Воскресенский собор в тутаеве. Казанский женский монастырь

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

В Романов-Борисоглебск едут к чудотворным иконам и на могилу старца архимандрита Павла (Груздева).

Круглый год сюда едут паломники — поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери «Прибавление ума»

Не ищите на картах…

Романов-Борисоглебск - это нынешний Тутаев, маленький городок на Волге, почти на полпути между Рыбинском и Ярославлем. В 1918 году местные большевики переименовали его в честь погибшего неподалеку красноармейца Ильи Тутаева. За возвращение городу исконного имени духовенство и краеведы боролись много лет, и вот 27 мая 2015 года на заседании Городского совета принято решение о возвращении городу Тутаев исторического названия Романов-Борисоглебск.

Город трех святых

Прежнее двойное название появилось не так давно - в начале позапрошлого столетия, когда древний город Романов, расположенный на левом берегу Волги, объединили с городом Борисоглебском, лежавшим на правом берегу. Одним словом, прямо как Будапешт! Вот только в венгерской столице в стародавние времена мост построили, а здесь, на волжских просторах, видно, забыли, а оттого жизнь тутаевцев, которые живут на одном берегу, а трудятся на другом, полным-полна приключений.

Небесные заступники

Град Романов по летописным сказаниям основал в 1283 году святой благоверный князь Роман Владимирович Угличский. Имя городу он дал в честь своего небесного покровителя - преподобного Романа Сладкопевца. А на месте Борисоглебска, который статус города обрел только при Екатерине Великой, еще раньше возникла Борисоглебская рыболовецкая слобода. Ее основали жители Ярославля, уцелевшие после захвата города татаро-монгольскими ордами Батыя. Здесь, в густом лесу, беженцы и поселились, а вскоре построили деревянный храм в честь первых русских святых.

Романовская земля - родина святого праведного воина Феодора Ушакова и двух братьев - оптинских старцев, преподобных Моисея и Антония (Путиловых). Интересно, что один из них (Моисей) родился в Борисоглебске, другой (Антоний) - в Романове.

Семь храмов на семи холмах

Такую картину видят летом пассажиры туристических теплоходов. На романовской стороне высятся купола да шатровые колокольни Троицкой, Спасо-Архангельской, Преображенской-Казанской, Вознесенской-Леонтьевской церквей и Крестовоздвиженского собора. А на другом берегу поражает путешественника огромный Воскресенский собор и небольшая Благовещенская церковь.

Крестовоздвиженский собор в валах — жемчужина романовской стороны

Последние три храма из перечисленных построены в XVII веке, в период расцвета ярославского каменного зодчества. На самом деле церквей в городе одиннадцать: в левобережье, чуть в отдалении от Волги, стоят храмы Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Тихона Амафунтского, а на Борисоглебской стороне - недавно выстроенный храм в честь священномученика Вениамина, епископа Романовского, и домовый храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в православной школе.

Кремлевские тайны

На одном из прибрежных романовских холмов сохранился земляной вал, у подножия которого можно различить остатки неглубокого рва - все, что осталось от укреплений романовского кремля. О том, что здесь был когда-то центр города, напоминает величественный Крестовоздвиженский собор. Первый деревянный храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был построен на этом месте еще при князе Романе в XIII веке.

Зимой на улицах Тутаева обычный транспорт — плетеные санки

По преданию отсюда начинался когда-то подземный ход, по которому можно было пройти под Волгой и выйти к Воскресенскому собору в Борисоглебской слободе. Не так давно, в послевоенные годы, эту легенду «скорректировали» археологи: ход был, но вел он из собора к реке.

Сейчас подземелье засыпано, зато паломники и туристы могут увидеть в храме настоящее сокровище - уникальные фрески XVII века, выполненные при участии знаменитых мастеров - Василия Ильина и Гурия Никитина.

Рядом с храмом сохранилась старинная дворянская усадьба, где предприимчивые жители открыли небольшой частный музей. Летом тут можно увидеть и даже покормить настоящую романовскую овцу.

