Русские архитекторы XVIII—XX вв. Зарубежная архитектура XVIII века Выдающимися архитекторами 18 века были

(Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же различные общественные здания.

В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века, входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.

(Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)

Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.

(Белый Кремль)

По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни "Иван Великий", построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.

Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно.

(Дворец в Царицино)

По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.

(Васильевский спуск)

Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например "Ласточкин хвост", напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.

(Московский Кремль XVIII века)

Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.

В этой статье я расскажу о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

Вам наверняка известны имена таких замечательных мастеров как В.И.Баженов,М.Ф.Казаков,А.Ф.Кокоринов.Эти люди всю свою жизнь посвятили занятию архитектурой и создали уникальные произведения искусства XVIII века.Без сомнения,творения В.И.Баженова,Ф.И.Казакова,А.Ф.Кокоринова-это кладезь мировой архитектуры.Но в этой статье я бы хотела рассказать о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

XVIII век-это век Просвещения,век Вольтера и Д.Дидро,Ж.-Ж.Руссо и Ш.Монтескье.В XVIII веке появилось два совершенно новых стиля в искусстве-рококо и барокко.Стиль РОКОКО зародился во Франции,в начале XVIII века.В переводе с французского рококо означает "КАМЕНЬ"или "РАКУШКА".Характерными чертами рококо можно назвать изысканность,большое количество различных орнаментов,уход от реального мира,погружение в фантазии,склонность изображать мифологические сюжеты.

Родиной стиля БАРОККО считается ИТАЛИЯ.Этот стиль появился в конце XVII начале XVIII века.В переводе с итальянского барокко означает "СТРАННЫЙ","ПРИЧУДЛИВЫЙ".Для барокко характерна склонность к излишествам,контраст,стремление к пышности и величию,объединение реальности и иллюзии.Барокко противостоит классицизму и рационализму.

Крупнейшими архитекторами XVIII века считаются А.Ринальди,К.И.Росси,Б.Ф.Растрелли,Д.Трезини.

ИТАЛЬЯНСКАЯ и АНГЛИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.

Барокко появился в Италии после эпохи ренессанса.Для итальянского барокко были характерны текучесть сложных форм,изобилие скульптур на фасадах зданий,сложность купольных форм.Барокко преобладал в искусстве лишь до середины XVIII века.Позднее на смену этому причудливому стилю пришел более рациональный КЛАССИЦИЗМ.Крупнейшим итальянским архитектором,представителем позднего барокко считается Ф.Ювара.Именно он создал знаменитую церковь Суперга и палаццо Мадама в Турине.Позднее его пригласили работать в Португалию.В Лиссабоне Ф.Ювара построил дворец Ажуда.Последними работами архитектора были Восточный(Королевский)дворец в Мадриде(оф.резиденция испанских королей) и загородная летняя резиденция испанского короля Филиппа V-дворец Ла Гранха.Еще один итальянский архитектор Л.Ванвителли создал знаменитый дворец в Казерте.Этот дворец был построен в 1752 году в стиле неоклассицизма.Архитектор Н.Сальви создал знаменитый фонтан ди Треви-самый крупный в Риме.Фонтан строился с 1732 по 1762г.г.Стиль фонтана-барокко.Итальянский архитектор А.Галилеи построил церковь Сан-Джованни Латеранского собора в Риме.

В Англии барокко не получило такого широкого распрастранения как в Италии.Ключевыми фигурами барочной архитектуры Англии являлись Дж. Ванбру и Н.Хоксмур.Главный проект Дж. Ванбру-Ситон Делавал,а вершина творчества Н.Хоксмура-Церковь Христа Спиталфилдз.

ФРАНЦУЗСКАЯ и ПОРТУГАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Стиль рококо появился во Франции во времена Филиппа Орлеанского.Но наибольший расцвет рококо получило во время правления короля Людовика XV.Наиболее видными архитекторами того времени были Ж-А.Габриэль и Ж.-Ж.Суффло.Самым знаменитым творением Первого королевского архитектора Габриэля считается Площадь Согласия в Париже.Эта же площадь носила имя Людовика XV.Ж.-Ж.Суффло построил Лионскую оперу,парижский Пантеон и сокровищницу собора Нотр-Дам.Яркий пример рококо-отель Субиз в Париже.Интерьер отеля создал архитектор Ж.Боффран в 1704-1705г.г.В 1780-х г.г. во Франции получил распрастранение КЛАССИЦИЗМ.В середине XVIII века Париж охватила театромания.Между 1779-1782г.г. в Париже был построен театр "ОДЕОН" по проекту архитекторов Ш.де Вайи и М.-Ж.Пейра."Поект всей жизни" францизского архитектора К.Н.Леду-это город-мечта, его идеальный город Шо.

