Секреты Матуа: что скрывают недра курильского острова. Станет ли курильский остров матуа новой базой тихоокеанского флота россии Лучше поздно чем никогда

Телеканал «Звезда» снял документальный фильм «Остров Матуа» об исследовательской экспедиции Русского географического общества и Министерства обороны России. Специалисты отправились на остров еще в 2016 году и на протяжении долгих месяцев собирали материалы о его природном, историческом и культурном наследии. Почему именно Матуа заинтересовал РГО и какие тайны хранит остров - в материале «360».

От ничейного острова до законсервированной военной базы

Остров Матуа входит в среднюю группу Большой гряды Курил и относится к Сахалинской области. Однако так было не всегда. Исконным населением Матуа считаются айны - древнейший народ Японских островов. На его языке остров называется «адской пастью».

Долгое время Матуа существовал сам по себе, и только в XVII веке на Курилы отправились первые экспедиции. Там побывали японцы, русские и голландцы, которые даже объявили землю собственностью своей Ост-Индской компании.

К 1736 году айны приняли православие и стали российскими поданными, уплатив жителям Камчатки ясак - натуральный налог в виде пушнины, скота и других предметов. Русские казаки регулярно посещали остров, а первая научная экспедиция прибыла на Матуа в 1813 году. Население острова всегда было малочисленным: в 1831 году на Матуа насчитали всего 15 жителей, хотя тогда перепись учитывала только взрослых мужчин. В 1855 году Российская империя официально получила право на остров, однако спустя 20 лет Матуа оказался под властью Японии - такова была цена за Сахалин.

Незадолго до Второй мировой войны остров стал основным опорным пунктом Курильской гряды. На Матуа появился форт с противотанковыми рвами, подземными тоннелями и траншеями. Для офицеров создали подземную резиденцию в холме. После начала войны горючее на Матуа поставляла нацистская Германия. Остров стал одной из ключевых военно-морских баз Японии. В августе 1945 года гарнизон численностью 7,5 тысячи человек капитулировал без единого выстрела. Матуа перешел Советскому Союзу.

Вплоть до 1991 года на острове находилась воинская часть. За это время Матуа интересовались не только историки, но и политики. Президент США Гарри Трумэн сразу после окончания Второй мировой войны предложил Иосифу Сталину уступить остров для военно-морской базы США. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из Алеутских островов. Вопрос закрыли.

Российская пограничная застава находилась на Матуа до 2000 года. Тогда всю военно-морскую инфраструктуру острова законсервировали, и его покинули жители. Сейчас Матуа необитаем. Небольшой остров длиной 11 километров и шириной чуть более шести по-прежнему хранит в себе множество тайн. Раскрыть их и отправились члены Русского географического общества и сотрудники российского министерства обороны.

Секреты Матуа

В сентябре прошлого года командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц рассказал журналистам об итогах первой экспедиции на Матуа. Она началась в апреле и продлилась почти полгода. В экспедиции участвовал министр обороны и президент Русского географического общества Сергей Шойгу.

Исследования на Матуа проходили впервые с 1813 года. По словам Авакянца, на острове обнаружили множество подземных сооружений. Часть из них определенно относилась к форту, а вот предназначение остальных выяснить пока не удалось.

Изначально было предположение, что это складские помещения, но из них вывезено все. И если бы это были складские помещения, то какие-либо материальные следы остались бы. Мало того, было обнаружено, что к этим помещениям подходит высоковольтный кабель, и система электроснабжения позволяла подавать туда до 3 тысяч вольт. Естественно, это избыточное напряжение для складских помещений. Но очевидно, что в этих сооружениях проводились какие-то работы

Сергей Авакянц.

Среди необычных находок - высоковольтный кабель на склоне вулкана Сарычева. Неподалеку находятся остатки старой дороги, которая ведет к жерлу вулкана. При этом с вертолета члены экспедиции заметили входы в подземные сооружения. Что именно находится в толще вулкана, пока неизвестно. Экспертов занимал и другой вопрос: почему гарнизон сдался без боя в августе 1945 года. Такое поведение нетипично для японских солдат, что говорит о продуманном заранее плане. «Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове», - пояснил адмирал.


Фото: РИА «Новости» / Роман Денисов

В прошлом году члены экспедиции решили изучить собранные материалы, а спустя несколько месяцев вернуться на Матуа, чтобы раскрыть другие тайны острова. Чем еще удивит россиян небольшой клочок земли, который прошел путь от ничейной земли до секретного японского форта, - покажет время.

Разработка плана второй экспедиции на остров Матуа Курильской гряды завершена, исследователи направятся туда в июне 2017 г, сообщил представитель ТОФ Владимир Матвеев.