К Спасу Всемилостивому

Главная достопримечательность города - Воскресенский собор XVII века. Он никогда не закрывался, а потому сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас, деревянную скульптуру и многие святыни, главная из которых - огромный образ Спаса Всемилостивого. По преданию он написан преподобным Дионисием Глушицким задолго до строительства нынешнего каменного собора и когда-то служил «небом» прежнего деревянного храма.

В начале прошлого столетия здесь служили святитель Тихон (Белавин) и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который основал невдалеке от города Вауловский женский скит.

На Покровку за умом

Икона «Прибавление ума»

Город невелик, и ориентироваться в нем просто. Все улицы либо параллельны Волге, либо перпендикулярны. Главными ориентирами в левобережье служат храмы. Если выйти с территории кремля, повернуть налево и пересечь старинный пешеходный мост, улица вскоре приведет вас в центр с торговой площадью и пожарной каланчей - рядом расположен музей. А если миновать площадь, через несколько кварталов дорога приведет к древнему храму Покрова Пресвятой Богородицы - его белоснежную колокольню видно из центра. По церкви часть города называется Покровкой. Еще в XVII веке здесь был Новопокровский мужской монастырь, впоследствии упраздненный. Оставшийся от него храм - единственный во всем левобережье, не закрывавшийся в годы Советской власти. Желая сохранить свои святыни, прихожане соседних церквей несли их сюда, поэтому сегодня Покровский храм отчасти напоминает музей с множеством икон и уникальными образцами деревянной скульптуры. Круглый год сюда едут паломники - поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери «Прибавление ума».

На Леонтьевку - к отцу Павлу

Так называют еще одну часть города, противоположную Покровке. Центром ее служит Вознесенский-Леонтьевский храм конца XVIII века. Невдалеке от него начинается Леонтьевская улица, которая ведет к одноименному городскому кладбищу. В последние годы туда все чаще приезжают паломники - поклониться могиле старца, архимандрита Павла (Груздева). В сталинские годы за Православную веру он получил одиннадцать лет лагерей и тюрем, но всю свою жизнь посвятил служению людям и Церкви. Господь сподобил его дара прозорливости, и десятилетиями к нему, настоятелю маленького сельского храма под Рыбинском, ехали люди за советом и утешением. Приезжают и теперь, уже в Тутаев, помня о словах батюшки, высеченных у него на могиле: «Родился – пригодился, а умру – от вас не уйду».

Юрий Стародубов, фото Даниил Силенко и Олег Серебрянский

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.


Саша Митрахович 20.01.2017 15:49


Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.


Саша Митрахович 21.01.2017 09:49


Икона Распятие

Помимо образа Всемилостивого Спаса, внимание паломников в привлекает шестиконечное, врезанное в икону, Распятие (XV—XVI века), по преданию найденное на берегу Волги. На иконе Распятию предстоят: Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин-сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».

В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.


Саша Митрахович 21.01.2017 09:52

Город Ярославль был основан в 1010 году. Это была деревянная крепость, вокруг которой селились ремесленники и торговцы. Иногда вспыхивали в городе пожары, или враги нападали и поджигали деревянный Ярославль, и тогда сгорало все.

После пожара жители заново отстраивали свой город, еще краше и богаче, чем раньше.

Так продолжалось до того момента, когда монголо-татары напали на Русь. В 1238 году Ярославль был разграблен и разрушен ордами хана Батыя.

Город полностью обезлюдел. Его правитель – князь Всеволод - сложил голову в битве на реке Сить. Вместе с ним погибла и почти вся ярославская дружина.

Чудом спаслись два сына князя Всеволода – Василий и Константин. Страшную картину увидели они, когда вернулись в разоренный Ярославль. Нужно было восстанавливать город, поддерживать обездоленных, вдов и сирот. Сколько столетий прошло с тех пор, а ярославцы до сих пор рассказывают, как щадили жителей города ярославские князья Василий и Константин , брали совсем маленькие налоги, всего «по три денежки с души», по другому варианту «по три куриных яичка». Избегали эти князья и участия в междоусобных княжеских «разборках».

