Деревянный петропавловский собор. Петропавловский собор снаружи и внутри

Иконостас выполнен как своеобразный памятник победы России в Северной войне, поэтому в его композиции есть черты триумфальности. Иконостас относится к замечательным произведениям русского прикладного искусства. По оригинальности композиции, богатству отделки, высокому мастерству исполнения он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора

Иконостас Петропавловского собора - одно из замечательных произведений русского искусства. Московский архитектор И. П. Зарудный получил заказ на его исполнение 7 декабря 1722 года, через год после победоносного завершения Северной войны. Он создал оригинальное произведение. Иконостас выполнен в виде триумфальных ворот.

Работа была тем труднее, что Зарудный создавал иконостас, живя в Москве и руководствуясь лишь необходимыми размерами, присланными ему Трезини. По рисункам Зарудного работали сорок шесть мастеров. Виртуозно вырезали они из липы витые колонки, листья, гирлянды цветов, драпировку и словно сплетенные из шелка тяжело свисающие кисти.

Опытный и талантливый архитектор не случайно выполнил иконостас в форме триумфальных ворот. Он тонко согласовал его с обликом гражданского памятника - триумфальных Петропавловских ворот крепости, и тем самым с очертаниями восточной стены собора, также вторящими облику ворот. Благодаря этому приему Петропавловский собор получил еще более яркое гражданственное звучание.

Иконы иконостаса Петропавловского собора

В иконостасе 43 иконы, написанные в основном в XVIII веке московскими иконописцами под руководством А. Меркурьева.
Их принимала специальная комиссия художников и архитекторов, в которую входили А. М. Матвеев, И. К. Коробов, Д. Трезини и другие. Комиссия дала высокую оценку исполнению икон.
На большой иконе справа от царских врат (если стоять лицом к иконостасу) изображен бог-вседержитель в царской одежде, со скипетром и державой в руках - атрибутами царской власти.

Кафедра - место, откуда священники читали проповеди,- расположена перед иконостасом, слева у колонны. Она украшена картинами на сюжеты из священной истории. Скульптуры святых на кафедре вырезаны из дерева неизвестными мастерами. Они изображают апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов.

Справа перед иконостасам находится обитое вишневым бархатом возвышение в две ступени под балдахином с кистями - царское место. На балдахине деревянная резная подушка, на ней вырезанные из дерева скипетр, меч и царская корона - атрибуты царской власти.
На бархате вышит золотыми и серебряными нитями двуглавый орел - герб царской России.
Когда шло богослужение, царь обычно стоял на этом возвышении. Во время посещений службы царем народ в собор не допускали.

Храм, посвящённый небесным покровителям государя (Петру и Павлу), явно замышлялся как главный собор будущего города. Однако до 1712 г. это была, по отзывам иностранцев, «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле ».

Деревянный Петропавловский собор (1703-1712)

Строительство каменного собора, взамен деревянного, началось 8 июля 1712 г, сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Пётр требовал от Трезини спешить прежде всего с колокольней. Поэтому по воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырёхъярусная колокольня с высоким тонким шпилем.

На царя особое впечатление производил шпиль церкви Святого Петра в Риге. По его приказу в Петербург даже были доставлены её чертежи и обмеры. Трезини же никогда не был в Риге, но он хорошо помнил колокольню церкви святого Николая в Копенгагене. Архитектурные мотивы колоколен этих церквей Трезини использовал как основополагающие в проекте Петропавловского собора.


Петропавловский собор (в центре) и его прототипы – церковь святого Николая в Копенгагене (слева) и церковь Святого Петра в Риге (справа)

Колокольня собора была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но она находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Впрочем, её сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развиваться сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела.

Высокий и тонкий, покрытый медью шпиль колокольни является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга.

Проект ангела на шпиле работы Д. Трезини (1722)

Трезиин были хорошо знакомы барочные фасады соборов Рима (по образцу церкви Иль Джезу XVI века). В церкви Святого Петра в Риге главный фасад был одновременно и основанием колокольни. Соединив итальянскую и североевропейскую традицию, Трезини создал новый, но вполне гармоничный архитектурный образ главного фасада Петропавловского собора.

Фасад Петропавловского собора (справа) и его «составляющие» – фасады церквей Ил Джузе в Риме и Святого Петра в Риге

В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1725 г. отделали шпиль. Собор строили ещё 9 лет, до 1733 г.

