История фаберже. Доходный дом Я.А

Весьма выразительный когда-то семиэтажный доходный дом, расположенный на углу Пречистенке и Лопухинского переулка, выстроен (первоначально о шести этажах) в 1910-1911 годах по проекту германского подданного по заказу владельца основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Андреевича Рекка.

Угол здания был акцентирован полукруглым эркером, над которым возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Башенка подчеркивала доминирующее положение здания над окружающей двух – и трехэтажной застройкой. Оформление уличных фасадов выполнено с использованием мотивов неоклассики - лепнина иониками над оконными проемами, маскароны, гирлянды, скульптуры орлов.

Войти в дом можно было с Пречистенки в весьма презентабельный вестибюль и с переулка. По парадной лестнице посетитель поднимался в квартиры (по две на этаже), расположенные в центральной части с угловым эркером и в боковом крыле, черные лестницы вели во двор. Во втором подъезде со стороны переулка вестибюль имел сходное оформление. На каждом этаже этой части здания находилось только по одной квартире.

В квартирах парадные помещения - гостиные и жилые комнаты - располагались вдоль уличных фасадов. Кухни и комнаты для прислуги выходили во двор. По нынешним меркам дом был элитным – имелись лифты, канализация, водопровод, ванные. Так, в 1911 году можно было снять квартиру в этом доме за 1200 - 3000 рублей в год. Сам домовладелец, а им числился сам Яков Андреевич Рекк, жил в доме по переулку, управляющий - в двухэтажном каменном строении во дворе.

Дом знаменит своим жильцом. На верхнем этаже размещались квартиры 11 и 12, занимал их Александр Петрович Фаберже, родственник знаменитого ювелира. При фирме Фаберже он был юрисконсультом, во время революции спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры стали коммунальными, их заняла коммуна московских художников, в частности, группа «Бубновый валет». В одну вселился художник Б.А. Такке, в другую - художники Захаров, Серова, Архипова и режиссер, преподаватель ГИТИС А.А. Муат, знакомый Михаила Булгакова. Естественно, он бывал тут в гостях, видел мебель, оставленную Фаберже, да и имя бывшего владельца постоянно всплывало в беседах. Новые жильцы искренне считали, что в квартире могут быть оставлены тайники с драгоценностями (по некоторым легендам один из тайников с серебром все же был найден при перестройке дома в 1980-х годах).

С квартирой, да и с бывшим владельцем, обратившемся, правда, в Анну Францевну Фужере, можно встретиться в романе «Мастер и Маргарита». Известно, что в квартире Фаберже были люстра на цепи, свисавшая с высоты 7,5 м (на ней-то, похоже, и качался кот Бегемот), камин с чугунной решеткой, да и деревянные диванчики на лестничных площадках тоже списаны с этого дома. Еще раз дом появится в «Собачьем сердце». Хотя профессор Преображенский живет по сюжету фактически напротив, в доме 24, но описание Калабуховского дома взято все же с дома 13 – мраморные ступени в вестибюле, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Да и сам профессор говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир», а в доме 24 их всего восемь.

В 1983-1987 годах здание было надстроено седьмым техническим этажом по проекту, выполненному Ярославским филиалом Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. Дом подвергся значительной реконструкции, угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. А дом потерял существенную часть своего обаяния. В 2000-е годы дом был реконструирован.

Дом Фаберже на Большой морской, д. 24 привлекает внимание неординарной архитектурой в стиле модерн, треугольными остовами крыши и многогранной, если не сказать ювелирной, отделкой фасадов красным гранитом. У этого дома было много владельцев: богатые купцы и мастера колокольных дел, располагались здесь книжная лавка и церковный приход, небольшое ателье и даже мастерская художника. Но наибольшую известность он обрел, как дом Фаберже, где жил и творил знаменитый ювелир.

Дом и история Фаберже в России

Карл Фаберже – наследник великого мастера Гюстава, родился и вырос в Санкт-Петербурге. Лишь ради учебы в Дрездене он покинул родину, а по возвращении купил дом на Большой морской. В те времена здание представляло собой типичный для архитектуры города классический дворец, а современный облик в стиле модерн ему предал нанятый Карлом архитектор К.К. Шмидт.
В многоэтажном особняке разместилась вся творческая цитадель семьи Фаберже:

  • На первом этаже разместился ювелирный магазин;
  • Второй и третий были заняты мастерскими великих ювелиров и самого мастера, работавших под единой торговой маркой;
  • На последнем этаже разместились апартаменты семьи Карла Гюставича – 15-комнатная квартира с роскошной библиотекой, рабочим кабинетом, будуаром и спальнями.

Дом Фаберже на Большой морской подарил семье множество радостных моментов – творческое признание и популярность, рождение сыновей Евгения, Александра и Агафона. Счастье было разрушено революцией 1917 года, когда семья была вынуждена бежать из России. Лишь небольшую толику изделий сыновьям удалось прихватить с собой, все остальное было захвачено большевиками и национализировано.
Покинув родной дом, Карл Фаберже отправился в Ригу, затем в Германию, Швейцарию и Канны. Родные вспоминают, что он часто повторял: «Жизнь закончилась». В 1920 году мастер умер вдали от родины и был похоронен в Каннах.


Дом Фаберже в Санкт-Петербурге: как добраться и что посмотреть

Дом Фаберже в Санкт-Петербурге на Большой морской расположен в 5 минутах ходьбы от станции метро Адмиралтейская. Ныне в доме располагается ювелирный магазин, где можно приобрести украшения современных русских мастеров.


1904

Дом Фаберже - ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи.

С 2007 года бренд Фаберже принадлежит компании Fabergé Ltd.

История семьи

История семьи Фаберже ведет свои истоки из Франции XVII века, под фамилией Фаври.

Фаври жили в регионе Пикардия, в северной Франции. Однако в 1685 году они покинули страну из-за религиозных преследований.

Документы из семейного архива Фаберже гласят, что фамилия изменялась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и, в конечном счете, в 1825 на Фаберже. Известно, что во второй половине XVIII века Жан Фаври работал в качестве плантатора табака. В 1800 году ремесленник Пьер Фаври обосновался в Ливонии (Эстонии).