Так и возродился город. Во многом это была заслуга двух ярославских князей – Василия и Константина.

Оба князя были похоронены в Успенском соборе . В XVI веке собор перестраивали и под его развалинами обрели нетленными мощи, как узнали по надписям на гробах, святых князей Василия и Константина Всеволодовичей.

Открыв их, снова зарыли в прежнем месте. И вдруг поднялась в Ярославле сильная буря с громом молнией и проливным дождем. Продолжалась эта буря целых две недели. Поняли ярославцы, что святыню скрывать не следует. Святые мощи князей Василия и Константина были торжественно перенесены во вновь построенный собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Так мирно почивали мощи святых князей 243 года, пока в 1744 году не случился в Успенском соборе пожар. 20 февраля, загасив по окончании богослужения свечи, сторожа сложили огарки в стоящий около раки с мощами святых князей ящик и собор заперли. Плохо затушенные огарки загорелись и вспыхнули. Пламя дошло до стоящей над ракой деревянной сени, а затем перешло и на саму раку. В результате этого пожара мощи ярославских князей Василия и Константина обгорели.

Ныне они почивают в Федоровском соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня.

Но это случилось много позднее…

А пока стонала Русь под гнетом монголо-татарского ига. Нужно было платить Орде огромную дань; чуть что, набегали татары, грабили, убивали. Каждый князь должен был ездить в Орду, чтобы получить от хана ярлык, подтверждающий его право на княжение в этом городе.

Вот так и отправился в Орду ярославский князь Федор Черный . Да в Орде он не только ярлык получил, ни многих обратил в христианскую веру. Красивого ярославского князя полюбила ханская дочь, вышла за него замуж и приняла веру мужа – христианскую веру.

В Орде у них родились два сына – Давид и Константин. Наконец, Федор Черный с женой и детьми вернулся в Ярославль.

Время его правления стало временем мира и покоя на ярославской земле. Прекратились татарские набеги, умный князь Феодор сумел избежать и княжеских междоусобиц.

Возводили Феодор Черный и его жена Анна в Ярославле храмы, заказывали для этих храмов прекрасные иконы. И это в то время, когда другие города переживали упадок и разорение. Поистине благом стало для Ярославля время правления князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.

Эти князья были похоронены в Спасо-Преображенском монастыре .

Около двухсот лет не потревоженными лежали мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. И вот в 1463 году было решено их захоронить. Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина почитали не только в Ярославле, но и по всей Руси. За благословением к святым ярославским князьям шли великие и малые, богатые и бедные. Царь Иван Грозный четыре раза посещал Спасо-Преображенский монастырь, молился у мощей святых князей, и по их молитвам дано было исцеление царице Анастасии. В 1612 году вожди ополчения Минин и Пожарский перед походом на освобождение Москвы прибегали к молитвенной помощи Ярославских князей. В 1613 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл юный царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой. Они также просили благословения у святых Ярославских князей Федора Давида и Константина. В 1704 году ростовский митрополит Дмитрий на пожертвованные ярославскими купцами деньги устроил новую кипарисовую раку для мощей святых князей.

22 июня мощи были помещены в новую раку. Этот день святитель установил праздновать как день памяти Ярославским чудотворцам.

В 1763 году императрица Екатерина II посетила Ярославль и перед тем, как отправиться в Успенский собор, где ее ожидали, «слушала молебен и прикладывалась к мощам Благоверных князей Феодора, Давида и Константина» в Спасо-Преображенском монастыре.

Несколько веков вплоть до закрытия Спасского монастыря в 1923 году шли люди за помощью к Ярославским чудотворцам и получали просимое. Возвращенные в 1988 году Церкви святые мощи благоверных князей находятся в Федоровском соборе Ярославля.

Поделиться