Площадь джемаа эль-фна. Площадь Джемаа-эль-Фна в Марракеше: самостоятельная поездка из Агадира Площадь джема эль фна марракеш марокко

Чудо Марракеша

Площадь Джема–эль–Фна в Марракеше - удивительное, восхитительное, окутанное мистическими загадками место. «Витриной традиционного Марокко» часто называют площадь Джема–эль–Фна. На протяжении веков, площадь была центром Марракеша и его уникальным символом архитектуры. Площадь Джема–эль–Фна имеет абсолютно неупорядоченную архитектуру, и не смотрится логически законченным ансамблем. Здесь царит и шокирующий, и притягательный дух. Площадью Джема–эль–Фна можно восхищаться и ужасаться одновременно, потому что в 10 веке она была местом проведения казней.
Архитектура Марракеша начала формироваться с 12 века. Она продумана и непредсказуема, как сам Восток. И площадь Джема–эль–Фна вписалась в эту архитектуру так, что сейчас является сердцем Марракеша, его визитной карточкой.

Площадь в наши дни

Нет больше таких площадей, как Джема–эль–Фна, где царит дух торга, восточного базара, который не прекращается ни днем, ни вечером. А с наступлением темноты, площадь Джема–эль–Фна в Марракеше становится местом красочного, и порой нереального действа. На площади вы сможете послушать этническую музыку народов Востока и Африки. Это и ритмичный стук бендиров и лязг трещоток - гарагаб.
Путешествуя по городу и наслаждаясь архитектурой Марракеш, Вы не сможете пройти мимо и не остановиться, чтобы полюбоваться площадью Джема–эль–Фна, и насладиться трансовой музыкой гануа.
В вечернее время суток площадь Джема–эль–Фна потрясет вас множеством людских кругов, которые жаждут увидеть действо в центре круга. «Зрелища» эти и разнообразны, и необычны.
Однако, площадь Джема–эль-Фна вас удивит. Она оглушит вас своим великолепием и невероятными вещами, которые вы увидите здесь. Поэтому, приехав в Марокко, не забудьте посетить площадь Джема–эль–Фна в Марракеше.

Площадь Джема–эль–Фна и её чудеса

Если вы в первый раз приехали в Марракеш, вам следует разменять крупные банкноты на мелочь, потому что за фото- и видеосъемку вам надо будет заплатить. Остановившись на площади Джема–эль–Фна поглазеть на восточные чудеса, приготовьте несколько монет, чтобы отблагодарить за просмотр удивительного зрелища. Получив несколько монет, торговцы площади и её артисты будут к Вам более благосклонны, и возможно, разрешат прикоснуться к чудесам.
Марракеш откроет вам удивительную возможность прикоснуться к тайнам Древнего Востока и почувствовать себя в райском месте. Марракеш является обладателем большого количества архитектурно – исторических памятников. И один из главных памятников архитектуры в Марракеше – неповторимая, шумная и колоритная площадь Джема–эль–Фна.

Какими только эпитетами не наделяли площадь Джема-эль-Фна в Марракеше: мистическая, магическая, легендарная… Мы же хотим представить Вам площадь, как «витрину традиционного Марокко» (определение, к сожалению не нами придумано, но идеально отражает суть атмосферы царящей на площади!)

Веками эта уникальная и единственная в своем роде площадь была центром Mapракеша, его символом. Пространство, геометрия площади абсолютно не упорядочены: невысокие здания, окаймляющие ее, на крышах и верхних этажах зданий бесчисленные ресторанчики и кафе, они не смотрятся логичным и законченным ансамблем. Площадь Джема-эль-Фна объявлена ЮНЕСКО частью Всемирного наследия - именно, как «витрина традиционного Марокко».

Атмосфера площади Джема-эль-Фна и шокирует, и притягивает. Прошлое у площади невеселое: в 10 в. здесь обезглавливали преступников. Бывало, что за день казнили по 40 - 45 человек и их отрубленные головы развешивали на городских воротах!..

Современная Джема-эль-Фна - это торг, купля и продажа утром и днем и сюрреалистическое громкое нечто вечером.