В 1814 году родился Густав Фаберже. В 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля, который специализировался на изготовлении золотых шкатулок. В 1841 году он получил звание мастера ювелирного дела.

Карл Фаберже

Вернувшись в Петербург в 1866 г., Фаберже - теперь уже полноправный мастер - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. в фирме приходит финский ювелир Эрик Колин- его первый главный мастер.

В 1882 г. к Карлу присоединяется его 20-летний брат Агафон, проработавший с ним более десяти лет. На фирме трудилась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех изделий - Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина.

Работы Фаберже в период между 1866 и 1885 гг. - для нас нечто вроде белого пятна.

Эти описания близки известной нам продукции Густава Фаберже. Недавно найденный альбом с набросками эскизов ювелирных изделий последних трех десятилетий XIX века позволяет частично заполнить прежние пробелы. Судя по этим эскизам, Фаберже предстает тесно связанным с основным направлением современного искусства Франции. Эскизы его дизайнов цветочных букетов, украшенных алмазами, а иногда - и эмалью, вьющихся веточек плюща - все это напоминает работы известных французских ювелиров: братьев Массе, И. Кулона, О. Массена и др. Пышные на лентах броши-подвески с бриллиантами, перевязанные лентами ожерелья и браслеты - все это выполнено белой гуашью на черной бумаге, и ничто здесь не позволяет увидеть гений Фаберже. Временами проскальзывает некая легкость, однако, она еще прочно укоренена в общепринятой европейской традиции - плетеные браслеты с бриллиантами и рубинами, шатлены в стиле Людовика XV и ожерелья с подвесками. Некоторые более смелые эскизы подписаны Агафоном, братом Карла Фаберже: главным образом это тиары с бриллиантами и изумрудами и ряд довольно вычурных ожерелий. “Любимыми мотивами были веточки с цветами, колоски пшеницы, и искусно завязанные ленты... Это был лучший период работы с бриллиантами. Работы этого периода характеризуются богатым дизайном, видимом даже на расстоянии. В моде были крупные диадемы, небольшие журавлиные и плюмажные ожерелья в форме воротников, нагрудные украшения для корсажа, пряжки и широкие ленты”.

Практически, ничего из этого традиционного периода Фаберже не дошло до нашего времени. Учетные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже все чаще упоминался в учетных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» в Москве. Фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за работу братьев Фаберже и Эрика Колина копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму - “керченского золота” - предметов из роскошного клада золотых украшений IV века, найденного при раскопках в районе Керчи. “Выполнение этой работы потребовало не только особой тщательности и высокой точности воспроизведения, но и возвращения к давно забытым методам и приемам работы. Братья Фаберже блестяще справились со всеми трудностями и получили в результате заказ на целую серию копий керченских древностей ”.

Дизайн изделий Фаберже в период работы Колина незначительно отличается от того, что делалось в 70-е годы в других европейских центрах ювелирного искусства. Его приверженность антикварским вкусам ощутима в редких дошедших до нас вещах этого периода, включающих золотые кубки и предметы в стиле Возрождения.

Изделия фирмы Фаберже привлекли внимание императора Александра III. В 1885 г. Александр III заказал у ювелира первое пасхальное яйцо («Куриное»), как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла и покровительство царской семьи. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма больше не производит копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями.

Ведущие европейские ювелиры все еще придерживались стилей прошлых лет – торжественный ренессанс, затейливое рококо, тяжеловесный ампир и др. Фаберже же не побоялся экспериментировать в новой художественной системе – модерне, для которого были характерны бледно-пастельные тона, изогнутые линии и технические инновации.

Во главу угла он ставил не дороговизну использованных материалов, а художественную ценность украшений и мастерство исполнения. В своих украшениях Фаберже использовал поделочные камни, которые традиционно считались «неювелирными» (к ним относятся уральские, алтайские и забайкальские самоцветы). Карл Фаберже полностью отошел от «ювелирного академизма»: он смело сочетал олово, карельскую березу и вороненую сталь с благородными металлами и драгоценными камнями. Оригинальные изделия, созданные по принципу «соединить несоединимое», вошли в моду среди светских кругов.

Мастера ювелирного Дома возродили технику «кватра колор» (четыре цвета), которая не применялась в ювелирном деле с эпохи Возрождения. Таким образом, появились украшения, в декоре которых использовалось золото красного, желтого, зеленого и белого цветов. После долгих исследований, мастерам удалось получить новые оттенки благородного металла – оранжевый, серый, голубой и др. Использование золота различных цветов позволило создавать сложнейшие цветовые комбинации без использования отделочных материалов. Для инкрустации применялись драгоценные/полудрагоценные камни: их количество подчинялось художественному замыслу изделия. Прозрачные камни, как правило, составляли центр композиции, а голубоватые и бледно-розовые – украшали периферию.

Ювелирные изделия Фаберже отличались также своей конструктивностью: обычный звонок мог превратиться в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой и др. На выполнение сложных конструктивных задач требовалось много времени, но полученный результат всегда с лихвой окупал его.

Императорское Коронационное пасхальное яйцо Фаберже из коллекции Виктора Вексельберга

Стиль Фаберже – воплощение изящества и подлинной строгой элегантности. Его украшения отличались изысканностью форм, глубиной красок эмали и неожиданным сочетанием различных оттенков.

В украшениях Фаберже чувствовалось также влияние старорусского стиля. Это особенно заметно в изделиях из серебра. На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало также искусство Востока. В частности, это чувствуется в серии цветов и вырезанных из камня фигурках животных и людей в духе японских нэцке (Фаберже коллекционировал произведения японского декоративно-прикладного искусства, в его коллекции было более 500 подлинников). Особый интерес к миниатюрным скульптурам проявила королева Англии, заказавшая у мастера 170 статуэток (шедевр королевской коллекции – сова из серого жада с бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).