«В штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) продолжается подготовка научно-исследовательской экспедиции на остров Матуа, которая пройдет с июня по сентябрь 2017 года. В настоящее время завершена разработка детального плана обследований курильского острова, определен личный состав и необходимая техника для изыскательских работ», - сказал он.

Матвеев напомнил, что «экспедиция министерства обороны РФ, Русского географического общества (РГО) и ТОФ в количестве 200 человек под руководством замкомандующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина проводила на острове Матуа в 2016 году масштабные исследования».

«Специалистами проведено более тысячи лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям. Также было сделано более 200 измерений внешней среды. Проведена радиационная и химическая разведка более 120 километров маршрута, обследованы все фортификационные сооружения острова и более 100 исторических объектов. Водолазами была проведена работа по гидрографическому исследованию бухт и заливов острова», - уточнил он.

Ранее командующий ТОФ Сергей Авакянц отмечал, что научные экспедиции на остров Матуа не проводились с 1813 года.

«Японцы начали осваивать Матуа с 1930-х годов и придавали ему исключительно военное значение. Остров служил плацдармом для дальнейшей экспансии и захвата полуострова Камчатка. Была создана уникальная система подземных сооружений, соединенных единой системой тоннелей. Подземные сооружения - это отдельная тема, которая требует глубокого изучения», - рассказал командующий.

По его словам, «сооружения делятся на два вида: фортификационные и сооружения непонятного предназначения - прямоугольные, квадратной и круглой формы, протяженностью до 150 метров».

«Если на всех островах японские гарнизоны сражались ожесточенно, до последнего солдата, то остров Матуа капитулировал в последнюю очередь, но капитулировал без боя. Гарнизон насчитывал 7,5 тысячи человек и, что не характерно для японской армии, никакого сопротивления не оказал. Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове», - сказал Авакянц.

Он отметил, что дальнейшего изучения требует и остров Топорковый, который, возможно, связан с Матуа подземными тоннелями.

«С разрешения и по указанию президента РГО (министр обороны РФ Сергей Шойгу — ред.) в 2017 году мы проводим вторую экспедицию с привлечением широкого круга специалистов - Академии наук, РГО и Московского государственного университета. Требует дальнейшего изучения фауна, флора этого острова, вулканическая деятельность, система водоснабжения, подземные сооружения, в том числе подводные. И, кроме того, необходимо проведение археологических исследований», - заключил адмирал.

Оборонная ипостась «таинственного острова» Матуа

С недавнего времени упоминание о небольшом острове Матуа Курильской гряды стало частым не только в российских, но и зарубежных СМИ. Так чем же этот «таинственный остров» так прославился?

«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа.

Напомним, в начале мая к самому малоизученному курильскому острову Матуа отбыла научная экспедиция, в составе которой шесть (!!!) военных кораблей Тихоокеанского флота, на борту которых более двухсот человек — ученых и специалистов, оснащенных тяжелой техникой, средствами подземного поиска, различными материалами и оборудованием.

Экспедиция организована не общественниками или полуподпольными искателями сокровищ, что случалось не раз, а впервые совместно Русским географическим обществом (РГО) и самим Министерством обороны РФ. Напомним также, что генерал армии Сергей Шойгу не только министр обороны Российской Федерации, но плюс к этому президент РГО. Согласитесь, это наводит на определённые мысли.

«Много загадок, много интересного, остров таинственный», — напутствуя участников экспедиции сказал президент РГО и министр обороны, отметив, что на Матуа множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, дорога, идущая к вулкану... Он не скрывал, что в экспедиции — спелеологи, исследователи подводных миров, военные специалисты.

«И по военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения советских войск. И куда исчезли две трети гарнизона, который находился на этом острове», — напомнил Сергей Кужугетович.

Такая степень осведомленности высшего должностного лица военного ведомства России говорит о том, что обстановка изучена и решение на рекогносцировку принято.

Да и возглавляет экспедицию заместитель командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмирал Андрей Рябухин. А это уже прямое целеуказание на «разведку боем местности».

Полностью приоткрыл занавесу таинственности командующий войсками Восточного военного округа (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин: «Российские военные рассматривают возможности базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) на острове Матуа Курильской гряды» - заявил он.

1. Остров Матуа - одна из геологических и исторических жемчужин Курильской гряды. Остров вытянут меридионально в форме овала, выпуклого на восток, слегка вогнутого с запада. Длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км, площадь 52 км2.

Большую часть острова занимает конический действующий вулкан Фуё (пик Сарычева) высотой 1485 м, постоянно дымящийся и временами выбрасывающий потоки лавы, стекающие из кратера по северо-восточному склону.

Имя своё вулкан получил в честь почётного члена Петербургской Академии, адмирала Г.А. Сарычева. Этот полярный исследователь первым наиболее точно установил положение острова Матуа.