С наступлением сумерек вы будете свидетелями представления под открытым небом, устроенного силами жителей Марокко и их талантов. Вокруг вдруг закипит жизнь: будет слышен ритмичный стук бендиров (тамбуринов из козловой кожи со струнами внутри), и лязг трещоток - гарагаб - металлических костаньет, визуально похожих на распиленную вдоль сплющенную гантель (очень популярный инструмент у исполнителей трансовой музыки гануа и дакка); вы услышите восхитительные запахи мяса на гриле и баранины, томящейся в чанах со специями. Со своих постаментов вас будут зазывать продавцы улиток, сваренных в анисовом бульоне. Можно остановиться и съесть пиалу улиток под аккомпонемент музыкантов гнауа, играющих на духовых инструментах, визуально напоминающими гобой - это гайта, конический инструмент, сделанный из древесины абрикоса и звучащий как-то особенно по-мароккански! Если посмотреть на площадь в вечернее время суток, то можно увидеть ее геометрию: она состоит из множества людских кругов, где «зрелище» - в центре, а наблюдатели, поглотители «зрелища» стоят вокруг. Тематика кругов-зрелищ разнообразна и необычна.

Если вы видите старца, сидящего на стуле и говорящего горячо и эмоционально (а слушают его речи преимущественно мужчины), то, скорее всего, перед вами толкователь Корана, проще говоря - мудрец. Просто стоять рядом можно, но очень недолго, иначе реакция аудитории может быть самой неожиданной: если вы не положили монетки в емкость для сбора оных, то старец может прервать свою речь, показав на вас пальцем, тем самым приказав удалиться. Кстати, реакция слушающих не заставит себя ждать: на вас будут шикать, махать руками и смотреть взглядом, сдвигающим горы. Придется удалиться или заплатить за "лекцию" - марокканцы не любят, когда перерывают речь мудреца.

Совет: перед поездкой на площадь Джема-эль-Фна наменяйте как можно больше мелочи в отеле или в банке. Для того, чтобы спокойно смотреть и, тем более, снимать на фотокамеру или видеокамеру происходящее, вам необходимо заплатить за это.
Продвигаясь далее, а в «хороший» вечер и пробираясь, вы увидите, а точнее, услышите музыкантов братства Гнауа - потомков черных рабов, вывезенных из Гвинеи, Ганы и Мали, людей сильных, выносливых, служивших когда-то в дворцовой страже султанов. Интересна история объединения братства Гнауа: они составили братство, на основе почитания Биляля - чернокожего раба, которого пророк Мухаммед освободил в награду за исцеление своим пением его дочери - Фатимы. Отметим, что подражая Билялю, гнауа считают себя не только музыкантами, но и целителями, а их концерты являются сеансами музыкальной терапии! В их музыкальном творчестве соединен культ святых в исламском фольклоре и предания Черной Африки… Недаром, надо признать, они считают именно так. Многие из тех, кто в самом начале знакомства с Марокко настороженно прислушиваются к непривычным уху европейца мотивам, в итоге, становятся поклонниками данного вида музыки и увозят из Королевства не один диск гнауа! Выступление гнауа - не только интересный процесс для слуха, - это и зрелищное шоу. Как изумительно высоко и легко (играя на музыкальных инструментах) выступающие музыканты взмывают вверх в полушпагате, крутят в такт отбиваемому ритму кисточками на своих расшитых фесках!

В очередном «круге» мы увидели изящную танцовщицу живота в красивом одеянии с подведенными глазами и вуалью на пол-лица, при ближайшем рассмотрении оказавшуюся… танцовщиком живота... Вуаль и яркий макияж, как нам потом пояснили, для маскировки, чтобы в дневное время суток никто не узнал в главе семейства «красавицу», зарабатывающую на хлеб для домочадцев таким необычным образом. Наша фантазия разыгралась, уйдя в представление о том, как супруга собирает мужа на работу, но мы остановили себя.