На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века. Он возродил технику гильошированного эмалирования, применявшуюся в то время. Суть техники заключается в нанесении тонкого прозрачного слоя эмали на гравированную поверхность (декорирование резьбой усиливает визуальный эффект). Как правило, эмаль накладывается в несколько слоев. Мастера Фаберже в качестве первого слоя использовали полупрозрачную эмаль с оранжевой тенью, на которую накладывались слои прозрачной эмали (иногда между слоями клали золотую фольгу). Благодаря этому изделия Фаберже отличались особым переливчатым эффектом.

Для создания украшений в традиционном русском стиле использовалось клаузонированное эмалирование: на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Для украшений, выполненных в этом стиле характерны яркие цвета и цветочные узоры.


Шкатулка из антикварного серебра от Faberge

Мастерами Фаберже использовался еще один метод эмалирования – выемчатый: сначала эмалью заполняются канавки, затем накладывается слой, покрывающий поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, при использовании которой каждая отдельна ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Техника изготовления эмалей позволила мастерам компании создать поистине шедевральные изделия. Эмали Фаберже характеризовались равномерностью качества и гладкостью поверхности.

За новые технические и конструктивные разработки Карла Фаберже прозвали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль - «певцом изящных грез». Сам Карл Фаберже говорил о себе с особой скромностью: «Я поставщик Высочайше го двора».

Период Агафона Фаберже (1882-1895)

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награжден золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Жил в Париже.

В 1882 г. 20-летний Агафон Фаберже присоединился к своему брату Карлу в Санкт-Петербурге и проработал с ним более десяти лет. Этому десятилетию суждено было стать богатым и самым творческим периодом фирмы. Качество вещей, сделанных в эти годы, осталось непревзойденным. Принято считать, что взаимодействие братьев - Карла, с его приверженностью классическому стилю, и более живого и творчески энергичного Агафона, - усиленное приходом в фирму ее второго главного мастера, блестящего Михаила Перхина, работавшего с 1885 по 1903 гг., способствовало обособлению около 1885 г. искусства Фаберже как самобытного стиля в прикладном искусстве и ювелирном деле. Именно в это десятилетние впервые возникает большинство “тем и сюжетов” Фаберже: создаваемые для царской семьи и императорского двора пасхальные яйца, фигурки животных, цветы, objets de virtu - “полезные предметы” - и другие поделки из самоцветов или драгоценных металлов. Бирбаум в своих мемуарах пишет, что именно с Агафоном Фаберже в фирме начались перемены: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду - в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы”.

Оба брата Фаберже много путешествовали. Карл получал знания о западных стилях из первоисточника в Дрездене, Франкфурте, Флоренции и Париже. Но именно дома и тот, и другой могли найти богатейший из существующих источников вдохновения - Эрмитаж. “Эрмитаж с его галереей драгоценностей стали школой для ювелиров Фаберже. После керченской коллекции они изучали все представленные там эпохи, и особенно век Елизаветы и Екатерины II. Многие из ювелирных и золотых произведений были скопированы с большой точностью, и затем были исполнены новые композиции, пользуясь этими образцами как руководством. Лучшим доказательством совершенства, достигнутого в этих работах, служат неоднократные предложения некоторых заграничных антикваров исполнить ряд работ, но без наложения пробирных клейм и имени Фаберже. Разумеется, предложения эти были отвергнуты. Композиции хранили стиль прошлых веков, но прилагались они к современным предметам... Изделия XVIII века в коллекциях Эрмитажа побудили применять сквозящую эмаль на гравированном или гильошинированном золоте и серебре ”.

В 1897 году Агафон женился на дочери богатого рижского купца Лидии Трейберг. Молодые совершили свадебное кругосветное путешествие, во время которого Агафона пленил Восток. Через десять лет в России он считался одним из лучших знатоков искусства Индии, Китая, Японии, а его богатейшая коллекция вызывала всеобщее восхищение.

К 90-м годам Фаберже обошел своих конкурентов по “крупным вещам” и серебру. Болин сохранял лидерство по ювелирным изделиям (лишь в Москве его оборот в 1896 г. составил 500 тыс. рублей). Тем не менее, именно ожерелье из жемчуга и бриллиантов Фаберже ценой 166 500 рублей было выбрано в 1894 году цесаревичем Николаем как обручальный подарок его будущей жене, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской. В свою очередь, коронованные родители Николая заплатили Фаберже самую высокую цену, которую ему когда-либо удавалось получить, 250 тыс. рублей - за другое колье, предназначенное в подарок их будущей невестке. В 1896 г. оборот Московского отделения Фаберже, основанного в 1887 г. для того, чтобы справляться со всевозрастающим спросом, достиг 400 тыс. рублей. Основу деятельности фирмы здесь составляли крупные дорогие серебряные сервизы и настольные украшения ценой по 50 тыс. рублей. Эскизы сервиза в стиле Людовика XVI, заказанного в 1894 г. Александром III для цесаревича, и монументальный сервиз в стиле ампир с лебедями и сфинксами, сделанный для свадьбы великой княжны Ольги Александровны в 1908 г., сохранились в Эрмитаже и хорошо документированы.

Важные заказы были сделаны для празднования коронации Николая II в 1896 г. Путешествия императорской семьи в Данию и в Лондон были для Фаберже прекрасным источником заказов, так как многие из приготовлявшихся для этих поездок подарков делались в его мастерских. Заметные успехи фирмы связаны и с наградами на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и на Северной выставке в Стокгольме. Кульминацией этого периода было строительство нового дома фирмы на Большой Морской улице, д. 24, и участие Фаберже во Всемирной выставке в Париже.

В 1916 году Агафон уходит из отцовской фирмы и открывает в Петрограде антикварный магазин. После февральской революции 1917 года антикварная торговля шла у Агафона Карловича бойко. В апреле 1918 года Петроградская ЧК получает донос – Фаберже похитил из Зимнего дворца мебель и другое царское имущество. Пришлось с документами в руках доказывать, что старинные комоды и бюро, китайские и японские вазы, часы и канделябры были куплены у графа Бенкендорфа, квартировавшего в Зимнем дворце, и вывезены с разрешения дворцового коменданта еще в начале сентября 1917-го.

