плану маршрут включал два объекта: Печерский мужской монастырь и Старый Изборск. В этой заметке я расскажу про Печоры, а заметку про Изборск можно прочитать здесь .

Добирались мы очень быстро – не более часа. Городок Печоры небольшой, скромный и уютный, но с древней историей. Его доминантой и святыней и основной достопримечательностью является Печорский монастырь. На машинах мы припарковались в центре города Печоры, на центральной площади.

В центре площади находится старая водонапорная башня, торчащая, как последний зуб. Центральная площадь очень ухоженная, и чистая.


Правда, если повернуть за угол – то туристов будут ждать все те же разбитые дороги и покосившиеся деревянные дома.


Мы вылезли из автомобилей и пешком отправились к монастырю. Вдоль короткой дорожки расположились лотки с сувенирами. В основном здесь предлагались изделия из собачей шерсти. На обратном пути мы все прикупили себе по паре теплых гольфов.


Местные сувениры суровы, как и все вокруг.


Через 5 минут мы были перед Монастырем, точнее перед необычной Петровской башней.


Сначала мы решили отправиться не в сам монастырь (его мы решили оставить на десерт), а на смотровую площадку, откуда открывался великолепный вид на окрестности. Для этого от Петровской башни мы прошли немного влево, если стоять к башне лицом.


Вдумчиво оглядывая старинную крепость-монастырь, мы внимали нашему экскурсоводу и слушали историю этого места.

Еще в древности многим местным жителям слышались здесь голоса и чудесное пение. Поэтому гору прозвали Святой. По легенде где-то в 12-13 веке крестьяне на горе рубили лес. Вдруг одно дерево упало, увлекая за собой другие деревья. Под корнями обнаружилась пещера, над которой было написано «Богом зданые пещеры». Как люди не пытались стереть эту надпись, она появлялась вновь и вновь. Общепризнанной датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена церковь, выкопанная преподобным Ионой в песчаном холме. Преподобный Иона считается основателем монастыря. Его жена Мария, в постриге - Васса, усердно ему помогала. Но, не дожив до окончания постройки, заболела и умерла. Однако, после погребения на следующий день ее гроб оказался на поверхности. Это повторялось несколько раз. С тех пор гроб с телом Вассы стоит около святых пещер. Когда во время войны немцы попытались открыть это надгробие - из него вырвалось пламя, следы которого можно до сих пор увидеть.

Монастырь до 15-16 века был беден и малолюден, часто подвергался набегам Ливонского ордена. Настоящий рассвет монастыря произошел при игумене Корнелии, но об этом мы поговорим чуть позже, внутри монастыря. Были построены мощные крепостные стены и красивые церкви.

Рядом со смотровой был перекрыт ход таким вот необычным способом.


Налюбовавшись видом, мы решили прогуляться вдоль монастырских стен. Очень интересно расположение самого монастыря – он находится в низине. Мощные стены не раз защищали монастырь, в том числе даже во время грозный набегов Стефана Батория монастырь взят не был. Толщина стен - 2 метра, общая протяженность - 810 метров. Страшно представить, но монастырь выдержал 200 сражений.





Теперь время подошло зайти на территорию Печерского монастыря. От главных ворот идет резкая дорожка вниз, которая имеет страшное название – «кровавый путь». И вот почему.


В 1519 году игуменом Печорского монастыря становится монах Корнелий, которому на тот момент было всего 28 лет. Много Корнелий сделал для монастыря, однако жизнь его оборвалась в 41 год.

По легенде в 1570 году Иван Грозный возвращался из похода в ливонские края. Царь увидел на границе сильную крепость – Псково-печерский монастырь, на постройку которой он не давал согласия. Самодержец заподозрил измену, да еще и злые языки нашептали. Ничего не подозревающий игумен Корнелий вышел встречать царя с крестом в руках…. Неистовый Иван Грозный молча собственноручно отрубил ему голову. Голова Корнелия покатилась вниз к храму. С тех пор, путь от Петровской башни к Успенскому храму называется Кровавым. По второй же версии в раскаянье Иван Грозный подхватил тут же обезглавленное тело Корнелия и сам отнес его к пещерам.


Спускаясь по «Кровавому пути», мы увидели еще один экспонат – карету Анны Иоановны. Однажды императрица посетила старца, который жил в монастыре. Внезапно выпал снег, дороги замело, и выбраться из Печор можно было только на санях. Царскую карету пришлось оставить в монастыре.