К берегу они приобретают вид холмов и, все более снижаясь, переходят в плоское песчаное прибрежье с двумя мысами; продолжением последних являются подводные рифы до 1,8 км длиной.

Склоны горы Фуё расчленены ложбинами, но большей частью покрыты каменными россыпями, особенно мощными у подошвы.

Примерно третью часть подножия вулкана занимают низкорослые кустарники. Свой карликовый рост, не более метра, они, очевидно, компенсируют необыкновенной плотностью. Заросли такие густые, что не продерешься.

На высокогорье начинается полоса альпийских лугов. А ещё выше - неустойчивый шлак и камни. На предвершинье гидросольфаторы обильно выбрасывают в воздух струи водяного пара.

Кратер, из которого с шипением и гулом вырываются сернистые газы, до краев заполнен лавой. С юго-восточной стороны его стенки возвышаются над его кипящим нутром на 40 м. С восточной стороны они почти сходят на нет, а на западе практически сравнялись с уровнем вулканической воронки.

Есть версия, что с этой стороны часть кратера специально была подорвана японцами, чтобы при извержении лава стекала в Охотское море. С 1760 года известно не менее десятка извержений вулкан.

Так 1946 г. взрывной волной ужасающей силы вулканические бомбы выбросило через пролив Двойной (1,6 км) на остров Топорковый. Пепел извержения достиг аж самого Петропавловска-Камчатского. Раскалённые лавины в тот год стекли в бухты, сформировав три новых мыса.

В другой стороне острова гигантская волна цунами, проникшая вглубь пологого побережья бухты Айну, принесла и нагромоздила огромные стволы деревьев, смыла слой грунта и открыла входы в старые полузатопленные штольни. Подобные сооружения пробиты в скалах по всему острову.

Самый южный мыс острова Матуа носит название Юрлова по имени шкипера, который входил в состав Второй Камчатской экспедиции и перезимовал на острове в 1756-1757 гг. Правда, в карты закралась опечатка, и теперь это место часто называют мысом Орлова.

Полностью закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем.

На практике же удобное и относительно безопасное место есть. Это то пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы.

Подходы к островам с моря всюду безопасны на расстояние до 0,18 км от берега. Якорные стоянки — в двух бухтах.

Бухта Айну (Айну, Ainuwan) расположена на юго-западе острова и служит убежищем немногим судам при штиле и восточных ветрах. Глубина 14—25 м; грунт песчаный. Высадка удобна на песчаный берег близ устья речки Хесупо.

Бухта Ямато (Ямото). Расположена между островами Мацува и Иваки. Лучшая из всех бухт гряды. Перемычкой, соединяющей острова, она делится на две части. Пройти из одной бухты в другую можно по ложбине близ о. Иваки, глубиной 9 м.

Грунт в обеих частях бухты песчаный. В зависимости от ветров можно пользоваться то северной, то южной частями бухты

Несмотря на близость весьма беспокойного и грозного вулканического «соседа», айны с незапамятных времён обустраивали на Матуа свои жилища, которые располагались на берегу единственного пресного ручья. Последние айнские семьи японцы переселили на Шикотан в начале ХХ века.

После русско-японской войны 1904-1905 годов, по Портсумскому договору острова Курильской гряды и половина Сахалина отошли Японии. Японцы давно положили глаз на остров Матуа из-за его удачного серединного - географического положения, не туманного климата и удобства якорных стоянок судов различного типа.

Они оборудовали на Матуа рыболовные станы, звероводческую станцию и морской заповедник. Тогда здесь были сооружены сторожевой пост, метеостанция, синтоистский храм.

Фортификационные сюрпризы, военные тайны и политические загадки острова Матуа

В годы Великой Отечественной войны японцы превратили Матуа в военно-морскую крепость - чудо фортификационного исскуства.

Всё побережье острова по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению.

Причём их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвлённую сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

В одной из береговых скал многочисленные военнопленные китайцы и корейцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Её стены были аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

Ещё более тщательно сооружался аэродром острова.

Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолёты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления по трем (!!!) взлетно- посадочным полосам (ВПП) шириной до 85 метров и длиной до 1850 м.

Японские инженеры предусмотрели и "антиоблединительную " конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлётной полосы японским лётчикам не грозило, и самолёты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

Большая часть фортификационных работ тщательно замаскирована и до сих пор. Вот частное мнение исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: "Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре. Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека.

Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.»

Но и эти бросающиеся в глаза или замаскированные грандиозные сооружения — только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более 70 лет, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа.

По своим фортификационным данным военно - морская крепость Матуа теоритически, да и практически неприступна. Уж поверьте на слово автору - по военному образованию офицеру- фортификатору.

Однако 26 августа 1945 года 40 советским пограничникам «доблестно» сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров.

Но трофеи составили всего лишь 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98 гранатометов, что явно «не густо» . К тому среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа, отсутствовали артиллерийские орудия, зенитные установки и танки.