В июне 1918-го Агафон снова открывает в Петрограде антикварный магазин. Террор, развязанный большевиками после убийства Урицкого, заставляет его тайно переправить в Финляндию жену и пятерых сыновей.

Когда в декабре 1918 года власти закрыли все антикварные магазины, Агафон устроился переводчиком в датское посольство. Через полгода по новому доносу он был арестован чекистами и обвинен в спекуляции. Устраивая в голодном Петрограде сытные завтраки для писателя Максима Горького и наркома Луначарского, он якобы пытался продать им по завышенной цене драгоценные безделушки, принадлежавшие датскому коммерсанту Плуме. Фаберже как «особо опасный элемент» отправили в концлагерь «до окончания войны».

Больше года Агафон Карлович провел в концлагере, где его, как «буржуазную контру», трижды водили на расстрел. Страшные пытки и голод не прошли даром, 44-летний моложавый мужчина превратился в седого, больного старца. На свободу, по амнистии, вышел гол как сокол: из имущества – драное пальто да картина, припрятанная у знакомых.

В конце 1920-х годов власти привлекают Фаберже к срочной секретной работе – оценке большой партии бриллиантов... и арестовали по обвинению в саботаже.

В 1923-1927 годах Агафон трудился уполномоченным Гохрана по Петрограду (Ленинграду).

Полгода семья жила в гостинице, потом купили большой особняк в пригороде Хельсинки, на острове Бренд. Пока дом перестраивался, семья совершила путешествие, посетив Германию, Францию, Италию, Эстонию и Латвию. После реставрации дом превратился в роскошную виллу.

«Благодаря помощи наших верных друзей, отцу удалось начать новую жизнь в Финляндии на привычном уровне, – вспоминал сын Агафона Карловича Олег Фаберже. – Однако такое простое объяснение нашего хорошего материального положения не годилось для тех, кто любит совать нос в чужие дела, и для кого сплетни являются основным хобби. Правда была слишком бесцветной и неромантичной для маленьких людишек с длинными языками, а поскольку мы были выше всего этого и не считали себя обязанными отчитываться перед кем бы то ни было, вскоре после нашего приезда... в эмигрантских кругах распространился следующий слух: оказывается... в мешке, что во время нашего бегства находился на четвертых санях, находились вовсе не зубные щетки и мыло, а он был битком набит бриллиантами!!! (Как жаль, что это не было правдой!)»

В 1940 году семья была вынуждена покинуть свой особняк, который был продан с молотка, и снять скромную квартиру. Агафон Карлович скончался в 1951 году весь в долгах.

Эпоха Франсуа Бирбаума (1895-1917)

Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после ухода Агафона Фаберже в 1895 г. он становится главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля, ” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру. Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.”
Следующий император, Николай II, сохранил эту пасхальную традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице. Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Кельх, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, и князь Юсупов.

К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.

В 1900 годы Фаберже уже просто завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 гг. у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Клиенты из Америки пришвартовывают свои яхты у берегов Невы. Трое сыновей Фаберже - Евгений, Агафон и Александр - работают в качестве художников бок о бок с Бирбаумом. Триста мастеров работают в Санкт-Петербурге и двести - в Москве. Заказов так много, что некоторые из них даже передаются мастерам, не-посредственно не работающим в фирме. По всему миру фирмой продано более двухсот тысяч изделий.

К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца. Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей – портсигаров, ламп, звонков, часов, – превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца.

Фирма Карла Фаберже стала известна на весь мир: мастера-ювелиры создавали ювелирные украшения для королевских домов Европы и для русских аристократов, поражая клиентов изяществом и красотой своих изделий. Получившая такое признание фирма выпускала и продукцию для массового потребления: шкатулки, предметы для сервировки стола, элегантные настольные безделушки и украшения. Цена часто была не главной, золото и бриллианты могли вообще отсутствовать, а сам предмет мог быть сделан просто из полудрагоценного камня.

Полная онлайн коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, выпущенных по заказам двух последних императоров России: Александра III и его сына Николая II, с описаниями и фотографиями.

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1895

1896

1896

1897

1897

1898

1898

1899

1899

1900

Петер Карл Фаберже (30 мая 1846 - 24 сентября 1920, Лозанна) родился в России в Санкт-Петербурге, российский немец по происхождению. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1842 году Фаберже-старший основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге.


Густав Фаберже с супругой Шарлоттой Юнгштедт.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».



Магазин Фаберже на Большой Морской, 24.

В 1900 г. ювелир Карл Фаберже обзавёлся дачей в Левашове, недалеко от Осиновой Рощи. Дом усадебной архитектуры конца XIX в. - в виде английского коттеджа - был построен по проекту арх. Карла Шмидта. В 1907 Карл Густович подарил усадьбу своему второму сыну, Агафону Фаберже. В том же году Агафон приступил к её перестройке, которой руководил Иван Гальнбек, работавший в фирме Фаберже художником. Обновлённый 2-этажный дом в стиле модерн был полностью закончен в 1908 г.


Агафон Фаберже на крыльце своей усадьбы в Левашово.

Современники называли эту дачу «малым Эрмитажем», ибо в ней находились два совершенно уникальных собрания - драгоценных камней и марок (311 447 экземпляров). А украшали её антикварная мебель, старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптурами именитых мастеров.
Февральская революция 1917 года особых хлопот Агафону Карловичу не принесла, а вот октябрьский переворот... Первой ласточкой был донос, поступивший в Петроградское ЧК в апреле 1918-го. Якобы Фаберже похитил из Зимнего дворца мебель и другое царское имущество. Пришлось доказывать, что старинные комоды и бюро, китайские и японские вазы, часы и канделябры были куплены у графа Бенкендорфа, квартировавшего в Зимнем дворце, и вывезены с разрешения дворцового коменданта ещё в начале сентября 1917 г.