В Португалии рококо появилось примерно в 1726 году.Одно из самых значимых сооружений в стиле португальского рококо-дворец Келуш,так называемый "португальский Версаль".Здание лиссабонского театра Сан-Карлуш было построено в 1793 году.В 1750году была закончена постройка дварца Несессидадес.

НЕМЕЦКАЯ и АВСТРИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Барокко в немецкой архитектуре стало развиваться на сто лет позже,чем в Италии и Франции.с 1725г.в Мюнхене работал французский архитектор Ф.Кювилье.Архитектор работал в стиле цветущего,сочного и пышного рококо.Он создал павильон Амалиенбург в Нимфенбурге.Крупнейший архитектор Германии,представитель барокко и рококо И.Б.Нейман создал такие шедевры как Базилика в Госвайнштайне,дворец-резиденция в Вюрцбурге,Католическая церковь в Гайбахе.Основатель дрезденского барокко М.Д.Пеппельман построил в 1711-1722г.г. дворец Цвингер("Цитадель").Мастер интерьеров рококо,немецкий архитектор XVIII века Г.Кнобельсдорф построил здание оперного театра в Берлине(1750г.).Но главное его творение-это одноэтажный дворец Сан Суси(дворец прусского короля Фридриха II Великого)в королевском саду Потсдама(1745-1747г.г.)

Австрийский архитектор И.Б.Фишер фон Эрлах-основоположник габсбургского барокко работал на две страны:Германию и Австрию.Видные проекты Фишера-дворец Шёнбрунн,католическая церковь Карлскирхе и Зимний дворец Евгения Савойского.Младшим современником Фишера был австрийский архитектор И.Л.фон Хильдебрандт,работавший в Вене и Зальцбурге.Его основные постройки-замок Мирабель,дворец Бельведер,Венский дворец Евгения Савойского.

Мировая художественная культура и искусство прекрасны и многогранны.Они завораживают и поражают всегда,с одной силой и во все времена,будь то античность или поп-арт.

Описание презентации Культура России XVIII века Архитектура В по слайдам

Архитектура В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.

Франческо Растрелли (1700 — 1771) Родился в Италии, но в 1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Большой Екатерининский дворец Дворец Строгановых Смольный дворец Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.

Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.

Классицизм в архитектуре В 60 -ых годах на смену декоративному барокко приходит классицизм. Особенности: симметричность композиций гармония пропорций геометрически правильные планы сдержанность строгость

В. И. Баженов (1737 — 1790) Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Учился в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.

Владимирская церковь в Быково Дом Пашкова Два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный вид. Причудливое сочетание барочных и готических форм.

М. Ф. Казаков (1738 – 1812) В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776 -87), университет (1786 -93), Голицынская больница (1796 -1801), дома-усадьбы Демидова (1779 -91), Губина (1790 -е гг.). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Архитектурный стиль-Классицизм Архитектор-Винченцо Бренна Основатель-Павел I Дата основания- 26 февраля (9 марта)1797 Строительство 1797- 1801 годы

Скульптура Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.

Ф. И. Шубин (1740 – 1805) Творил в эпоху, когда в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. Работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.

И. П. Мартос (1754 – 1835) И. Мартос был художником широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных монументов и классических надгробий.

Памятник Минину и Пожарскому. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Построен памятник в 1818 году.

Посовету. Дидроимператрица. Екатерина. IIпоручиласкульптору Фальконесозданиеконногопамятника. Петру. I. Эскизизвоскабылсделанещёв. Париже, послеприездамастерав Россиюв 1766 началасьработанадгипсовоймодельюввеличину статуи. Выбитаянапьедесталелаконичнаянадпись «Petroprimo. Catharina secunda» («Петру. Первому. Екатерина. Вторая»)сделанапо предложению. Фальконеснезначительнойредакциейсамой. Екатерины, изначальнонадписьвыгляделакак «Петру. Первомуот. Екатерины Второй» . Отделкубронзыпослеотливки(которуюделалпушечник. Емельян Хайлов)в 1775 Фальконевыполнялсам. Покинув. Россиюв 1778 доустановкимонумента(торжественное открытиепамятникабылоприуроченокдвадцатилетиюцарствования Екатерины. II 7 августа 1782 года), Фальконеуехалв. Голландиюи в 1781 вернулсяво. Францию. Последние 10 летжизни, разбитыйпараличом, оннемогработатьи творить. Этьен Фальконе

Живопись XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Портретная живопись Главное место в живописи XVIII века занимает портрет. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

И. П. Аргунов (1729 – 1802) И. П. Аргунов не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

Из поздних произведений И. П. Аргунова наиболее известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье» . Ныне считается, что изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели. Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.

