Мост понте веккьо во флоренции - самый фотогеничный мост. История старого моста флоренции Понте веккьо италия

Этот мост считается старейшим во всей Флоренции, и при этом он не похож ни на один мост в Италии. Арочный мост, перекинутый через самое узкое место реки Арно, до сегодняшнего дня сохранил свой практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году.

История достопримечательности

Нынешний мост Понте Веккьо во Флоренции сегодня перекинулся через реку Арно и является предметом живейшего интереса туристов. Он представляет собой третью по счету переправу через реку, построенной в этом месте Италии.

Первый виадук был выстроен еще в эпоху Древнего Рима . Он был деревянным и стоял на каменных пилонах. Намного пережив своих строителей, переправа была разрушена в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый – сильнейший разлив Арно в 1333 году разрушил Ponte Vecchio почти до основания.

При строительстве третьего виадука архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы, наконец, найти решение, при котором переправа будет достаточно прочной и выдержит натиск воды при возможном разливе реки. К слову, проверить это пришлось на деле – многими веками позже, в 1966 году, очередной подъем воды затопил и Ponte Vecchio, и галерею Вазари, нанося урон и лавкам ремесленников, и бесценным произведениям искусства…

А пока, в XIV веке, флорентийские архитекторы решали, как совместить архитектурное изящество и прочность строения. Кстати, историки до сих пор ломают голову – кому же принадлежит авторство , кто является архитектором проекта на самом деле? Дело в том, что по одним документам архитектором строения называют Таддео Гадди, а более поздние источники уверяют — проект принадлежит Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Название моста переводится с итальянского как «Старый мост».

Свое второе название – Золотой – Ponte Vecchio получил отнюдь не из-за того, что он является архитектурной ценностью. Начиная с XVI века, на мосту обосновались торговцы тем или иным товаром , получив разрешение от муниципалитета на строительство торговых лавок. И самое большое количество этих лавок принадлежало ювелирам. До наших дней сохранилась лишь одна лавка, которая начинала торговлю с тех времен – ювелирная лавка, принадлежащая семейству Печчини.

По средневековым традициям Ponte Vecchio был разделен на 38 участков , на которых и велась торговля. Торговцы здесь же, на этих же участках, и проживали. Причем площади магазина едва хватало, чтобы разместить товары, поэтому лавки расширяли и надстраивали – они буквально висели над водой. Сегодня мы можем видеть панораму достопримечательности и небольшие домики, словно бы прилепившиеся к ней по бокам. Кстати, магазины и лавки имеют сегодня почти тот же вид, что был в XVI веке.

В XX веке, во время Второй мировой войны, мост по счастливой случайности избежал участи быть разрушенным. В 1938 году во Флоренцию с визитом прибыл Адольф Гитлер. Он ознакомился с основными достопримечательностями города, побывал в , на мосту Понте Веккьо – к приезду фюрера специально соорудили смотровую площадку. Несколькими годами позже, в годы войны, во время отступления немецких солдат, многие здания (в том числе исторические) были взорваны, но Ponte Vecchio избежал подобной участи.

По одной из версий, Гитлера невольно восхитила стойкость бойцов Сопротивления, защищавших мост и дворцы, его окружавшие; по другой версии, он просто не мог забыть удивительной панорамы реки Арно со смотровой площадки Ponte Vecchio …

Хотите узнать о достопримечательностях Флоренции больше? Ознакомьтесь с историей строительства знаменитого собора , находящегося на территории города!

Легенды Флоренции, связанные с сооружением

Жители очень любят рассказывать истории и легенды, связанные с этой достопримечательностью. В частности, истории о том, как и почему на виадуке появились ювелирные лавки. Существует три исторические версии это факта.

Согласно первой версии, в 1442 году вышел специальный указ, чтобы все торговцы мясом и рыбой перебрались в одно, строго определенное, место в городе, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах.

По распоряжению городских правителей все рыбные и мясные лавки отныне располагались в районе переправы Ponte Vecchio. Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо Медичи не был построен Коридор Вазари, соединявший и Палаццо Питти.