Агафон Фаберже с супругой Марией Алексеевной

После убийства председателя Петроградского ЧК товарища Урицкого из колыбели трёх революций во все райсовдепы полетели телеграммы с распоряжением выступить единым фронтом против буржуазии. Реакция местных властей последовала немедленно. 18 сентября 1918 Левашовский военный комиссар Петухов со своим помощником Новиковым и военинструктором Рудольфом Кохом на даче Агафона Фаберже производят троекратный обыск.
Агафон тайно переправляет в Финляндию жену и пятерых сыновей. Сам же остаётся в Петрограде в надежде отправить за границу наиболее ценную часть своей коллекции, спрятанную в тайнике на даче. Однако уже через полгода по новому доносу Агафона арестовывают по обвинению в спекуляции. Ему ставят в вину, что, устраивая в голодном Петрограде сытные завтраки для писателя Максима Горького и наркома Луначарского, он пытался продать им драгоценности по завышенной цене.


Карл Фаберже с супругой в Висбадене 1918г.

Вскоре после ареста ювелира до сотрудников Эрмитажа доходит весть о плачевной судьбе его дачи. Из докладной записки сотрудника отдела охраны памятников и старины Наталии Бараш от 3 июня1919: «31-го минувшего мая в исполнении возложенного на меня поручения я осмотрела совместно с председателем Левашовского исполкома дом Фаберже, находящийся на Дибунском шоссе, об угрожающем положении которого в смысле опасности быть разграбленным получены сведения Эрмитажем.

К сожалению, опасения Эрмитажа оказались давно запоздалыми, так как внутренности этого прекрасного дома представляют из себя картину полного разрушения и дикого вандализма. Всё положительно разграблено, печати все сорваны, всё выворочено, сломано, на части оставшейся мебели срезаны материя и кожа. Словом, охранять там больше нечего. В течение последних месяцев через дом прошло более двух тысяч красноармейцев, имевших в доме временную стоянку…».

О былом убранстве дачи Фаберже теперь можно узнать лишь из архивных документов Левашовского исполкома. Когда 18 сентября 1919г. особняк подвергся очередному и уже более квалифицированному обыску, сотрудник отдела по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины Б.Н. Молас отметил в докладной записке: «трудно себе представить, до какой степени жившей на даче Фаберже воинской частью была изуродована и покалечена вся без исключения богатая и высокохудожественная обстановка. Все картины проткнуты штыками; вся обивка с мебели сорвана; все инкрустированные и мозаичные столы и в особенности многочисленные стилевые (Людовик XVI), комоды, шкафы, шифоньеры и бюро исковерканы; все книги ободраны, то есть без переплётов и иллюстраций, а большинство разодрано на кусочки».

Тогда «кладоискатели» обнаружили за перегородкой изолированную комнату. В присутствии представителей райкома партии и Петроградского укрепрайона она была вскрыта. В ней оказалось большое количество драгоценных камней, медалей, ваз и картин. Позже в дом явились представители комитета обороны и изъяли ценности без составления акта и без описи. Все вещи были уложены в 10 ящиков и увезены на автобусе. Сверх этого было взято две картины и большая книга-альбом в железном переплёте. В числе увезённых предметов - огромная коллекция почтовых марок и свыше 1700 драгоценных камней разных размеров.

После революции Карл Фаберже сбежал в Великобританию, трое его сыновей осели в Европе. И только Агафон остался в Петрограде. Позднее он был арестован. Известно, что его трижды водили на расстрел, но каждый раз в последний момент оставляли в живых - ведь только Агафон мог рассказать, где спрятаны сокровища. Доподлинно известно, что все члены семьи Фаберже покинули Россию, не взяв с собой практически ничего - Карл, как и его сыновья, в Европе практически нищенствовали.

В итоге Агафон таки "раскололся" - на даче Фаберже, в одной из стен, большевики нашли встроенный сейф с сокровищами. Часть драгоценностей была найдена в бывшей квартире Карла Фаберже на Большой Морской улице. Историки сходятся в едином мнении - это лишь малая толика состояния Фаберже. Где находится остальное - сейчас практически невозможно выяснить доподлинно - архив семьи, как известно, был почти полностью уничтожен.

Согласно легенде, существует три места, где до сих пор хранятся сокровища Фаберже. Первое из них находится на территории современной Латвии. По преданию, там спрятал клад бывший бухгалтер фирмы Фаберже Отто Бауэр. Масса легенд до сих пор рассказывают о втором - оно где-то на финской границе - говорят, что именно там, под неким "приметным деревом" драгоценности зарыла супруга Агафона Карловича. Границу с тех пор переносили не раз и не два, а уж "приметных деревьев" в ее окрестностях - сколько угодно.
А третье место - это как раз и есть дача Фаберже в Левашово. Многие исследователи уверены, что, помимо найденного в потайном сейфе, там есть еще один клад. Недаром, любимая поговорка семьи Фаберже звучала так: "Не стоит хранить все яйца в одной корзине".

Судьба изъятых художественных ценностей до сих пор неизвестна. Вероятно, эта коллекция вошла в состав «алмазного фонда Политбюро», созданного в том же 1919 году на случай свержения советской власти. Известно, например, что у Якова Свердлова дома и на работе хранилась часть этого «фонда» в виде отборных бриллиантов.

Когда страсти по драгоценностям утихли, на бывшей даче Фаберже разместился дом отдыха для работников НКВД. В годы Великой Отечественной войны здесь действовал госпиталь; затем вплоть до 1991 года - оздоровительный детский сад №2021/92. Тогда планировку особняка несколько изменили. Большие парадные и танцевальные залы совсем не подходили для работы такого учреждения. Тогда же по дому водили экскурсии, которые затем прекратили из-за угрозы обрушений. В конюшне и каретной при доме Фаберже работала автомастерская, позже сгоревшая.

Ныне дача Фаберже - один из уникальнейших памятников усадебной архитектуры XIX века, памятник федерального значения - на грани обрушения.


От былой роскоши сохранились мраморная лестница с дубовыми перилами внутри огромного здания.


В левом крыле дома была обустроена оранжерея. По свидетельствам современников Агафона Фаберже, это был дивной красоты зимний сад. Сегодня левое крыло здания представляет собой печальное зрелище - потолок обрушился, под ногами хрустят обломки лепнины.

И каким-то чудом уцелевшая в одной из комнат изразцовая печь.