В очередную толпу было не пробраться. Но только не для наших соотечественников (очевидно - сыграл рефлекс: раз очередь, то "дают" что-то стоящее!) Буквально через несколько секунд наша группа благополучно стояла лицом к лицу с темнокожим старичком с печальной улыбкой на, испещренном глубокими морщинами лице. Перед пожилым марокканцем лежал видавший виды ковер среднего размера, на котором угадывался красивый, но побитый временем рисунок, кое-где сохранивший первоначальные яркие цвета - оранжевый и травяной. На ковре стояли большие плоские глиняные тарелки, наполненные, на взгляд европейца, тем, из чего плетут, ставшие такими модными «фенечки»: бусинами, перьями, ракушками и камешками разных размеров и цветов… Взгляд упал на емкости, хранящие предметы, явно не предназначенные для плетения этнических украшений: куриные (на наш взгляд) лапки; зубы, уж не знаем кого - животных или людей; и банки с травами, источающими резкий аромат, как в аптеке. Старец задал вопрос, инстинктивно обращаясь к человеку привычной для него внешности - к нашему гиду. Гид перевел: «У кого есть проблемы с личной жизнью?» Пауза… Женский голос из толлпы попросил пояснить вопрос. Наш гид сформулировал: «Кто замуж хочет, но не может выйти? И у кого дети не получаются?» Оказалось, что миловидный старик - изготовитель оберегов и амулетов… В металические колбочки он складывал различные предметы с его «ковра-самобрана» в только ему известном порядке, в зависимости от проблемы, поставленной перед ним «страдальцем». Плотно закупоривал колбы и выдавал сие «избавление» за умеренные деньги (от 20 до 40 дирхам) с рекомендацией носить при себе в сумочке до появления прогресса в жизненной ситуации. Аншлаг, я полагаю, превзошел все ожидания старца. Удивительно, как, находясь в атмосфере страны и ее этнических и культурных традиций, проникаешься местным колоритом и абсолютной верой в эффективность предлагаемых манипуляций, в погоне за мечтой! Калейдоскопом воспринимали увиденное дальше: старца-гадателя по линиям на руке, у которого «на приеме» сидел марокканец средних лет в современном офисном костюме; с опаской оглянулись и не задержались рядом со старцем «зубадером», рядом с которым на коврике лежали страшного вида инструменты и гора, как мы понимаем, человеческих зубов - эквивалент долгой успешной работы и довеия клиентов... Понаблюдали за ловкой работой рук марокканки, раскрашивающей замысловатыми узорами шприцем, наполненным хной, загорелую руку европейской туристки. А правее от входа на площадь уже открылись знаменитые палатки-ресторанчики, изобилующие заготовками мяса на шпажках, нарезанными овощами, луком посыпанным приправами, огромными чанами с мясом, улитками и супом харира, и, конечно же, огромным количеством сладостей, шебекии, к примеру, (подаваемой к харире), а также фиников и апельсинов, ровно и фигурно уложенных на столах. Находясь на Джема-эль-Фна, вы понимаете почему о Марокко говорят, как о стране непохожей на другие страны исламского мира. Ни в одной исламской стране мира вы не найдете хоть где-то место, похожее на эту удивительную площадь, с ее атмосферой буффонады и реалистичности происходящего. На площади Джема-эль-Фна отсутствует ощущения будничности, консервативности, всюду изумительный и сохраненный марокканский колорит. Именно сами марокканцы приходят посмотреть на выступления своих же соотечественников, представляющих разные марокканские культуры, этносы, фольклорные традиции. Мы, приезжие, зашедшие на площадь - гости на этом славном празднике. Город Марракеш и его Джема-эль-Фна живут в едином ритме. Жители города впускают нас в свою жизнь, чтобы мы зарядились энергией города через легендарную площадь. Джема-эль-Фна, как яркий, гипертрофированный сгусток истории, традиций, фольклора и творческого «я» марокканцев помогает нам понять и принять Марокко.

текст Виктория Абрамова; фотографии Борис Палтусов, Алексей Лохов, Виктория Абрамова

Главную площадь города Марракеш — Джема-эль-Фна, многие считают местом утомительным, так как она слишком переполнена туристами, и требуется довольно много времени, чтобы осмотреть её всю. Но есть в ней и особое очарование, которое притягивает и делает невозможным посещение этого марокканского города без того, чтобы отправиться сюда и выпить хотя бы чашечку превосходного кофе.


В течение дня на площади работают всего несколько киосков, в которых в основном предлагают свежий и очень дешевый сок из апельсинов или сладкие лакомства на развес. Вообще местные блюда сильно отличаются своей простотой от , с ее мангу, мофонго, санкочо и другими блюдами.


На открытой части площади работают уличные художники.


Здесь вы можете встретить группы музыкантов и танцоров, заклинателей змей, владельцев маленьких обезьянок, которые прыгают в руки туристам, женщин, которые могут искусно расписать руки и стопы хной, и даже «стоматологов», охотно и без анестезии вырывающих зубы всего за 20 дирхамов (около 2 евро).


Фотографируя все подряд, надо быть готовым к тому, что если в кадр вам случайно попадет чья-нибудь живность, придется тут же расстаться с несколькими дхармами в пользу хозяина зверюшки. Особенно часто любят использовать такого рода оплошность доверчивых туристов владельцы змей, угрожая в противном случае напустить на вас своих ядовитых питомцев. Именно здесь проще сразу отвернуться, прежде чем ваш интерес заметит заклинатель змей, который «за просмотр» тут же потребует с вас бакшиш. Прогулка по площади Джема-эль-Фна сильно отличается от прогулки по европейскому , это и понятно: в Марокко, как и в любой другой стране своя уникальная атмосфера.