Всякий раз, проходя по коридору Вазари, тосканский правитель морщился и прикрывал нос – до него долетали отнюдь не аристократические запахи рыбы и мяса, а также запах порченого товара, который сбрасывался в реку. Его сын Фердинандо, ставший правителем после отца, был не таким терпимым.

Во время одного перехода из Старого дворца в палаццо Питти Фердинандо так разгневался из-за ужасающих запахов, что повелел прогнать всех мясников и торговцев рыбой, а на месте их лавок открыть другие. Так на мосту появились лавки ювелиров, к которым ходила более изысканная публика.

Вторая версия гласит, что коридор Вазари служил не только тайным переходом правителей из одного дворца в другой. Стоя в потайном коридоре прямо над торговыми рядами, Фердинандо Медичи через специальные круглые окошки в коридоре мог слышать все разговоры торговцев и их покупателей. И разговоры эти не всегда были приятны для слуха правителя. Простые люди не стеснялись обсуждать и политические темы, и личность самого правителя. Поэтому герцог велел избавиться от простолюдинов, и за удвоенную арендную плату в 1593 году здесь обосновались золотых дел мастера .

Третья версия не менее интересна , и касается она дочери Фердинандо Медичи. Юная принцесса, проходя по коридору Вазари, становилась невольной слушательницей всех диалогов на мосту. А так как торговали и покупали там простые люди, не стеснявшиеся в выражениях, то словарь дочери Медичи весьма пополнился – правда, словами далеко не теми, которые были приняты во дворцах. Услыхав от дочери лексикон торговцев, Фердинандо в гневе выгнал всех торговцев рыбой и мясом.

Существует также поверье, что слово «банкрот» родилось именно на мосту Понте Веккьо . Если торговец не вовремя вносил арендную плату и набегали долги, то прилавок (banko), на котором он торговал, разбивала присланная властями стража (rotto).

То есть дословно слово «банкрот» или «банкротство» означает «разбитый прилавок» (или же разоренный банк). А если прилавок был разбит («bankorotto»), то торговать уже было не на чем.

А еще реку Арно в районе Ponte Vecchio называют «золотым дном» , причем в буквальном смысле. Дело в том, что во время паводка в 1966 году вода поднялась на несколько метров. Почти все лавки были затоплены водой. Часть торговцев, которые прибыли сюда по вызовам ночных сторожей, смогли спасти какую-то долю своего товара. Остальные магазины оказались затопленными, и часть золотых украшений смыло отступающей водой. Конечно, работы по поиску пропавших украшений велись в водах Арно еще долгие годы, но без особых результатов.

Какой он сегодня

Через Арно в настоящее время перекинуто 10 переправ, и все они перестраивались и реставрировались (особенно после налетов во время Второй мировой войны). Все, кроме Золотого моста. Вид Ponte Vecchio остался практически неизменным с момента его строительства в 1345 году. Классический трехарочный виадук, центральная арка в длину равна 30 метрам, а две боковые – по 27 метров. Высота сводов Ponte Vecchio – от 3,5 до 4,4 метров.

Понте Веккьо сегодня – это ряд ювелирных магазинов и небольшая смотровая площадка . С этой площадки открывается замечательный панорамный вид на реку Арно. Глядя на мутную воду спокойной и неторопливой реки, трудно предположить, что когда-то эта река несла прямую угрозу городу. Со смотровой площадки можно сделать фотографии. Но если идти от площади Сеньории вдоль Арно, то можно сделать не менее шикарный обзорный снимок самой достопримечательности – красивые арки над водой.

Особенно красиво смотрится мост в темное время суток – освещенный множеством огней, он становится местом встреч и ориентиром для туристов.

В магазинах представлен широкий ассортимент изделий из золота и платины.

Правда, туристы останавливаются больше посмотреть, нежели купить – цены на эти изделия довольно высоки. За неприметное с виду колечко из золота нужно отдать не менее 200 евро.