Очертания восточной (алтарной) стены собора вторят облику Петровских ворот

29 июня 1733 года состоялось торжественное освящение собора. На его возведение ушло 30 лет. Это произведение архитектора Трезини стало не только главным и самым известным ансамблем Петербурга, но и его лучшим подношением городу.

Каждый гость Северной столицы обязательно спешит навестить Петропавловский собор. И не случайно, ведь отсюда началась история великого города. Сердцем же Петропавловской церкви считается иконостас, который таит в себе память о целой эпохе, в которой зарождался Санкт-Петербург.

История задумки:

Иконостас в Петропавловском соборе был выполнен на заказ у итальянского архитектора Доменико Трезини под руководством русского архитектора Ивана Зарудного. Где и какой святой будет расположен, определяли сам император в союзе с Феофаном Прокоповичем, с которым Пётр I был очень близок.

Иконостас являет собой память о победе русского народа в Северной войне. Это заметно по виду всей конструкции, которая напоминает триумфальные ворота. Иконостас изготавливали на протяжении 4-х лет с 1722 года. В работу были вовлечены около 50-ти мастеров высокого уровня. Среди них - резчики по дереву и золотари. Благодаря искусной работе и оригинальности, иконостас Петропавловского собора относят к одному из величайших произведений прикладного искусства мирового уровня. Стоит отметить, что в какой-либо культуре аналогов данному иконостасу нет.

Немного барокко в русском зодчестве:

Нельзя сказать, что произведение полностью соответствует канонам русского зодчества. Приближенный к стилю барокко, иконостас удивляет количеством золотых округлых скульптур, что было нововведением в мире церковной архитектуры России. Иконы писали, ссылаясь на образцы русской иконописи, сакральной гравюры, библии. Над иконами работали мастера, обученные в оружейной палате.

Несущая благую весть Мария расположена в нише центральной части врат. Слева, на пилоне, иконостас украшает архангел Гавриил . Симметрично ему, на правом пилоне — архангел Михаил с поднятым вверх мечом.

Конструкция петропавловского иконостаса:

Общая композиция всей конструкции иконостаса Петропавловского собора состоит из 5 масштабных киотов, которые разделены на 4 нижних и один большой верхний. Киоты представляют собой стеклянные рамы-ящики, которые издревле предназначаются для хранения различных реликвий, даров, икон, либо мощей. Между киотами в центральной части иконостаса по замыслу архитектора разместили царские врата. В южной и северной частях располагаются двери. Поверх царских врат перекинута исполненная величия арка. Над аркой царствует пятый киот, который уходит ввысь, в самую глубину купола в высоту около 20-ти метров.

В киоты помещены иконы: 5 больших и 36 маленьких. В южных и северных дверях располагаются две большие. Интересно, что правая сторона задумана в благодарность Петру I и традиционно считается мужской стороной. Поэтому здесь, в нижней части двери, размещены 17 маленьких икон, посвящённых героям. На большой же иконе справа («Иисус Христос на престоле») мы видим изображение всемогущего Бога в царской одежде 17-го века. В руке скипетр и держава, говорящие и всеобъемлющей власти. На голове у Иисуса шапка патриарха. Вокруг располагаются маленькие иконы ветхозаветных царей.

Левая же сторона дарует память о Екатерине I и вмещает в себя малые иконы с изображением ветхозаветных героинь. Одигитрия (Богоматерь с младенцем) словно списана с императрицы Екатерины I. Также в левой части мы видим изображения Деворы и Есфири, помещённые в прекрасные рамы в форме трёх лепестков. Все святые выбраны в соответствии с именами императорской семьи и являются их святыми. Иконы также изображают правителей династии Рюриковичей.

Древесная отделка иконостаса:

Основа каркаса иконостаса была выполнена из прочной лиственницы. Элементы декораций и скульптуры изготовлены из липы. Все элементы покрыты глянцевой или матовой позолотой. После реставрации в иконостасе появились и такие древесные породы, как дуб и хвоя. Алтарь усыпан роскошным декором: витые колонны, большие и маленькие изящные лепестки, цепочки из цветов и шикарной драпировки. Высокое мастерство отделки подчёркивает богатство и реалистичность каждой детали иконостаса.