На протяжении своей долгой истории монастырь славился своими старцами-прорицателями. Цари и царицы неоднократно приезжали в Печоры для беседы с ними. Так Петр Первый был в Печорах 4 раза, приезжали сюда Николай второй и Александр Первый. Говорят и современная политическая элита здесь бывает.

Настоящим украшением монастыря является древний Успенский собор, облик которого сегодня представлен в стиле барокко. Первоначально этот храм был пещерным, уходящим на двадцать метров в глубину оврага. Затем церковь надстроили и она приобрела сегодняшний вид. Кстати, купола очень напоминают соборы Киево-Печерской лавры. Среди местных жителей до сих пор есть поверье, что пещеры ведут до Киево-печорской лавры.


Отдельного внимания заслуживает звонница, построенная в 1523 году. В 18 веке здесь разместился колокол, подаренный обители Петром 1.

Здесь же, рядом со звонницей, находится и вход в пещеры. Нам удалось посетить только пару маленьких пещер. Мы прошли их настолько быстро, что я только успела быстро оглядеть надгробия и иконы, которые были там установлены. Людей было настолько много, что подолгу что-то рассмотреть не было возможности. В пещерах находятся захоронения родственников разных известных людей, в том числе родственников А.С. Пушкина. Снимать в пещерах строго настрого запрещено. Не советую вам этот запрет нарушать, люди здесь суровые и религиозные.

На стенах пещер размещены специальные надгробия – керамиды, которые встречаются только в этой местности. Керамиды мы разглядели уже в музее Пскова.

На посещение же дальних пещер требовалось благословение настоятеля. Но так как монастырь активно готовился к Рождеству, всем было не до того, и благословение мы не получили. Вообще, в подземелье монастыря 7 туннелей, их называют «улицами». На этих улицах похоронено более 10 000 человек.

Рядом с Успенским собором находится Ризница, где когда-то хранились сокровища- подарки государей. Здесь же располагались и библиотека. Во время войны ризница была разграблена немцами, но позже часть сокровищ все же удалось вернуть обратно.


На территории мы посетили несколько церквей со старинными иконами и деревянным иконостасом. Всего на территории Печорского монастыря находятся 11 храмов, 3 из которых - пещерные.

В Монастыре хранятся чудотворные иконы. В первую очередь это икона Божьей Матери «Умиление» и «Одигитрия». Они хранятся в Михайловском соборе.

На территории Монастыря находится святой источник, который называют святым колодцем. Первые сведения о святом колодце появились в описании монастыря в начале XVII века, в котором сообщалось, что в обители издавна существует святой колодец, обустроенный и покрытый в виде часовни. Вода же в этом колодце «Благодатию Пречистой Богородицы и молитвами преподобных отцов начальников - Марка, Ионы и Корнелия - идёт земли свята; и берут её па всю монастырскую потребу». Говорят, что вода помогает от глазных и других болезней.


Мы естественно решили тоже испить водицы. Бутылок у нас с собой не было. При попытке умыться у «колодца» местные смотрительницы нас выгнали умываться над клумбой. Видимо, чтобы мы не испортили ауру)).

Уходя из монастыря прикупили местные сувениры и рекомендованное мыло ручной работы, сваренное в монастыре.

Аппетит мы нагуляли неслабый, поэтому вернувшись на центральную площадь, решили перекусить. Там располагалось несколько кафе. Самое туристическое и приличное кафе было в той самой старой башне. Но мест там не было, и мы отправились в столовку.

Цены здесь были смешные, а еда вкусная. Салат и блинчики с мясом были весьма ничего. Утолив голод, отправились дальше, ведь нас ждал Изборск.

Как добраться до Печор из Пскова

На рейсовом автобусе (время в пути примерно 1 ч 20 мин):

  • Маршрут № 126 (Псков - Печоры) - отправление от автовокзала (ежедневно) примерно раз в час.
  • Маршрут № 207 (Псков - Печоры через Ст. Изборск) - отправление от автовокзала

Доехать также можно на электричке, которая отправляется из Пскова два раза в день.

Где остановиться в Печорах

Гостиница Планета, Печоры: бронирование отзывы

Гостевой дом Странник, Печоры

Печоры-Пак отель: бронирование

а также, Гостиница «Ваш берег» - г. Печоры, ул. Кузнечная, д. 17.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в Печорах – один из крупнейших в России, расположен в овраге у ручья Каменец. Ему более пятисот лет, в течение которых обитель ни разу не закрывалась.