Д. Г Левицкий (1735 – 1822) Работам Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

В 1773 году была создана одна из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедист а, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.

А. П. Антропов (1716 – 1795) А. П. Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем – психологичны.

Коронационный портрет Петра III (1762). Император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.

Рокотов. Федор. Степанович Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник» , не зависевший от государственных и церковных заказов.

Историческая живопись Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

А. П. Лосенко (1737 -1773) Основоположник русской исторической живописи. С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.

Владимир перед Рогнедой, 1770 Чудесный улов,

Литература Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме Трагедии Торжественной оде С 70 -ых годов XVIII века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие Чувствительная повесть

Д. И. Фонвизин (1745 – 1792) Фонвизин был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он - один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.

Г. Р. Державин (1743 – 1816) Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Писателиипоэты18 века. А. Д. Кантемир 1708 -1744 В. К. Тредиаковский 1703 -1769 М. В. Ломоносов 1711 -1765 А. П. Сумароков 1717 -1777 Д. И. Фонвизин 1744- 1792 Г. Р. Державин 1743 -1816 Н. М. Карамзин 1766 -1826 А. Н. Радищев 1749 —

Театр Немец Иоганн Грегори- создатель театра в России. Театр в России в 18 веке развивался не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При дворе Анны Иоанновны открылось заведение с русскими актерами. Пьесы для него писал знаменитый драматург Александр Сумароков. При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры. Эти государственные учреждения существовали за счет казны. Директором императорского театра на Васильевском острове был Сумароков. Первый профессиональный театр был открыт в Ярославле Ф. Г. Волковым. Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы. Работала и русская драматическая труппа. В этот период театр перестал быть сугубо дворцовым развлечением. В городе открывались публичные увеселительные заведения, в которых работали как русские, так и зарубежные артисты.

Театр. Творчество. Ивана Дмитриевского Театр 18 века в России знает имена прославленных антрепренеров: Титова, Бельмонти, Медокса. В это время продолжают существование помещичьи труппы в провинциях, где играют крепостные артисты. Прекрасным актером был Иван Дмитревский. Позже он стал главным актером императорского театра на Васильевском острове. Для повышения квалификации Екатерина Вторая отправила Дмитревского за границу. В Париже он изучал игру знаменитого трагика Лекена, а в Лондоне смотрел спектакли с участием великого Гаррика. Вернувшись в Петербург, Дмитревский открыл театральную школу. Позже он стал главным инспектором императорских развлекательных учреждений.

Готлиб Зигфрид Байер (1694 -1738). Он начал с изучения племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке. Гораздо плодотворнее были труды Герарда Фридриха Миллера (1705 -1783), который жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II и уже настолько хорошо владел русским языком, что писал свои произведения по-русски. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории. Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял и М. В. Ломоносов, написавший учебную книгу русской истории и один том «Древней Русской истории» (1766). История.

История Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками — немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и таким образом русскую культуру считал самобытною. Попытки дать такой обзор появились вне академической среды. Первая попытка принадлежит В. Н. Татищеву (1686 -1750). В этих 5 -ти томах Татищев довел свою историю до смутной эпохи XVII в. Первая популярная книга по русской истории принадлежала перу Екатерины II , но труд ее «Записки касательно Русской истории» гораздо важнее в научном отношении была «История Российская» князя Щербатова (1733 -1790)

В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.

С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.

Русская архитектура 18 века: основные стили

Согласно определению «барокко » - это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский . Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы.

Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер . В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось - их возводили только в случае крайней необходимости.

Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль - классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.

Классицизм в России

Классицизм (в пер. с лат. - образцовый) - художественный стиль, созданный путем лаконичного объединения форм, образцом и композиций искусства античного мира и шедевром эпохи итальянского возрождения.

Архитектура 18 века в России формируется также в умелых руках таких прославленных основоположников русского классицизма как: В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, в которых присутствовали и классические архитектурные принципы, и элементы мировой классики, а также четко прослеживались традиции русского архитектурного наследия. Архитектурные сооружения этих архитекторов выделяются характерной простотой и строгостью, а так же рациональностью.

Архитектура 18 века в России прославилась такими творениями зодчества раннего русского классицизма: Петербургская академия художеств , произведения В. И. Баженова в Москве - выстроенный дом Пашкова и нереализованный проект величественного Кремлевского дворца в Царицыне; Голицынская больница, Московский сенат в Кремле , а также Таврический дворец в Петербурге И. Е. Старова и другие.

Прогрессивные традиции русского зодчества 18 века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

Поделиться