Почему? Где продукты питания, запасы обмундирования и средств связи гарнизона. А куда исчезли около 10 000 военно-пленных китайцев и корейцев?

Вообще-то, вопросов в истории высадки советских войск на Матуа множество. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: "Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас и пленных, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение".

Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться.

И ли вот еще. На Потсдамской конференции 1945 года Президент США Гарри Трумэн, не с того не с чего обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, которые должны быть заняты советскими войсками - Матуа.

«Для друзей ничего не жалко!» - ответил генераллисимус. Но в качестве «аллаверды» попросил один из Алеутских островов.

Чем же маленький островок Матуа так привлёк президента Америки? Разгадку этому, возможно, стоит искать в тайнах разработки и овладения ядерным оружием США, СССР, Германии и Японии. Да, да и Японии.

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако.

По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч.Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о разработке японцами ядерного оружия на одном из островов Курильской гряды (Матуа?) и о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этих объектах в тайне от СССР.

Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолёты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалёку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошёл взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости Матуа действительно шли разработки самого страшного оружия XX века — ядерного, то это даёт ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Может быть и интерес американского президента к Матуа, и не вовремя проснувшийся вулкан, и отказ японцев в предоставлении материалов — не случайная цепь событий? И может быть, в тайных, ещё не найденных подземельях острова-крепости скрывается не только проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

Скажете - выдумки. Тогда прошу обратить внимание на самые свежие факты. Не успела означенная экспедиция отправиться к Большой Курильской гряде, как премьер-министр Японии вдруг поспешил отправится...

Вовсе не в Вашингтон, а Сочи, к президенту России Владимиру Путину, проигнорировав настойчивые рекомендации «старшего брата» — президента США — воздержаться от подобного шага. Подробности сей высокой встречи так и остались «тайной за семью печатями». Не думаю, что это случайное совпадение фактов и событий. В прочем время покажет.

Лучше поздно чем никогда

Разгадка сюрпризов, тайн и загадок острова Матуа дождалась таки своих исследователей. В сегодняшней экспедиции принимают участие корабли Тихоокеанского флота — большой десантный корабль «Адмирал Невельской» и киллекторное судно КИЛ-168.

На борту — представители министерства обороны, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота, а также Русского географического общества, московские специалисты в сфере почвоведения, геоморфологии, палеогеографии и других наук.

«Японцы создали на Матуа внушительное количество объектов противодесантной обороны, возвели многочисленные долговременные огневые точки, — рассказал один из участников экспедиции Игорь Самарин. — Наша задача найти их, описать, нанести на карту. Я уже дважды бывал на Матуа, занимался этой работой. Но там ещё столько неизученных объектов, не на одну такую экспедицию хватит».

Кроме научных задач, военное руководство рассматривает возможность перспективного базирования там сил Тихоокеанского флота. А пока на острове развёрнута вся инфраструктура, необходимая для обеспечения жизнедеятельности участников экспедиции.

Силами военных ВВО на Матуа уже оборудован полевой лагерь, организованы водо- и электроснабжение, созданы узел связи и пункт материально-технического обеспечения. Одна из задач, которую озвучили — оценка состояния местного аэродрома.

Экспедиция обустраивается на о. Матуа, май 2016-го...

В штабе Восточного военного (ВВО) округа отмечают, что ВПП аэродрома неплохо сохранились. «Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», — информировала пресс-служба ВВО.

"Полноценной авиационной базой российских Воздушно-космических сил (ВКС) со временем станет аэродром на острове Матуа Курильской гряды", - считает экс-главком ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

П.Дейнекин отметил, что одним из важных критериев по оценке воздушной мощи государства является наземная инфраструктура. «В военном деле имеется такое понятие как оперативная плотность базирования. Когда на одном аэродроме находится большое количество авиационной техники, она может быть выведена из строя за один ракетный удар или авиационный налет противника. И чтобы не повторился авиационный погром 1941 года, наша аэродромная сеть расширяется».

Научно-изыскательская экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по восстановлению аэродрома на острове Матуа в центре курильской гряды, передает Минобороны России.

Проведено обследование взлетно-посадочной полосы (ВПП), подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов.

Аэродром имеет три ВПП длиной более 1200 м и шириной 85 м с бетонным и асфальтовым покрытием.

«Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу», — заявил П.Дейнекин.

Штаб Тихоокеанского Флота (ТОФ) информирует, что экспедиция министерства обороны и Русского географического общества начала на острове Матуа инженерные работы по востановлению причальных соооружений острова Матуа, а также исследует укрепления времен Второй Мировой войны.

Первоочередная задача - подготовки прибрежного участка острова в бухте Двойная для подхода большого десантного корабля "Адмирал Невельской" к берегу способом «на упор» для проведения полноценных погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме того специалисты уже приступили к обследованию ранее обнаруженных подземных фортификационных сооружений.