Днём на площади Джема-эль-Фна кипит жизнь, но с заходом солнца начинается самое интересное.


После заката на площади Джема-эль-Фна начинается красочное театрализованное представление участием уличных артистов.


В центре площади в строгом порядке открываются лотки с едой, которые освещаются лампами, свисающими с крыш.




В воздухе витают ароматы жареного мяса, овощей и специй.

В меню можно найти даже улиток.


Дегустировать местные блюда лучше всего сидя за столами рядом с ресторанчиками.



Не стоит забывать и о вкусных восточных сладостях, которые также можно найти в уличных ресторанах на площади Джема-эль-Фна.

Сердце Марракеша умеет превращаться то в цирковую арену, то в гигантский ресторан, то в кинотеатр под открытым небом — и всегда остается собой. Фото вверху: Хуан Мануэль Кастро Прието

Известный американский писатель и композитор XX века Пол Боулз, долгое время живший в Марокко, как-то сказал, что великолепный Марракеш без своей знаменитой площади Джемаа-эль-Фна был бы обычным городом. Можно, конечно, спорить со столь категоричным утверждением, но факт остается фактом: просторная площадь многие века является визитной карточкой и одним из самых популярных уголков королевства.

Но были времена, когда у этого места была далеко не самая добрая слава. Название Джемаа-эль-Фна в переводе с арабского означает «площадь мертвых»: вплоть до XIX века именно здесь казнили преступников. Но даже и тогда общественное и культурное значение площади было весомым. Будучи практически ровесником Марракеша, основанного в 1062 году султаном Юсуфом ибн Ташфином из династии Альморавидов, Джемаа-эль-Фна с самого начала претендовала на роль центра городского архитектурного ансамбля. В XII веке рядом с ней появилась признанная эталоном культового зодчества в Магрибе мечеть Кутубия с 69-метровым минаретом. Она отделена от площади аллеей, засаженной по обе стороны стройными пальмами, возле которых дежурят прогулочные экипажи и кареты.

Порой кажется, что тихий час в распорядке дня Джемаа-эль-Фна длится совсем недолго. Стоит подняться солнцу, окрасив стены города в характерный красно-охровый цвет, как на площади начинает закипать жизнь. Первыми появляются торговцы свежим соком из знаменитых марокканских апельсинов. Один лишь вид разноцветных лавок на колесах с аккуратно разложенными на них горками оранжевых фруктов, которыми «заведуют» ловкие продавцы-зазывалы, пробуждает неподдельный интерес у заезжего гостя. А на тележках по соседству высятся горки кураги, чернослива, миндаля, разных сортов орехов и вкуснейших марокканских фиников.

Постепенно площадь обрастает большими зелеными зонтиками, под которыми устраиваются главные действующие лица марракешского народного балагана — заклинатели змей, фокусники, факиры, глотатели огня, рисовальщицы хной по телу, гадалки, продавцы лечебных снадобий и диковинной живности… Каждый из них приходит на Джемаа-эль-Фна не только для того, чтобы удивить жаждущих необычных впечатлений гостей Марракеша своими творческими и артистическими способностями или редкими товарами, но и, конечно, для заработка. Обитатели площади изо дня в день изощряются, в том числе и друг перед другом, в способах привлечения внимания. Неудивительно, что большинство опытных торговцев на Джемаа-эль-Фна отличаются незаурядным умением красиво и увлекательно расхвалить содержимое своей небольшой передвижной лавки.

Фирменный аттракцион Марракеша — укрощение змей, за которым многие предпочитают наблюдать с почтительного расстояния. Как утверждают хозяева внешне страшных гадов, на самом деле никакой опасности те не представляют, поскольку давно приручены и лишены ядовитых желез. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека.

Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека. Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену.

Но, пожалуй, наиболее колоритный облик Джемаа-эль-Фна принимает с наступлением сумерек, когда появление десятков передвижных кухонь превращает площадь в огромный ресторан под открытым небом. Здесь можно отведать все известные марокканские блюда, в том числе знаменитое мясное рагу тажин, жаренную на углях баранину мешуи или пирог бастила. А признанным деликатесом, ради которого на Джемаа-эль-Фна приезжают гурманы из других городов, издавна считаются гуляля, вареные улитки, и блюль — бульон из улиток. Повара, которые деловито суетятся вокруг дымящихся чанов и кастрюль, напоминают шаманов, стремящихся заворожить и заманить к столам всех оказавшихся на площади и возле нее. И если посмотреть в это время на Джемаа-эль-Фна издалека, то она похожа на большой котел, над которым поднимается густое ароматное облако.