Из истории Печерского монастыря Псковской области

Когда-то в пещерах по берегам ручья Каменец жили монахи-отшельники, которые бежали на север от нашествия татаро-монголов. Упоминание об этих местах относится к 1392г. и называют Богом зданными пещерами. В 1473г. была освещена монастырская пещера-храм. В 1558г. вокруг монастыря были построены крепостные стены с 10 башнями (сохранилось 9).

Легенда монастыря

Приезжал в Псково-Печерский монастырь помолиться Иван Грозный. Игумен Корнилий, возглавляющий мужской монастырь в то время, решил воспользоваться моментом и попросил разрешения у государя на возведение крепостной стены в Печорах вокруг монастырских построек. Со всей щедрой царской душенькой, Иван Грозный дал добро, только крепость должна была быть не больше шкуры быка. Корнилий смекнул, разрезал бычью шкуру на полоски, растянул их по периметру монастыря и по ним построил крепостные стены ( 🙂). Спустя семь лет государь-батюшка вновь посетил Печоры. Увидев большую крепость, Иван Грозный так разгневался, что отрубил мечом голову Корнилию, который гостеприимно встречал царя у ворот с хлебом и солью. И покатилась голова игумена по склону вниз. Тут же содрогнулся государь, осознал, что сделал, поймал тело Корнилия и понес к Успенской церкви Псково-Печерского мужского монастыря. Этот спуск теперь называют Кровавый путь, или Корнилиевская дорожка.

Комплекс Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря


Схема с оф.сайта монастыря www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь включает:

  1. Успенский пещерный храм
  2. Звонница
  3. Сретенский храм
  4. Покровский храм
  5. Михайловский собор
  6. Братский корпус
  7. Богом зданные пещеры
  8. Лазаревский храм
  9. Никольский храм
  10. Святые врата
  11. Благовещенский храм
  12. Святая гора
  13. Крепостные стены с девятью башнями: Петровская, Никольская, Башня «Нижних решеток», Благовещенская, Изборская, Тарарыгина, Башня «Верхних решеток», Тайловская, Тюремная. Когда-то была еще Брусовая.

Также имеются Живоносный и Святой источники. В пещерах размещен монастырский некрополь.

Наша фото прогулка по комплексу Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Вход в монастырский комплекс Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря осуществляется через Святые врата под Петровской башней. Справа – тюремная башня, слева — Никольская:


Сразу же видим Никольский храм, примыкающий к одноименной башне:


Именно здесь, под сводом Никольского храма, произошло убийство игумена Корнилия Иваном Грозным:


А вот и Кровавый путь (Корнилиева дорожка):


Братский корпус Псково-Печерского монастыря:


Живоносный источник:


Лестница к Михайловскому собору:


Михайловский храм Псково-Печерского монастыря с Успенской площади:


Святой источник и Успенский пещерный храм (был закрыт на генеральную уборку – мы туда не попали, как и в Богом зданные пещеры):


Сретенский и Благовещенский храмы Свято-Успенского монастыря:


Звонница:


А теперь рассмотрим крепостную стену и башни Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Петровская и тюремная башни:


Михайловский собор:

Тайловская (самая большая), Башня «Верхних решеток» (самая высокая – 25 м), Тарарыгина:


Изборская башня и верстовой столб:


Благовещенская башня:


Башня «Нижних решеток», за ней Святая гора:



Причудливые флюгеры:


В округе монастыря много попрошаек, так что будьте готовы – вас будут атаковать, например, вот эта алкодама (слева внизу) на фоне Варварьинской церкви перед входом в комплекс:


Рядом и памятник игумену Корнилию:


В Печорах еще есть лютеранская кирха Святого Петра:


Как добраться в Свято-Успенскийй Псково-Печерский монастырь

В мужской Печерский монастырь в городе Печоры можно добрать от г.Пскова: по трассе Е-77 (А-212) двигаться в направлении Эстонии 32 км, за Изборском по указателю повернуть на право и ехать еще 23 км до г.Печоры, где продолжать движение по главной улице до тех пор, пока не увидите золотые купола храмов.

Адрес: 181500 Псковская область, г. Печоры, ул. Международная д.5.

Координаты GPS: 57.80988, 27.61456.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на карте Псковской области:

Посещение Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря можно совместить с посещением Изборской крепости и .

Привет! Мы, Марина и Константин Саморосенко, – авторы данного блога о путешествиях. Вся предоставленная информация на сайте бесплатная . Но если вы хотите отблагодарить авторов , примите участие в сборе средств на дорогостоящую операцию по восстановлению слуха нашему сыну Елисею. Подробности и нашу историю можно узнать .

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Поделиться