Также ведется активный поиск точек входа в подземные коммуникации и переходы между сооружениями.

Заключение

Естественно это лишь открытая для общественности часть собранной экспедицией информации.

Даже спустя более 70 лет со дня освобождения Матуа, на острове возникает вопросов больше чем имеется на них ответов.

Раскрыть все тайны курильского острова Матуа

Один из приоритетных проектов Российского географического общества сегодня - экспедиция на остров Матуа. Несмотря на несколько месяцев кропотливой работы по его исследованию, загадок по-прежнему остается много. Не изучены полностью тоннели и подземные сооружения. Предстоит выяснить, откуда на Матуа появилась посуда японской императорской семьи и пустые топливные бочки, и еще много чего предстоит.

На днях ТАСС сообщило, что сразу несколько отрядов ученых из Владивостока, Москвы, Камчатки, с острова Сахалин будут работать в составе экспедиции на Матуа, которая пройдет с июня по сентябрь.

В настоящее время в штабе Тихоокеанского флота завершена разработка детального плана обследований Курильского острова, определен личный состав и необходимая техника для изыскательских работ в рамках экспедиции на остров Матуа в 2017 году. В этом году состав экспедиции значительно расширится. На острове Матуа будет работать сразу несколько отрядов гидрогеологов, вулканологов, гидробиологов, ландшафтоведов, почвоведов, подводников, поисковиков и археологов из Владивостока, Москвы, Камчатки и Сахалина", - сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Восточного военного округа (ВВО) по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) капитан 2 ранга Владимир Матвеев.

По его словам, сейчас психологи ТОФ завершают профессиональный психологический отбор военнослужащих-участников будущей экспедиции, которые проходят специальные тесты и программы, чтобы установить степень стрессоустойчивости и уровень работоспособности в экстремальных условиях, психологическую совместимость будущих участников экспедиции и оценить морально-деловые качества военнослужащих.

Матуа - остров средней группы Большой гряды Курильских островов. Длина около 11 км, ширина 6,4 км. В годы Второй мировой войны на нем была расположена одна из крупнейших военно-морских баз Японии. В 1945 году остров отошел СССР, а японская база была превращена в советскую. На острове сохранилось множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, две взлетные полосы, которые подогреваются термальными источникам, поэтому могут использоваться круглый год. В 2000 году база была законсервирована и остров Матуа официально стал необитаемым.

В 2016 году состоялась первая совместная научно-исследовательская экспедиция Минобороны РФ и Русского географического общества на Матуа, участие в которой приняли военнослужащие Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. Всего в экспедиции было задействовано более 200 человек. Минобороны остров интересовал как возможная точка базирования сил Тихоокеанского флота. Тогда на Матуа обнаружили разветвленную сеть тоннелей, а также затонувший японский легкий истребитель Mitsubishi Zero, выпущенный в 1942 году.

Вторая научно-исследовательская экспедиция на Матуа пройдет с июня по сентябрь 2017 года, планируется собрать материалы для подготовки атласа-определителя морских обитателей акватории Матуа и соседних островов. Также исследователям предстоит создать реконструкцию деятельности вулкана Пик Сарычева в позднем плейстоцене, включая исторические извержения, и провести картографирование острова. Кроме того, планируется провести учет видов морских гидробионтов, сравнить биоты сопредельных акваторий для оценки состояния биоразнообразия и выявить возможные пути миграции и взаимопроникновения элементов флоры и фауны в северной части Тихого океана.

В сентябре прошлого года на Матуа побывал корреспондент tvzvezda.ru Александр Степанов. Приводим выдержки из его репортажа «Тайна острова Матуа: когда японская крепость станет российской базой».

Остров Матуа с высоты птичьего полета кажется небольшим пятном – 11 километров в длину и шесть с половиной в ширину, две трети площади острова занимает действующийВУЛКАН – пик Сарычева. Остров совсем не приспособлен для жизни. Суровые климатические условия: летом постоянные ветры, дожди. Солнечных дней раз-два и обчелся. Здесь даже в июне на склоне сопок белеет снег. Снежная шапка круглогодично украшает и пик Сарычева. Этот вулкан славен тем, что является одним из самых активных действующих вулканов региона. Норов у пика Сарычева крут – спящим его не назовешь. Извержения хоть и кратковременны, но часты и сильны.

Несмотря на все природные катаклизмы, японцы в годы Второй мировой войны превратили остров в неприступную крепость, где были и подземные тоннели, и аэродром, и даже железная дорога. Гарнизон на острове превышал три тысячи человек. Вообще Курильские острова использовались японцами как стратегический барьер для выхода из Охотского моря в Тихий океан. Здесь возвели целую сеть различных военных оборонительных фортификаций.