Где заказать?

Напомним, что заказать резной иконостас для дома или храма под стать императорскому, а также купить деревянные киоты для икон можно на сайте 3Декор. Современные технологии позволяют искусно выполнить любую задумку в кратчайшие сроки.

Доступно изготовление любых иконостасов на заказ , в том числе с резными объемными иконами, либо с декоративными фигурами (это могут скульптуры, кресты, распятия, ангелы , любой другой церковный декор) в 2D или 3D.

Создадим 3д макет изделия, обеспечим резку дерева при помощи современных станков с числовым программным управлением, доработаем вручную каждую деталь, при необходимости украсим позолотой или покроем лаком.

Нас отличают высокий профессионализм и безупречное качество изделий. Звоните!

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Иконостас

Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского собора каноничен и уникален одновременно. Его своеобразие состоит в том, что он представляет собой не глухую стену с иконами, установленными в строгой соподчиненности. Центральная часть его напоминает триумфальную арку. Время петровских реформ вызвало к жизни новую символику, связанную с победами и преобразованиями государства. Создавался иконостас после триумфального завершения Северной войны, что, безусловно, повлияло на его композиционное решение. На двадцатиметровую высоту вознеслось его центральное звено, увенчанное не традиционным для русского иконостаса распятием, а скульптурной группой «Христос во славе», что еще больше усиливает ощущение торжественности.

Иконостас Петропавловского собора

Около пятидесяти мастеров пять лет, с 1722 по 1727 г., трудились над изготовлением этого уникального деревянного резного золоченого иконостаса в Москве под руководством московского архитектора Ивана Зарудного. Автором проекта, очевидно, можно считать Д. Трезини. По частям иконостас был перевезен в Санкт-Петербург и собран в соборе в 1729 г. Во время пожара 1756 г. иконостас срочно разобрали и вынесли из храма. При повторной сборке многие пострадавшие детали восстановили и с внутренней стороны стянули иконостас металлическими тягами. В 1829 г. обнаружилась существенная осадка здания. В 1830-х гг. под иконостас был подведен цоколь из тивдийского розового мрамора, чтобы предохранить дерево от загнивания. За прошедшие годы он неоднократно подвергался повторному золочению.

В соответствии с принципами барокко пространство в храме должно быть организовано так, чтобы увлекать вошедшего к алтарю и иконостасу, центром композиции которого служат Царские врата. В данной алтарной преграде они решены новаторски, так как в нарушение традиции раскрывают вход в алтарь. На Царских вратах нет традиционных икон с изображением благовествующего архангела Гавриила, Девы Марии и четырех евангелистов. Но основная идея Нового Завета решена другими средствами. Скульптурные изображения евангелистов вынесены за пределы алтаря на сень над кафедрой. В иконостасе слева от царских врат помещена скульптура архангела Гавриила с цветком, приносящего благую весть о том, что Деве Марии суждено стать Матерью Спасителя мира. Дева Мария изображена в главной иконе левого киота, в ее сторону Гавриил повернул лицо, и в скульптуре в овале на царских вратах, к ней с небес слетает голубь. На Царских вратах Петропавловского собора помещено скульптурное изображение Христа, причащающего апостолов, это сцена Евхаристии. Общая композиция роднит их с триумфальными арками петровского времени при сохранении их символического значения врат Христовых и самого Христа. Венчают Царские врата два сложенных крестообразно ключа, символизирующих как ключи от рая, хранившиеся у апостола Петра, так и ключи от Балтийского моря, отвоеванные царем Петром. Врата воспринимались и как светский образ Петербурга как морских врат страны. Справа от Царских врат – скульптурная группа: архангел Михаил со щитом с монограммой Христа и огненным мечом, попирающий дьявола, – символ торжества сил добра над злом, воинских побед Петра. Царские врата петровского времени не сохранились до наших дней. Обветшавшие деревянные были заменены в 1865–1866 гг. новыми, сделанными из меди на железном каркасе, позолоченными, представляющими точную копию первоначальных.

В центре алтаря над престолом стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах – напрестольная сень. Сень является органичной частью композиции интерьера собора. Вензель Петра I с короной, изображенной на сени, напоминает о ее дарителе.