На западной стороне моста находится бюст Бенвенуто Челлини , итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста – Рафаэлло Романелли). Одна из знаменитых скульптурных работ мастера Челлини – статуя Персея с отрубленной головой Медузы Горгоны – находится на площади Сеньории. Установка и открытие в 1901 году статуи было приурочено к 400-летнему юбилею Челлини.

Бюст Челлини окружен небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодоженов и влюбленных пар – в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. Поговаривают, что эта идея принадлежала владельцу магазина замков, расположенного неподалеку от установленного бюста. Так или иначе, его бизнес процветает. А вот властям Флоренции такой обычай пришелся не по нраву – мало того, что замки портили эстетический вид скульптуры, так эта традиция угрожала самому мосту, нанося ему ущерб.

У каждого города есть свое здание, которое является его символом, ассоциируется с городом. Наряду с Кафедральным собором Флоренции, старый мост эпохи Ренессанса под названием Понте Веккио – самое яркое место города

Самый известный мост во Флоренции , а также самый старый из мостов города. Понте Веккьо - структура с тремя каменными арками, построенная вместо старого деревянного моста, который пересекал реку Арно в этом месте еще с римских времен. Верхняя сторона моста, известная как коридор Васариано, была разработана архитектором Васари, чтобы связать Палаццо Веккио и Галерею Уфицци с дворцом Питти. Сегодня здесь находится знаменитая картинная галерея.

Мост этот застроен и населен людьми. Первоначально здесь были продуктовые магазины, но к концу 15-го столетия Понте Веккьо был облюбован ювелирами и серебряных дел мастерами. Посреди моста раположена открытая площадка, откуда можно наблюдать за рекой и за ее берегами

Утверждают, что отсюда пошла экономическая концепция банкротства: когда продавец не мог больше платить по своим долгам, то приходили солдаты и разбивали(rotto) его торговую лавку (banco). Эта практика стала называться “bancorotto” (разбитый стол). Так как у торговца больше не было стола, он был не способен больше ничего продавать

Во время Второй мировой войны Понте Веккио не был разрушен немцами во время их отступления 4 августа 1944, в отличие от всех других мостов во Флоренции. Был дан специальный приказ Гитлера, оставить мост целым и невредимым. Доступ к нему был, однако, затруднен разрушенными зданиями по обоим сторонам реки. Позже все здания были отстроены, часть из них по оригинальным проектам, а часть по новым

Вдоль моста Понте Веккио всегда было множество замочков, прикрепленных к различным местам, особенно на ограждения вокруг статуи Бенвенуто Челини. Эта традиция появилась во Флоренции недавно, хотя в России и в Азии она существует уже давно (пример – мост любви в Москве). Поспособствовал этому владелец магазина замков в конце моста. Вешают замки влюбленные: закрывая замок и бросая ключ в реку, что символизирует вечную любовь. Это хороший пример негативного воздействия массового туризма: тысячи замков периодически удалялись, портя или повреждая структуру векового моста. Со временем это делать перестали, после того, как городское правительство поместило на мосту знак, упоминая о штрафе в 50? за один замок любви. Оказалось, что желающих скрепить свою любовь за 50? значительно меньше

Арно — река центральной Италии. Берет свое начало на южном склоне горы Фальтерона Тосканской цепи Аппенинского хребта на высоте 1385 метров над уровнем моря. Её протяженность 241 км и впадает она в Тирренское море в районе Пизы. Флоренция была основана римлянами на западном берегу Арно и первый мост был построен еще в I в. до н. э. Река давала жизнь и разрушала её. Последнее катастрофическое наводнение произошло 4 ноября 1966 года, когда вода поднялась до середины вторых этажей.

