Как фотографировать водопады и фонтаны. Как красиво сфотографировать водопады и горные реки? Советы по съемкам водопада от опытных фотографов

Водопады являются интересным, но одновременно и сложным объектом для фотосъемки. Во-первых, водопады прекрасны, во-вторых, часто они находятся в местах с довольно сложным освещением, и, в-третьих, они очень динамичны, т.к. находятся в постоянном движении. Существует множество советов по фотосъемке водопадов, основные из них довольно просты:

1. Работайте с движением.

Фотографируя движущийся объект, вы можете делать это двумя способами. Во-первых, вы можете «заморозить» движение при помощи высокой выдержки, либо наоборот, используя длинную выдержку, которая размоет движущийся предмет, в нашем случае воду. Большинство фотографов используют второй вариант, и делают размытой воду, в этом случае вам будет нужна цифровая камера и штатив. Также не помешает поляризационный фильтр, если он у вас есть.

2. Как фотографировать водопад.

Сделайте контрольный снимок. Перед тем как начать экспериментировать – включите автоматический режим, убедитесь, что выключена вспышка и сфотографируйте водопад. Сделав кадр, обратите внимание на значение выдержки, которую выберет камера в автоматическом режиме. Скорее всего камера установит выдержку, при которой вода будет выглядеть застывшей. Контрольное фото буде отправной точкой для сравнения результатов, которые вы получите и основой для выбора выдержки.

Режим приоритета выдержки. Переключите камеру в режим приоритета выдержки. Чтобы получить красиво размытую воду постарайтесь использовать скорость выдержки от одной до двух секунд.

Штатив. При съемке водопадов необходимо, чтобы камера была абсолютно неподвижно пока затвор фотоаппарата открыт, добиться этого можно при помощи штатива. Звучит просто: установить фотоаппарат на штатив, установить режим приоритета выдержки, поставить выдержку в 1-2 секунды и сделать снимок. Но, к сожалению, в большинстве случаев все на много сложнее. Проблема с увеличением скорости выдержки заключается в том, что в камеру попадает большее количество света, и даже в довольно темный и пасмурный день вы увидите, что снимок получился передержанным (несмотря даже на то, что в режиме приоритета выдержки, камера установит минимальную диафрагму, чтобы компенсировать длинную выдержку).

Существует еще несколько советов, которые помогут сократить количество света, попадающего в камеру, чтобы улучшить уровень экспозиции.

Время съемки. Выберите правильное время дня, и у вас будет больше возможностей для использования более долгой выдержки. Самое удачное время это время около заката и рассвета. Также съемку предпочтительнее проводить в пасмурные дни, а не в солнечные.

Фильтры. Также поможет использование фильтров, которые ограничат попадание света в камеру. Существует множество фильтров, но я предпочитаю использовать поляризационный, который не только ограничивает попадание ненужного света, но и помогает улучшить снимки (уменьшая блики и отражения, которыми изобилует водопад). Еще один из фильтров, который может быть полезен – нейтральный светофильтр, помогающий сократить количество света – почти как солнцезащитные очки.

Режим приоритета диафрагмы. Если проблема с выдержкой осталась даже при съемке в более темное время и при использовании фильтров, тогда попробуйте переключиться в режим приоритета диафрагмы, и выберите наименьшее значение диафрагмы. На большинстве камер это значение f22 или f36. Результатом выбора будет то, что камера автоматически выберет наиболее долгую выдержку для данной диафрагмы. Возможно, это будут не 2 секунды, но в любом случае выдержка будет дольше, чем на вашем контрольном снимке, в результате вода будет более размыта. Также использование меньшей диафрагмы позволит добиться большей глубины резкости, и большая часть водопада будет в фокусе.

Низкое значение ISO. Выбирая меньшее значение ISO, вы уменьшите чувствительность камеры к свету, и позволит затвору камеры дольше оставаться открытым. Также это позволит избежать ненужных шумов и зерна и получить больше интересных деталей.

Правильная выдержка, конечно же, важна при съемке водопадов, но есть и не менее важные моменты.