Вечерами Агафона Карловича навещали друзья - накрывался стол, растапливался камин. Изразцовая печь с росписью ручной работы сохранилась и по сей день. Правда, не в целости и сохранности - в поисках сокровищ кладоискатели поломали все печи и камины в доме.

Каретная, конюшня, гараж, ледник, 2-этажный корпус для прислуги - всё это нуждается в скорейшей реставрации.

Парк при даче был когда-то образцом ландшафтного дизайна. Там еще сохранились «зеленые часы» высаженные по кругу ели с символично умирающим дубом в центре.

Судьба же владельца дачи всё-таки сложилась относительно благополучно. В 1920-х годах Агафон Фаберже вынужден был сотрудничать с большевиками, для которых по иронии судьбы он оценивал художественные ценности, в том числе и ювелирные украшения. Вместе с тем он беспрестанно готовился к побегу за границу.

Через сотрудников Генерального консульства Финляндии в Ленинграде он сумел переправить часть своего имущества и коллекцию марок в Хельсинки. А в 1927 году по льду перешёл Финский залив.
Агафон Фаберже прожил в Финляндии 24 года и умер в 1951 году.

На его могиле на православном кладбище в Хельсинки установлен памятник из чёрного камня: большое пасхальное яйцо венчает вензель с двуглавым орлом из бронзы - знак поставщика царского двора.

Дом стоит заброшенным. А сегодня разрушается такими темпами, что изменения кирпичной кладки и наклона стен можно наблюдать каждый день. В 2007 году дача Фаберже была передана Горному институту.


Сохранившаяся в хорошем состоянии лепнина.


Потолок над лестницей со стеклянной крышей.


Зал с камином и внутренним балконом.

Что же касается кладов, которые до сих пор усиленно ищут на даче Фаберже, скорее всего их нашли еще в 1920-х гг. В своё время сын Карла Фаберже Евгений, писал, что «на даче роют». Но в те времена о таких находках не сообщалось.


Сейф размером 2*2 метра с двойной дверью, одна в виде решетки.

Впрочем, известно, что в 1990-х годах в Москве клад Фаберже и в самом деле нашли. Он был спрятан в доме одного из бывших директоров московского филиала фирмы. В жестяной коробочке из-под конфет, замурованной в стену, оказались 17 ценнейших ювелирных изделий из золота и драгоценных камней

Спасибо olga74ru напомнила о такой дате!
Сегодня 165 лет со дня рождения Карла Фаберже

Купец первой гильдии, поставщик Высочайшего двора Карл Фаберже был придворным ювелиром Императора Всероссийского, Короля Шведского и Норвежского, Короля Великобританского, Короля Сиама; за создание высокохудожественных произведений искусства награжден российскими орденами Станислава и св. Анны, болгарским командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок. В 1916 году фирма Фаберже была преобразована в товарищество, которое имело несколько отделений (магазины и мастерские): петроградское, московское, одесское и лондонское.


Это Доходный дом Московского Купеческого общества (арх. А. С. Каминский, 1888 г.; В. В. Шервуд, 1907 г.)где с 1890 гг. была главная штаб-квартира фирмы К. Фаберже в Москве.
Тут был. его фирменный магазин, контора для принятия заказов и большие сейфы.

В 1918 году в петроградском доме Фаберже (Большая Морская, 24), где размещались магазин, мастерские и квартиры Карла и Евгения, хранилось ценностей на 7,5 миллиона золотых рублей: из них 3 миллиона рублей – уставной фонд товарищества; в 4,5 миллиона оценивались вещи, принадлежащие семье и принятые магазином на хранение. У Фаберже был один из лучших в России сейфов – «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции, когда в Петрограде начались налеты и грабежи, постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин свои драгоценности. В частности Кшесинская.
Тоже самое делали и московсие жители.

Это Матильда Кшесинская в украшениях фирмы К. Фаберже.

В марте 1918 года, убедившись, что большевики ему работать не дадут, Карл Фаберже уезжает в Ригу. Его сыновья Евгений и Александр остаются в России для ликвидации дел товарищества. Они должны были продать наиболее крупные вещи и обратить рубли в валюту или драгоценности.

В марте 1918 года, после принятия Совнаркомом декрета о защите собственности иностранцев, Карл Густавович сдает свой дом в аренду швейцарской миссии. В доме поселился и посол Швейцарии г-н Одье. Плату за аренду Фаберже не назначал, попросил только принять на хранение шесть чемоданов с вещами семьи и саквояж с драгоценностями. В конце октября г-ну Одье стало известно о готовящемся на миссию налете, и посол приказал перенести 27 чемоданов (среди них шесть фабержовских) и саквояж с драгоценностями в норвежское посольство, где их оставили под охраной двух швейцарских студентов. Но на вторую ночь налетчики умыкнули из посольства и чемоданы, и саквояж. Нашелся свидетель, который видел, как они уезжали на московском поезде.

Понятно, что версию о причастности чекистов к ограблению посольства никто не отрабатывал. Хотя незадолго до налета с сотрудниками миссии общался швейцарец Артур Фраучи (в списках сотрудников ВЧК он именовался Артузовым). Может быть, именно от него и узнали чекисты о том, сколь «драгоценен» саквояж Фаберже. В нем находились золотые и платиновые серьги, кольца, браслеты, броши, фермуары, цепи, колье, папиросники (портсигары с отделением для спичек), украшенные бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, аквамаринами, жемчугом, а также сто брелоков работы мастеров Фаберже.