Сейчас в районе города через реку Арно переброшено 9 мостов, королем которых является Старый мост (ponte Vecchio). Вполне вероятно что именно в этом месте проходила античная римская дорога Кассия, по которой в город пришли первые христиане. Сейчас мост является эмблемой города на равне с куполом кафедрального собора. С веками он стал настоящим самостоятельным миром. Испокон веков в лавках на нем торговали мясом и рыбой (удобно выбрасывая отходы в реку). Но в 1565 году над мостом был построен крытый коридор для перемещения герцога Козимо Медичи из Старого дворца в новые владения на противоположном берегу. Конечно же мясников пересилили на Новый рынок (где сегодня стоит бронзовый кабанчик), а на их место поселили ювелиров. Это единственный мост не взорванный отступающими в 1944 году немецкими нацистами.

Но Старый мост не единственный переполнен тайнами и воспоминаниями. Не менее интересны его соседи: на севере мост Алле Грацие (Прощения) и на юге мост Санта Тринита (Святой Троицы). Мост Алле Грацие прежде назывался Рубиконте, по имени средневекового главы флорентийского правительства, лично заложившего первый камень в 1237 году. Уже с 1320 года на каждом из пилонов моста с обеих сторон были воздвигнуты маленькие деревянные домики без дверей и окон, в которых поселились флорентийские монахини-отшельницы Мурате (т.е. замурованные). И однажды на одном из пилонов проступило чудотворное изображение Богоматери, именуемое затем «дарующая прощение» — grazie.

Мост Святой Троицы был основан через пару десятилетий после моста Алле Грацие. И часто падал не только от наводнений но и от тяжести толпы во время частых увеселительных праздников, проводимых на реке. Одно из таких крушений произошло в 1557 году. После чего герцог Козимо Медичи поручает архитектору Барталамео Амманати создание моста который мы можем видеть сегодня. В создании элегантного рисунка участвовал Микеланджело. Изысканные медальоны в виде головы Овна украшают мост по два с каждой стороны не случайно. Овен — начало зодиакального круга — символ рождения и познания.

И когда вы поднимаетесь на обзорную площадку вечером, то очаровываетесь блеском Арно и подсветкой мостов.

нажмите на фото








Домики монахинь на мосту алла Грацие

Старый мост (Понте-Веккьо, Ponte Vecchio) во Флоренции через реку Арно в 1345 году на месте древнеримского моста, снесенного наводнением. Первоначально здесь располагались торговые лавки мясников, туши животных разделывались на месте, а отходы кидались в реку. В общем, запах вокруг стоял весьма мощный, особенно в летнюю жару.

Вскоре Старый мост стал местом оживленной городской торговли. Лавки торговцев располагались прямо на мосту. Предположительно, здесь появилось понятие «банкротство». Если торговец не мог оплатить долги, то городские стражники ломали его лавку. Так от двух слов «прилавок» (banco) и «сломан» (rotto) произошло слово «банкрот».


По легенде, окна в центре моста Муссолини сделал для Гитлера, чтобы фюрер любовался видом Флоренции. По одной из версий Гитлер хотел взорвать мост при отступлении, но ему помешали партизаны.

Это первый мост в истории, при строительстве которого использовались подобные арки. Мост состоит из трех арок, длина центральной арки – 30 метров, высота – 4,4 метра, боковые арки поменьше: длина - 27 метров, высота – 3,5 метра.


На этот раз с погодой повезло.


Старый мост в начале XX века

В XVI веке правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи обратил внимание на район Старого моста, по воле герцога здесь разместились богатые ювелирные лавки. Старый мост получил второе название «Золотой мост», статус которого резко изменился.

"Есть во Флоренции мост, называемый Старым мостом. Он еще и поныне застроен домами; в этих домах помещались мастерские золотых и серебряных изделий.

Правда, то не были изделия в современном понимании: выделка золотых и серебряных вещей в наши дни – ремесло; прежде это было искусство.Потому-то и не было на свете ничего чудеснее этих мастерских или, вернее, предметов, их украшавших; были там округлые ониксовые кубки, опоясанные извивающимися драконами, – сказочные чудовища вздымали головы, простирали лазурные крылья, усыпанные золотыми звездами, и, разинув огнедышащие пасти, грозно смотрели друг на друга своими рубиновыми глазами...