Брекетинг снимков. При съемке водопадов важно делать серию кадров с разной выдержкой и диафрагмой. При этом можно получить разные виды одной и той же сцены с разной четкостью воды, глубиной резкости и уровнем цвета.

Композиция. Водопады можно фотографировать с разных углов и разными способами, от широкоугольных снимков, показывающих всю красоту водопадов, до обрезанных снимков, сосредоточенных на маленьких отрезках. Также обращайте внимание на то, как течет вода. Где-то это множественные потоки, где-то брызги, где-то одинокий поток. Пробуйте различные точки съемки водопада и экспериментируйте с тем, как будут выглядеть разные части при разных выдержках.

5. Не слишком увлекайтесь размытием воды в кадре.

Трудно устоять перед шелковистым и гладким потоком воды, но не делайте это единственным объектом съемки. Попробуйте съемку с ультра короткой выдержкой. Этот метод съемки особенно эффективен для съемки бурлящих водопадов с большим количеством брызг. Также при большей выдержке будет необходимо использовать большую диафрагму, которая приведет к более низкой глубине резкости и придаст больше интереса вашим снимкам.

После прочтения теории переходите к практике и экспериментируйте, улучшая тем самым свои фотоснимки.

Водопад – это один из самых красивейших объектов для фотокартины, представляющий собой вызов мастерству каждого фотографа. Постоянно меняющаяся среда водной стихии позволяет получить потрясающие фотографии, в которых воде можно придать аморфное состояние струящегося дыма или тумана, густого молока или стремительность брызг расплавленного стекла.

Требования к фототехнике. Для полноценной съёмки водопадов лучше всего использовать фотоаппарат с ручным управлением выдержкой, поскольку именно вариации с выдержкой позволяют получить самые красивые эффекты.

Кроме камеры, у вас должен быть штатив, хотя можно снимать и без него, а также поляризационный или нейтральный фильтр.

Техника съёмки водопадов, как уже говорилось, упирается в выдержку. Чем длиннее выдержка - тем оригинальней будет выглядеть водный поток. Начиная с 1/30 секунды, вода начинает приобретать специфический вид «жидкого» газа.

Замечено, что наиболее красивые кадры получаются с выдержкой в диапазоне 1/30 - 1/2 секунды.

С выдержками в 1 или 2 секунды можно получить ещё более непривычный вид водной стихии. При длинных выдержках вода будет похожа на соляной столб, «застывший» каменный поток или нечто, мало напоминающее воду.

Используя длинные выдержки нужно контролировать статичность камеры, для того чтобы эффект размытия касался лишь воды, без смазывания окружающего пейзажа, и штатив в данном случае послужит хорошую службу.

Не имея эту полезную треногу, камеру можно зафиксировать на любой твёрдой и неподвижной поверхности, или же пойти старым проверенным способом - упереться руками в грудь и снимать на выдохе (или вдохе, кому больше по душе).

Используя короткие выдержки, например 1/60 - 1/125 секунды, фотография водопада не будет отличаться от обычной картины, а установив ещё более короткую выдержку, вроде 1/250 - 1/500, фотоаппарат сумеет запечатлеть отдельные брызги, придав им своеобразный «стеклянный» вид. Если повезло с солнечной погодой, то вам удастся передать неповторимую игру бликов на каплях.

Просим обратить внимание на то, что вышеприведённые значения выдержки - ориентировочны, поскольку в каждом конкретном случае нужно учитывать скорость воды, точку съёмки и другие условия.

Вот мы и подошли к освещению. Как это не парадоксально, но излишняя освещённость во время съёмки быстрой воды больше вредит, чем дополняет. Объяснение: чем больше выдержка, тем больше света фиксируется матрицей в то время, пока открыт затвор фотоаппарата, а это уже нехорошо - пересвеченное белое небо и блики на воде и т. д.

Во избежание пересветов, значение чувствительности необходимо установить в пределах ISO 100 или ISO 80, что также минимизирует появление цифровых шумов.

Самые хорошие результаты можно получить, снимая в облачный день, рано утром и перед закатом.