На драгоценности была составлена двадцатистраничная опись (указывался товарный номер изделия, его наименование, наличие драгкамней и цена на 1913 год). Копия этого списка, хранящаяся в архиве правнучки Карла Густавовича, Татьяны Федоровны Фаберже, дает представление о стоимости вещей: ювелирка от 200 до 2000 рублей, папиросники 1500–3000 рублей, брелоки от 4 до 75 рублей. Но встречаются в списке и более дорогие вещи: серьги с бриллиантами 9,22 карата и кольцо с бриллиантом 5 карат, которые стоили соответственно 22 и 25 тысяч рублей. Всего в саквояже было добра на 1 603 614 золотых рублей.
Через несколько дней после ограбления норвежского посольства чекисты в поисках оружия проводят обыск в швейцарской миссии и без какой-либо описи изымают вазы, камнерезные фигурки, бронзовые китайские статуэтки – все, что лежало на виду в доме Фаберже. Вскрыть сейф-лифт чекисты не смогли, и вещи из него удалось заполучить лишь в мае 1919 года. Их описи также не существует, а это значит, что реквизиция происходила без участия Отдела по делам музеев. Между тем как в сейфе хранились уникальные изделия – два последних яйца, изготовленных Фаберже по заказу Николая II в подарок императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне на Пасху 1917 года. Первое яйцо – из карельской березы – имело сюрприз в виде дорогого механического слоника. Второе яйцо-часы было сложным по композиции: на богатом нефритовом постаменте лежали хрустальные облака, на которых сидели шесть серебряных херувимчиков; облака закрывались сферой из синего стекла, на ней бриллиантами было выложено созвездие Льва, под которым родился царевич Алексей. Первое яйцо исчезло бесследно после реквизиции 1919 года, фрагменты второго недавно нашлись в Москве. Их владелец сообщил, что в 1922 году академик А.Е. Ферсман подарил хрустальные облака и стеклянную сферу его отцу, доктору геолого-минералогических наук; подставки, часового механизма и бриллиантов на сфере не было, серебряные ребятишки с крылышками тоже куда-то «улетели».

Академик Ферсман в 20-е годы проводил экспертизу драгоценных камней и коронных драгоценностей и занимался их сортировкой: что передать в Гохран, что отложить для продажи за границей. Подарить яйцо он мог только в одном случае – если оно попало к нему в «раскуроченном» виде. За ответом на вопрос, кто мог так изуродовать яйцо, далеко ходить не надо.Чекистам по декрету разрешили оставлять пять процентов реквизированного, поэтому они старались первыми захватить дворцы и наиболее богатые особняки. Так, ими было вывезено имущество из дворца великой княгини Марии Павловны. Добившись возвращения нескольких сундуков, члены Оценочно-антикварной комиссии ОАК долго возмущались: старинных драгоценностей, которые должны были находиться в сундуках, не оказалось; на ручках многих дамских зонтиков не хватало драгоценных камней, а у некоторых зонтов золотые и нефритовые ручки просто были отломаны.


Значительные ценности хранились также в бронированных подвалах московского магазина Фаберже на Кузнецком мосту. Арест на них был наложен в начале октября 1918 года, однако вывозить добро комиссар МЧК Земелс и сотрудники ювелирного отдела Горпродукта начали только в мае 1919 года. Но здесь, по крайней мере, была составлена опись реквизированного. Всего из московского магазина изъяли 2400 предметов: золотая и серебряная посуда, подсвечники, папиросники, шкатулки, скульптуры, ювелирные украшения. Отдельным списком шли вещи, которые клиенты и сотрудники Фаберже сдали на хранение.

Поскольку публику, эмигрировавшую из России, на таможне обдирали как липку, то перед отъездом за границу Фаберже спрятали ценности как в своем доме, так и у доверенных лиц: родственников, друзей, мастеров, слуг.

На одной из последних фотографий Карла Фаберже из нагрудного кармана его сюртука выглядывает платок, завязанный узелком. Возможно, этот узелок должен был напоминать потомкам прославленного ювелира о ценностях, спрятанных им в России.

«Где запрятаны наши вещи» – так был озаглавлен список, составленный Евгением Фаберже в 1927 году. В этом документе имена хранителей, местонахождение вещей, их наименование и количество закодированы. Например: «Cabin libra, плат. М.К.» означало, что в тайнике библиотеки находятся украшения (платина с бриллиантами), принадлежащие балерине Матильде Кшесинской. «Cab. – цветы, фигуры – 35, 36, 37, 38». Вероятно, речь идет о втором тайнике в библиотеке, где были спрятаны цветы, выполненные из драгоценных и полудрагоценных камней, и камнерезные фигурки. Цифры – это номера пакетов, всего их было около восьмидесяти. «Soterna – 8 пакетов». Речь идет о подвале петроградского дома, где было замуровано 50 тысяч золотых рублей (22 килограмма). «Серя – 46 а, б, 8, два ключа от магазина». Серя – Сергей Бызов, друг Евгения Фаберже с гимназических времен, содиректор петроградского отделения. Возможно, у него хранились два ключа от потайного сейфа в библиотеке. Бызов умер в начале 20-х годов. Пакеты остались в известном только ему тайнике. «Алстиф – 21» – Александровская тифозная больница, где работал родственник Фаберже. Предположительно этот пакет был спрятан где-то на территории больницы. «Арту – 34, 1, 1, П» – эти пакеты хранились на квартире того же родственника. Фаберже от него ничего не получили. Судьба родственника и доверенных ему пакетов неизвестна. «Легация – 17, 18, 20 – украдено». Речь идет о ценностях, спрятанных в швейцарской миссии. «Казик – 2, 2-50-24, 2-04-00 – пропало». Казик – экономка Фаберже. Пятизначными цифрами, вероятно, обозначались крупные или наиболее ценные вещи.

В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. В сентябре 1920 года в Швейцарии умер Карл Густавович. Евгений Карлович, на плечи которого легли заботы о семье, открыл в Париже небольшую ювелирную мастерскую, занимавшуюся ремонтом изделий. Но доходов от нее хватало лишь на хлеб и воду.
В 1925 году, когда всякие надежды на возвращение в Россию были утрачены, Евгений Карлович попытался получить припрятанные ценности. Сокровища семьи только в Петрограде были размещены в тридцати местах; в списке вычеркнуто шестнадцать из них – против каждого стоят пометки «украли», «пропало», «нашло ЧК». Из документов отдела бесхозного имущества Петросовета известно, что в мае 1919 года провели специальные обыски и нашли более двухсот кладов. Тщательному обследованию подвергся и дом Фаберже, вероятно, именно тогда и обнаружили тайники в библиотеке и золото в подвале.