Чтобы попасть на остров по воздуху, нужна изрядная доля везения. Так называемые окна – небольшие просветы – открываются над островом очень редко, и людям иногда приходится сидеть на аэродроме по несколько суток, чтобы попасть в это открывшееся ненадолго окно. Ближайший аэродром, с которого можно попасть на Матуа, находится на острове Итуруп. Это около 500 километров. И если вдруг погода над Матуа портится после того, как «вертушка» уже почти подлетела к острову, то возвращаться на базу приходится на остатках топлива. Как говорят вертолетчики, «с приключениями».

При подлете к острову видно, что он изрыт береговыми укреплениями. Окопы, берущие начало у самой кромки воды. Доты и дзоты, выдолбленные в многочисленных сопках острова, глядят пустыми бойницами в сторону моря. Заметно, что остров действительно напоминает крепость, поднимающуюся прямо из моря. В середине июня на Матуа около семи градусов тепла и пронизывающий ветер. Утепляться приходится по-зимнему: куртки, свитера, ботинки с высокими берцами. Здесь с мая работает экспедиция Минобороны РФ, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством замкомандующего ТОФ вице-адмирала Андрея Владимировича Рябухина.

Несмотря на то что с сентября 1945 года остров перешел к СССР, никаких исследований толком на нем не проводилось. Нынешняя экспедиция призвана разгадать тайны самого малоизученного острова Курильской гряды. А тайн здесь очень много. Перед исследователями поставлены три основные задачи: изучить военно-историческую составляющую острова, изучить вулканическую деятельность Матуа и понять, как развить на острове военную инфраструктуру.

Научная группа РГО занимается на острове рутинной, но очень нужной работой – составляет карты острова: ландшафтные, геологические и почвенные. Отбирают образцы пород почв и растений. Вторая группа ищет артефакты, которые остались от японцев. Так, в июне поисковики подняли крыло японского самолета выпуска 1942 года и привезли его в лагерь. Также обнаружены предметы, которые могут рассказать о жизни японских солдат: боеприпасы, посуда, одежда, предметы быта. Члены экспедиции даже совершили восхождение на пик Сарычева, где были водружены два флага – Российской Федерации и Андреевский флаг ВМФ.

Подъем на ВУЛКАН – это не просто водружение флагов, участники экспедиции пытались понять, на какие стороны идет извержение со шлейфом. С высоты четко видно, где остров поменял свою структуру, географию, где появились новые пляжи. Выясняли, как японские заграждения, в том числе противоселевые оттоки, преграждали путь грязи, шедшей в сторону японских казарм. Интересуюсь у одного из руководителей экспедиции, действительного члена РГО Андрея Иванова, правда ли Матуа является островом-загадкой, где хранятся секреты императорской Японии, или это досужие домыслы журналистов.

«Про загадки журналисты любят вопросы задавать, – улыбается ученый. – Конечно, пока сложно досконально изучить то, что осталось от японцев, понять где мифы, а где реальность. Нам удалось выяснить, что легенды о том, что на Матуа существует подземный город, сооруженный ими в конце Второй мировой войны, имеют под собой почву. Нами обнаружено довольно много входов, которые ведут под землю, все они взорваны или завалены. Один такой вход мы раскопали и обнаружили за ним многочисленные подземные ходы, складские помещения, которые были соединены с надземной системой траншей и окопов специальными ходами. Это не легенда, это есть на самом деле».

Вместе с тем основная цель экспедиции – не отгадывать японские ребусы, а сделать комплексную оценку территории, чтобы понять, насколько она пригодна для освоения, не смоют ли сели и цунами новую инфраструктуру острова. Также экспедицию интересует, как японский гарнизон решал вопросы жизнеобеспечения, ведь, как выяснилось, источники воды на острове отсутствуют.

Руководитель экспедиции, замкомандующего ТОФ Андрей Рябухин, рассказал «Армейскому стандарту», что японцы пользовались исключительно талой водой, которая образуется за счет таяния снегов на вулкане. Поэтому на Матуа находят множество старых японских фильтров для очистки воды, которые изобрел начальник 731-го отряда в Маньчжурии Сиро Исии (японский врач, проводивший нечеловеческие эксперименты над людьми и разрабатывавший бактериологическое оружие). Они предполагали два вида очистки, грубую и тонкую. Грубая при помощи щеток удаляла из воды всю грязь и мусор. Во время тонкой через керамические фильтры под давлением прогоняли воду, затем она шла по траншеям в специальные емкости.

Часть системы была проведена в районе горной системы, а часть японцы устроили возле озер, которые образовывались в период таяния снега. Рядом с ними были установлены насосные станции. Кстати, из-за того что на острове было много крыс, которые также пользовались водой, здесь нашли сильные антибиотики, которыми были буквально завалены подземные госпитали. Таблетки предотвращали поражение личного состава. Вместе с тем участники экспедиции утверждают, что самого производства бактериологического оружия на острове не было. Ведь если бы что-то пошло не так, то японские гарнизоны на Курилах погибли бы сами.