Как утверждают старожилы, красочное действо на Джемаа-эль-Фна повторяется день за днем уже на протяжении многих столетий, и всякий раз благодаря безграничной фантазии марокканцев оно оказывается разным. Впрочем, бывают дни, когда персонажи, запахи и звуки восточного базара уступают место на площади совсем иным героям. Например, каждый год в конце осени или начале зимы, во время международного кинофестиваля в Марракеше, Джемаа-эль-Фна превращается в кинотеатр под открытым небом, где на огромном экране демонстрируются популярные зарубежные картины, снискавшие любовь массового зрителя.

Фото: Хуан Мануэль Кастро Прието

Джамаа Эль Фна является одновременно площадью и базаром в Медине (Старом Городе) Марракеша. Это место до сих пор является главной площадью в городе и ее используют для прогулок как туристы, так и местные жители.

История возникновения

Марракеш основал Альморавидо в 1070-1072 г.г., после окончания разрушительной войны, что привело к падению Альмуханов в 1147 году. Вслед за этим площадь Джамаа-Эль-Фна отремонтировали вместе с большей частью города. Городские стены стали несколько шире, Абу Якуб Юсеф и особенно Якуб Эль-Мансур (1147-1158г.г), окружающие мечеть, дворец, больницу, плац и сады вокруг самого рынка, также подверглись капитальному ремонту, да и крепости были укреплены. Впоследствии, площадь Джема-Эль-Фна видела периоды упадка и возрождения города.
Само происхождение названия площади доподлинно неизвестно: Джемаа означает "община" в переводе с арабского, вероятно, имелась ввиду мечеть Альморавидов, которая сейчас разрушена. "Fanâ" или "finâ" может означать "смерть" , "двор, место перед зданием." Из этого следует, что одно значение может быть "Ассамблея смерти", или "мечеть на краю света". Иная трактовка заключается в том, что название имеет отношение к мечети с характерным внутренним двориком или площадью перед ней. Третья трактовка - "собрание мертвых", имеются ввиду публичные казни на этом месте около 1050 года нашей эры.

Описание

В течение дня площадь Джамаа Эль Фна преимущественно занимают ларьки с апельсиновым соком, продавцы воды с традиционными кожаными бурдюками-мешками и латунными кубками, юноши с прикованными Барбари обезьянами и заклинатели змей, несмотря на охранный статус этих видов в соответствии с законодательством Марокко.
В течение дня развлечения немного меняются: заклинатели змей уходят, и в конце дня жизнь площади становится более насыщенной, так как выходят мальчики-танцоры (девушкам запрещено предоставлять такой вид развлечений), рассказчики (рассказывают сказки на Берберском или арабском языке, перед аудиторией из местных жителей), фокусники, и разносчики традиционных лекарственных средств. С наступлением темноты площадь наполняется десятками киосков с едой, так как число людей на площади достигает своего максимального количества.
Вдоль одной стороны базар окаймлен традиционным для Северной Африки рынком общественного питания, он способен удовлетворить общие повседневные потребности местных жителей и пожелания туристов. С другой стороны расположены отели и кафе, сады и террасы, а также узкие улочки, которые приведут вас в переулки Медины.
Это место закрыли для автомобилей в начале 2000-х годов. Власти осознают важность этого места для торговли и туристического бизнеса, а ненавязчивое присутствие полиции призвано обеспечить безопасность каждого посетителя.
Это место было признано всемирным достоянием ЮНЕСКО, так как эоно известно своей концентрацией традиционных мероприятий, но давление с экономической точки зрения угрожало его существованию. В борьбе за защиту традиций жители призвали к принятию мер на международном уровне, а потому была признана необходимость защиты таких мест.
Зрелища на Джамаа-Эль-Фна повторяются ежедневно и каждый день они разные. Все меняется — голоса, звуки, жесты, запахи, вкусы, а также все люди, которые видят и слышат все это.

Окрестности

Не забудьте посетить усыпальницу Саадитов, дворцовую площадь, кораническую школу Медресе бен Юсефа, а историю и культуру города вы сможете узнать в музее Марракеша. Если вы желаете провести время вблизи природы, отправляйтесь в сад Мажорель.

Поделиться