С драгоценностями, хранившимися в Москве, дела обстояли еще хуже. «О вещах, розданных надежным людям по Москве, знают я, Аверкиев и Ли», – писал Евгению Фаберже Андрей Маркетти.
В 1923 году, когда ЧК начала арестовывать сотрудников московского отделения, Маркетти, имевшему итальянский паспорт, удалось выехать в Европу. Аверкиев, арестованный в 1929 году, на свободу не вышел. Его воспитанник китайчонок Ли исчез. Фаберже полагали, что драгоценности, доверенные Аверкиеву, изъяло ГПУ.

В 1990 году в Москве при разрушении дома № 13 по улице Солянке рабочие наткнулись на тайник, устроенный под подоконником. В тайнике в двух жестяных коробочках лежали двадцать золотых украшений с бриллиантами (броши, серьги, ожерелье) – все с клеймами Фаберже. Оценили их в 360 тысяч рублей. («Волга» тогда стоила десять тысяч). Тринадцать предметов из клада, как высокохудожественные, выхлопотала для себя Оружейная палата, еще семь осталось в Гохране. Позже было установлено, что клад обнаружили в квартире, где до ареста проживал Аверкиев...



Теперь тут "фантазия на тему" и в нем МДМ банк кажется.

Реквизированные произведения искусства, в том числе и изделия Фаберже, Наркомат внешней торговли СССР активно распродавал в 1925–1930 годах на аукционах в Германии. В 20–30-е годы старательно скупал Фаберже в Гохране, комиссионках и с рук Арманд Хаммер. Все хаммеровские вещи и те, что были проданы в Германии, известны: они неоднократно появлялись на аукционах и выставках, описаны в каталогах. Ювелирка из саквояжа, украшения Кшесинской, цветы, камнерезные фигурки, императорское яйцо с сюрпризом и вещи из московского магазина как в воду канули.

Эксперт по Фаберже аукционного дома Кристи Валентин Скурлов: «В 1989 году на аукционе Сотбис было выставлено миниатюрное – семь сантиметров высотой – золотое кресло в стиле Людовика ХV (украшено красной эмалью, подлокотники выполнены в виде львов). Его купил за 70 тысяч долларов журнал «Форбс». По документам семейного архива мы с Татьяной Федоровной Фаберже установили, что кресло было изъято из московского магазина. В последующие двенадцать лет ежегодно на аукционах выставлялись от пяти до десяти московских изделий, которые раньше никто из западных коллекционеров не видел. Вещи «свежие», невооруженным взглядом видно, что в быту ими не пользовались – набалдашники для тростей, папиросницы, серебряные чернильницы, фигурки зверей и т.п. Набалдашники из нефрита, украшенные эмалями и драгоценными камнями, легко уходят по цене 30–40 тысяч долларов; за небольшую серебряную обезьянку, стоившую в 1913 году 100–175 рублей, дают сегодня 10–15 тысяч долларов».

Тридцать предметов из московского магазина были проданы на западных аукционах в период с 1993 по 1996 год. Известно, что по распоряжению правительства в апреле 1993 года Гохран щедрой рукой выдал г-ну Козленку «сотоварищи» из компании «Голден АДА» не только алмазы, но и золотые монеты, ювелирные изделия, бытовое серебро, в том числе и фабержовское.
Историю "Голден АДА" и г-на Козленка вы помните. Он арестован в 1998 году и сидит в американской тюрьме за неуплату налогов.

Московские вещи выставлялись на аукционах и после задержания Андрея Козленка и не исключено, что гохрановскую «заначку» «Голден АДА» распродают его партнеры по бизнесу.

К документам Гохрана и сейчас никого не подпускают на пушечный выстрел. Но все тайное рано или поздно становится явным. Когда-нибудь может быть мы узнаем и имена тех, кто устроил распродажу Фаберже в 90-е годы. Только вот вполне может статься, что к тому времени кладовые Гохрана совсем опустеют, а спрашивать за разбазаривание «народного» добра уже будет не с кого...

Кстати 6 июня 2011 года аукционный дом "Сотбис" проводит "Русские торги" и там
и там 48 лотов изделий Фаберже.

лот 101. Брошь с аквамарином и бриллиантами.

лот 102 Настольные часы в серебре с эмалью.

лот 103 нефритовая мисочка с золотыми ручками украшенными жемчугом.
Она была куплена императрицей Марие Федоровной 17 января 1908 г. за 165 рублей.
Потом принадлежала Египетскому королю Фаруку. Всего от 40 до 50 т. евро.

лот 107 настольные часы с эмалью серебряные 1903-1904 г.

лот 112 рамка для трех фотографий серебряная в стиле роккоко 1890 г.

Лот 119, ручка от парасоли 1905 г.

лот 116 золотой портсигар с сапфировой застежкой и монограммой на крышке МН.

лот 108
Табакерка прямоугольной формы с закругленными углами; крышка крепится на петлях; в центре крышки расположено миниатюрное изображение императора Николая II в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества, выполненное акварелью на слоновой кости. Портрет помещен в овал из стекляруса, над ним корона в переплетенной ленте; под ней стеклярус и лента. По обеим сторонам расположены три переплетающихся зелено-золотых лавровых венца, в центре которых три камня старой резьбы и стрела из желтого золота на фоне прозрачной гильошированной эмали желто-зеленого цвета c рисунком из расходящихся солнечных лучей; окантовка из выгравированного золотом орнамента из листьев аканта. Боковые панели и основание выполнены из шлифованного золота.

Подарена императором Николаем II в 1894 году Чарльзу Роберту Каррингтону (1843-1928), третьему барону Каррингтонскому, лорд-гофмейстеру двора ее Величества королевы Англии.
Подарена его третьей дочери леди Руперте Винн-Каррингтон (1883-1963) и ее мужу полковнику Уильяму Легге, седьмому графу Дартмутскому (1881-1958), в дальнейшем их дочери леди Элизабет Легге (1908-2000).
Перешла по наследству настоящему владельцу.

Длинно, но очень интересно.
Кто дочитал - молодец.

Поделиться