Остров был нужен в первую очередь как огромная база хранения и обеспечения безопасности протяженной линии коммуникации, которая проходила от «большой» Японии до островов Парамушир и Шумшу, где стояли крупные гарнизоны. Угрозу безопасности этого маршрута представляли только подводные лодки и надводные корабли американцев. Так как авиация союзников не могла активно бомбить острова из-за дальности перелета, основной упор был сделан на защите от флота. Поэтому на острове построили большой аэродром с двумя полосами, где базировалась истребительная авиация и бомбардировщики.

Также на острове могло находиться до десяти тысяч человек, чтобы при необходимости усилить японские гарнизоны на северных островах Шумшу и Парамушир. Спрашиваю у Рябухина: удалось ли экспедиции понять, как была построена оборона острова?

«Мы выяснили систему коммуникаций и фортификации японцев, поняли, как была выстроена структура обороны Матуа, – рассказывает он. – Особенностью строения острова является большое количество распадков – длинных ущелий, в которых они концентрировали свои склады. На острове была развита дорожная система. Она была серпантинного типа и вела туда, где стояли отдельные гарнизоны. Рядом с гарнизоном были оборудованы склад и казармы, а также позиции для обороны – траншеи, доты. Пока мы только можем предполагать, как осуществлялся подвоз на позиции продуктов и боеприпасов. Уже понятно, что на Матуа были развиты автомобильный транспорт и железная дорога».

Конечно, саму железную дорогу поисковики пока не нашли, встречаются только ее следы. Можно только догадываться, где она проходила, – это тоннели, пробитые под землей и, как артерии, пересекающие остров. О том, что она действовала, свидетельствуют и многочисленные находки: проржавевшие от времени вагонетки, фрагменты рельсов. Кроме того, по всему острову были проложены латунные или бронзовые трубопроводы для подачи топлива.

Поисковики находят характерную арматуру и насосные части, однако емкости, где хранилось топливо, пока также не найдены. Кроме того, экспедиция выяснила, как японцы строили свои казармы. Они были сборно-разборными и состояли из металлического каркаса и дерева. Деревом также были обшиты все доты на острове.

Аэродром японцев сейчас находится в довольно плачевном состоянии, он сильно пострадал от налетов авиации и природных катаклизмов. Сейчас там оборудовано несколько вертолетных площадок. Однако в перспективе его восстановление возможно. Конечно, главный вопрос: нужен ли нам этот клочок земли, абсолютно непригодный для нормальной жизни?

«С прошлого года Охотское море стало нашим внутренним морем, – говорит Андрей Рябухин. – Это наше море. И здесь, так скажем, много открытых дверей. И каждый хочет в них войти. А вот с какими намерениями в эти двери входят – добрыми или не очень, сразу не поймешь. Чтобы надежно защитить наши территории, надо приложить усилия, чтобы потом не жалеть, что ничего не сделали. Лазейки пока есть, и их надо ликвидировать, в том числе созданием российских баз. Пока планируется, что на острове расположатся подразделения ТОФ, которые будут обеспечивать защиту государственных интересов».

Вместе с тем вице-адмирал считает, что восстанавливать японскую инфраструктуру на острове не имеет никакого смысла.

«Сейчас, в современных условиях, углубляться под землю, выстраивать там города и железные дороги дорого и нецелесообразно. – продолжает он. – Опять же все подземные коммуникации, которые мы вскрываем, очень ветхие. Они осыпаются, полуразвалившиеся. Строение грунта здесь своеобразное, в том числе скальные породы очень непрочные. То, что японцы тут нарыли, для того времени было очень актуально, сейчас уже нет».

Выводы о том, нужен ли Матуа вооруженным силам, появится ли там база, будут сделаны уже в этом году. И есть большая вероятность, что на Матуа все же расположатся наши войска.

Отряд Тихоокеанского флота, в числе которого большой десантный корабль "Адмирал Невельской", килекторное судно КИЛ-168 и спасательный буксир "СБ-522", доставил на Курильский остров Матуа участников совместной экспедиции Минобороны России и РГО, а также более 30-ти единиц различной техники.

Остров Матуа располагается в средней части Курильской гряды и значительно удален от населенных районов Сахалина и Камчатки. Размер острова – 11 километров в длину и 6 с половиной в ширину. Для него характерен аномально холодный климат с большим количеством осадков. На Матуа находится один из самых активных действующих вулканов региона – вулкан Сарычева. Здесь сохранился мощный пласт историко-культурного наследия, которое делится на айнское, японское и российское. Кроме того, на Матуа находится самый северный пункт распространения шнуровой керамики – археологической культуры неолита "Дзёмон".