И все это было не только искусно выполнено, но задумано с поэтическим вдохновением; не только прелестно, как прелестны безделушки для украшения дамского будуара, но великолепно, как величайшие произведения искусства, которые могут обессмертить царствование короля или дух нации..." - так описал Старый мост Александр Дюма в романе "Асканио".


Герцог Козимо I Медичи, сделавший Старый мост Золотым.


Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи. (Бабушка французской королевы Марии Медичи)

В честь бракосочетания своего сына Франческо и принцессы Жанны Австрийской правитель приказал построить коридор, соединяющий две городских площади Палаццо Веккьо и Палаццо Питти, которая проходила над постройками моста.

Род Медичи не был знатным, происходил от семьи банкиров, и Козимо хотел впечатлить своих новых королевских родственников.


Наследник - Франческо Медичи


Его невеста принцесса Жанна Австрийская, для которой был построен потайной коридор.
Судя по портрету, принцесса была капризная.

Козимо Медици приказал сделать в галерее над мостом слуховые окна, чтобы подслушивать, что о нем говорят простолюдины.

Потайной ход получил название Коридор Вазари в честь архитектора, воплотившего идею Медичи.


Стрит-арт на тему средневековья

Сейчас в Коридоре Вазари расположена художественная галерея, где также собраны работы русских художников Кустодиева и Кипренского.


Дорога от моста к центральной площади.


Башня Маннелли

Коридор Вазари проходил через городские строения. Знатная семья Маннелли была единственной, кто сопротивлялся проходу Коридора через их собственность, как это получилось для других зданий. Маннелли настояли, чтобы Коридор был построен вокруг башни.

Легенда гласит, что семья Маннелли несколько лет платила Медичи налог за свое вмешательство в проект.

"В полдень кошки заглядывают под скамейки, проверяя, черны ли
тени. На Старом Мосту - теперь его починили -
где бюстует на фоне синих холмов Челлини,
бойко торгуют всяческой бранзулеткой;
волны перебирают ветку, журча за веткой.
И золотые пряди склоняющейся за редкой
вещью красавицы, роющейся меж коробок
под несытыми взглядами молодых торговок,
кажутся следом ангела в державе черноголовых".
Как писал поэт Иосиф Бродский.

На мосту в 1901 году был установлен памятник Бенвенуто Челлини – знаменитому скульптору и ювелиру XVI века. Кто знаком с творчеством А. Дюма, наверняка, читал роман «Асканио» о приключениях этого талантливого человека.


Памятник ювелиру Бенвенуто Челлини на Старом мосту. Рядом здание на крыше которого (справа вверху) можно увидеть средневековые солнечные часы, установленные в XIV веке.


Вид со Старого моста на реку Арно.

Понте Веккьо (Ponte Vecchio, в переводе с итальянского языка “старый мост”) - один из символов славного города Флоренция (Италия) и один из самых известных мостов в мире . Перекинувшись через самое узкое место реки Арно, где в древние времена был брод, он представляет собой 95-метровый арочный шедевр из камня, построенный в далеком 1345 году и до сих пор сохранивший свой оригинальный облик.
В мире Понте Веккьо более известен под названием "Золотой мост ", которое ему присвоили вовсе не за его древние корни и архитектурную ценность. Дело в том, что раньше там вели активную деятельность торговцы мясом, что, по мнению тогдашнего правителя, Фердинанда I, не только досаждало окружающим неприятным запахом, но и негативно сказывалось на его престиже. Вскоре герцог приказал заменить мясные лавки ювелирными магазинами и мастерскими. И вот, начиная с 1593 года, вдоль моста начали появляться лавки ювелиров, которые получили эксклюзивное право продавать здесь свои творения. Что касается ювелирных мастерских, то до наших дней сохранилась только одна, принадлежащая семье Печчини. С тех пор и до сегодняшних дней Золотой мост концентрирует в себе наибольшее количество ювелирных украшений из желтого золота во всей Флоренции. Платина, белое золото и драгоценные камни также пользуются большой популярностью у туристов. Потенциальных покупателей там всегда довольно много, правда, многие из них так и остаются потенциальными, поскольку осилить цены на здешние драгоценности сможет далеко не каждый.