Богоматерь на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

На иконостасе Петропавловского собора размещены 43 иконы и большое количество скульптур. Обилие круглой скульптуры необычно для православной церкви, но характерно для стиля барокко. В западных церквях можно найти аналоги подобных композиций. В данном случае нет прямого следования православной традиции, но канон соблюдается посредством соподчиненности икон и скульптур. Композиционную основу иконостаса составляют пять больших киотов – четыре нижних и один верхний, в промежутках между ними находятся врата: Царские (центральный неф), северные (левый неф), южные (правый неф). Венчает иконостас скульптурная группа «Христос во славе», в которой представлен Спаситель в момент чуда Преображения. По сторонам от Христа – пророки Моисей и Илия, что соответствует первому верхнему ряду традиционного иконостаса, где изображались праотцы от Адама до Моисея. Над головой Иисуса – голубь, символизирующий Духа Святого, и треугольник с надписью «Бог Отец Сын Дух Святой» – символ божественного триединства, что было особенно важно для Петербурга, основанного в день Святой Троицы. Под скульптурной группой помещена икона «Спас нерукотворный»; ниже – «Воскресение Христово», по сторонам от нее – скульптурные изображения царей Соломона и Давида, что соотносится со вторым (сверху) рядом православного иконостаса, где изображались пророки. Над царскими вратами по центральной оси находится икона «Видение Святого Иоанна Богослова» – Господь восседает на троне, принимая поклонения старцев.

Центральную часть иконостаса условно можно разделить на правую «мужескую» и левую «женскую» половины. Главная икона правого киота – «Иисус Христос на престоле». Христос, одетый как московский царь XVII в., восседает на престоле. На голове у Него – царская шапка с крестом, напоминающая митру. На груди Христа панагия – знак архиерейского достоинства. В руках Он держит скипетр и державу, атрибуты царской власти. В нижней части иконы помещены слова из притчей царя Соломона: «Мною Цари царствуют и сильные пишут правду». Четверо ветхозаветных царей, изображенных вокруг иконы Христа, являются Его предками. Всех святых, помещенных на иконах этого звена, сравнивали в панегириках с Петром I, и весь киот посвящен ему как донатору собора. «Рождество Христово» и «Богоявление» – иконы праздничного цикла иконостаса.

Главная икона левой «женской» половины иконостаса – «Богоматерь на престоле». Богородица, облаченная в одеяние русской царицы XVII в., в венце, напоминающем Императорскую корону XVIII в., также восседает на престоле. Считается, что чертам лица Богоматери придано портретное сходство с императрицей Екатериной I, в период правления которой писалась данная икона. Жест правой руки Младенца Христа – благословляющий, в левой руке он держит державу. «Богоматерь» окружают ветхозаветные святые «жены», с которыми сравнивали Екатерину I в начале XVIII в., а также икона Великомученицы Екатерины – покровительницы первой русской императрицы.

Иисус Христос на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

Автором идейной концепции иконостаса является, скорее всего, ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Естественно, выбор святых не был произвольным. В иконостасе представлены святые, соименные членам семьи Петра I: Екатерина, Наталья, Анна, Елизавета, Параскева. Канонизированные цари и царицы, что должно было говорить о божественном происхождении царской власти. Выбирались святые, факты биографий которых перекликались с жизнью ближайших родственников первого русского императора, а также особо почитаемые русские святые из династии Рюриковичей, правившей на Руси с 862 по 1598 г., что доказывало преемственность верховной власти. Местные иконы располагаются в боковых киотах: в южном – «Апостол Петр», в северном – «Апостол Павел».

Образа для иконостаса писали в Петербурге московские иконописцы Андрей Меркурьев (Поспелов) «со товарищи» с 1726 по 1729 г. Четыре иконы, находящиеся в основании киотов («Богоявление», «Страдания Святого Апостола Петра», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Страдания Святого Апостола Павла»), представляют собой копии, выполненные академиком живописи Д. И. Антонелли в ходе реставрации 1832–1834 гг. Тогда же в верхнем киоте им была написана икона «Спас Нерукотворный». автора Шпидлик Томас

Иконостас - литургический анамнез Иконостас, неотъемлемая часть русских церквей, является выражением церковного литургического анамнеза. Он как бы скрывает таинственное действо и в то же время открывает его нам, видимым образом являя то, что невидимо совершается в

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Иконостас Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского

Поделиться