В этом году научный состав экспедиции значительно расширился. На острове Матуа будут работать гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, ландшафтоведы, почвоведы, подводники, поисковики и археологи из Владивостока и Москвы, Камчатки и Сахалина. Участие в проекте принимают Экспедиционный центр Министерства обороны Российской Федерации, Русское географическое общество и личный состав Тихоокеанского флота.

В ходе работ будет осуществлен сбор материалов для подготовки атласа-определителя морских обитателей акватории острова Матуа и соседних островов, а также проведена видеосъемка рельефа дна в местах погружений для анализа гидрографических характеристик.

Будет реконструирована активность вулкана Пик Сарычева за последние 100 тысяч лет, определен уровень его современной активности. Это необходимо для оценки вулканической опасности территории и формирования долгосрочного прогноза.

Кроме того, продолжатся работы по поиску и исследованию объектов исторической военной техники и фортификационных сооружений периода Второй мировой войны. Получат развитие археологические работы по выявлению и изучению памятников истории и культуры различных эпох, включая айнскую.

По итогам экспедиции 2017 года будут подготовлены материалы по перспективам дальнейшего освоения острова: составлены карты опасных природных явлений, проведен анализ альтернативных источников энергии, химического состава природных вод, потенциального плодородия почв.

В 2016 году Русским географическим обществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации впервые была организована экспедиция на Матуа. Ее целью стало исследование артефактов Второй мировой войны и составление историко-географического портрета острова.

Вторая масштабная экспедиция Минобороны и Российского географического общества отправится на курильский остров Матуа в 2017 году. Об этом в среду, 14 сентября, заявил командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц на заседании медиа-клуба.


Японцы начали осваивать остров с 1930-х годов и придавали ему исключительно военное значение. "Остров служил плацдармом для дальнейшей экспансии и захвата полуострова Камчатка. Была создана уникальная система подземных сооружений, соединенных единой системой тоннелей. Подземные сооружения - это отдельная тема, которая требует глубокого изучения", - сказал адмирал Сергей Авакянц.

По его словам, подземные сооружения делятся на два вида: фортификационные и сооружения непонятного предназначения - прямоугольные, квадратной и круглой формы, протяженностью до 150 метров.

"Изначально было предположение, что это складские помещения, но из них вывезено все. И если бы это были складские помещения, то какие-либо материальные следы остались бы. Мало того, было обнаружено, что к этим помещениям подходит высоковольтный кабель, и система электроснабжения позволяла подавать туда до 3 тысяч вольт. Естественно, это избыточное напряжение для складских помещений. Но, очевидно, что в этих сооружениях проводились какие-то работы", - цитирует руководителя экспедиции ТАСС .

Адмирал также сообщил, что на склоне вулкана Сарычева обнаружен такой же высоковольтный кабель. "Вулкан живой, вулкан до сих пор дышит. Каждые 25 лет происходят мощные извержения. Обнаружены остатки старой дороги, ведущей к жерлу вулкана. С вертолета видны характерные входы в подземные сооружения с водной поверхности. Нужны серьезные глубоководные исследования северной и северо-западной части вулкана", - подчеркнул Авакянц.

Он отметил, что в ходе экспедиции была обнаружена посуда с символами, характерными для императорской семьи - звездами, то есть остров посещало высшее военно-политическое руководство Японии во время войны, а гарнизону придавалось исключительное внимание.

"Если на всех островах японские гарнизоны сражались ожесточенно, до последнего солдата, то остров Матуа капитулировал в последнюю очередь, но капитулировал без боя. Гарнизон насчитывал 7,5 тысячи человек и, что не характерно для японской армии, никакого сопротивления не оказал", - рассказал командующий. "Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове", - продолжил он.

По словам адмирала, экспедиция изучила и вулканическую деятельность острова и обнаружила остатки древнего палеовулкана, насчитывающего несколько миллионов лет. "Тем самым требует подтверждения версия, что полуостров Камчатка, острова Курильской гряды и Японские острова представляли собой сплошную полосу суши", - отметил Авакянц.

Командующий Тихоокеанского флота считает, что дальнейшего изучения требует и остров Топорковый, который, предположительно, связан с Матуа подземными тоннелями. "С разрешения и по указанию президента РГО в 2017 году мы проводим вторую экспедицию с привлечением широкого круга специалистов из Академии наук, РГО и Московского государственного университета. Требует дальнейшего изучения фауна, флора этого острова, вулканическая деятельность, система водоснабжения, подземные сооружения, в том числе подводные. И, кроме того, необходимо проведение археологических исследований", - заключил адмирал.

Командование Восточного военного округа возможность перспективного базирования сил Тихоокеанского флота на острове Матуа.

Поделиться