Старейший мост Флоренции построен на месте двух предшествующих ему мостов. Первый был возведен еще в древнеримскую эпоху, и, согласно свидетельствам имперских историков, стоял на каменных пилонах и был покрыт деревянным настилом. Он мужественно пережил падение Рима и простоял до обрушившегося на него наводнения в 1117 году. Второй, построенный уже из камня, снова подвергся разрушительной силе вышедшей из берегов Арно воды в 1333 году.
Современный облик Старый мост приобрел в 1345 году, когда архитектор Нери ди Фиораванти соединил берега реки каменным сооружением, представляющим собой красивую и в то же время прочную трехарочную конструкцию. По обеим сторонам моста, по традициям средневековья, были построены жилые дома. За века своего существования прямая линия строений нарушилась в результате некоторых преобразований.
В 1444 году в целях освобождения улиц от зловоний, исходящих от раскиданных по всему городу лавок мясников, им было приказано переместиться в магазины, расположенные на мосту Понте Веккьо. Множественные лавки сделали его, несмотря на скромные размеры, настоящим средневековым торговым центром. Но спустя более ста лет, как известно, на их место пришли ювелиры.

В 1565 году по приказу герцога Козимо I архитектор Джорджо Вазари построил над расположенными на мосту зданиями километровый коридор, получивший название "Коридор Вазари". С его помощью правитель мог без сопровождения и препятствий переходить из административного центра Палаццо Веккьо (ратуша Флоренции) в частную резиденцию Медичи, Палаццо Питти. Еще один положительный момент, связанный с наличием коридора, заключался в возможности вести наблюдение за обстановкой в городе с помощью маленьких окошек, оставаясь при этом полностью незамеченным. В настоящий момент он закрыт для посещения, а единственный ключ от него хранится у человека по имени Роберто Заниери. Счастливчики, которым удастся попасть в это таинственное место, смогут увидеть там самую большую в мире коллекцию автопортретов, которая располагается по всей протяженности стен коридора Вазари.

В 1938 году в период правления Муссолини Понте Веккьо посетил Адольф Гитлер, специально к приезду которого в центральной части Коридора Вазари была создана смотровая площадка с большими панорамными окнами, которые сохранились до сегодняшних времен. После отступления фашистских войск он был единственным мостом во Флоренции, который не разрушили немцы во время военных действий в 1944 году.

Самый красивый мост Флоренции пережил за века своего существования множество бедствий. В ноябре 1966 года на Понте Веккьо обрушилось страшное наводнение, но он смог выстоять даже когда вода подошла к окнам и проникла внутрь, с сокрушительной силой разбивая и унося по течению витрины магазинов.
В центре Старого моста ряды зданий прерываются двумя террасами, с которых очень удобно любоваться видом на реку Арно и соседние мосты. Восточная площадка увенчана Коридором Вазари, а противоположная славится установленным на ней бюстом Бенвенуто Челлини, самого известного флорентийского ювелира, чья память глубоко почитается в профессиональной среде. Созданный скульптором Рафаэлем Романелли памятник был установлен в память о заслугах ювелира 26 мая 1901 года.
Изящный флорентийский мост Понте Веккьо с его очаровательными арками и открытой площадкой, обрамленной чередой домов, можно увидеть в знаменитом фильме “Парфюмер: История одного убийцы” (2006).

Добраться до Флоренции прямым рейсом из Москвы не получится, поэтому чтобы увидеть Золотой мост и другие достопримечательности города, нужно подыскивать билеты в крупные города севера Италии (например, Милан или Рим), а оттуда можно будет отправиться во Флоренцию автобусом или поездом. Также добраться до Флоренции поездом можно из Пизы, куда есть прямые рейсы из России.

Поделиться