Если снимок всё равно получается слишком ярким, установите режим приоритета диафрагмы и максимально закройте ее (до f/22, f/36). Также, попробуйте ограничить силу света с помощью поляризационного или нейтрального фильтра.

Учтите, что автоматическим замерам экспозиции трудно сориентироваться на таком динамичном объекте как водопад, что чревато ошибками настроек. Не стесняйтесь использовать брекетинг, т. е. режим, в котором камера делает дублирующие снимки с разной экспозицией.

При построении композиции и кадра, главный совет - не жалейте кадров, постоянно экспериментируйте в поисках оптимального отображения водопада. Используйте разные углы, пробуйте заполнять водопадом большую или меньшую площадь кадра. Снимайте крупные планы, ищите интересные объекты для него - выступающие валуны, стволы деревьев, плавающий лист дерева и т. д. Наибольшего эффекта можно достичь, если вам удастся контрастно соединить неподвижный объект и потоки воды. Старайтесь подчёркивать игру света и радугу.


Ну а если у вас получится «поймать» отражение солнца в водном потоке на рассвете или закате, то это будет гарантированно волшебная картинка.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 18.0 мм экв.

Многие фотографы знают приём, благодаря которому можно красиво размыть воду морского прибоя или бурного горного ручья. Но и за морем, и за горными ручьями нужно далеко ехать.

Потренироваться в съёмке воды можно и не выезжая из города. Для этого стоит обратить внимание на городские фонтаны.

Фонтаны ВДНХ в Москве стали одной из визитных карточек столицы. Самый узнаваемый из них - «Дружба народов».

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F14, 30 с, 18.0 мм экв.

Чтобы размыть воду, фотографировать необходимо на длинной выдержке, в несколько десятков секунд. Во время таких съёмок желательно использовать штатив . Что же касается фотокамеры, то у неё обязательно должен быть ручной режим съёмки. Это позволит настроить выдержку в нужных пределах.

Хорошим выбором станут зеркальные камеры. Все они имеют ручные режимы съёмки, а многие из них доступны по цене и просты в управлении (например, Nikon D3300).

Я использовал для съёмки свой основной рабочий инструмент - Nikon D810. Эта камера, наряду с Nikon D7200 и Nikon D750, подойдёт продвинутым фотографам. В качестве объектива удобнее всего применять широкоугольную оптику. Она позволит охватить всю сцену целиком, создать настоящий пейзажный снимок. Китовый объектив (например, 18-55, 18-105 или 18-140) можно использовать для наших нужд на минимальном фокусном расстоянии - он даст достаточно широкий угол обзора. Если же говорить о специализированной широкоугольной оптике , то для «кропнутых» фотокамер Nikon можно посоветовать объектив Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor, а для полнокадровых - лёгкий и недорогой Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor или легендарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1 с, 30.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 30.0 мм экв.

Если вы попробуете фотографировать с длинной выдержкой днём на улице, то у вас, скорее всего, ничего не получится, так как днём слишком светло. Шансы сделать удачный кадр в таких условиях выше, если у вас завалялся нейтрально-серый фильтр высокой плотности (минимум ND64) - с ним вы сможете значительно сократить световой поток, проходящий сквозь объектив. Если такого фильтра нет, то удобнее всего фотографировать в сумерках.

В вечернее время городская иллюминация отлично сочетается с естественным светом. А ночью, когда есть только электрическое освещение, фотографировать не так интересно, ведь освещение становится жёстким, с контрастными тенями. Как следствие, небо на снимке будет чёрным, а фонари получатся слишком яркими.

Продумайте композицию снимка: найдите передний план, определите выгодную точку съёмки. Наверняка она будет находиться не на уровне вашего роста, поэтому попробуйте немного присесть. Как правило, кадры, снятые с нижних точек, смотрятся довольно эффектно.

Чтобы была возможность снимать на длинной выдержке с сохранением высокого качества снимков, обратите внимание и на настройку баланса белого. В сумерках я обычно использую предустановку баланса белого «Тень» или «Облачно». Если же вы фотографируете глубокой ночью, имеет смысл использовать настройку «Лампы накаливания», так как она лучше подходит для света фонарей. А ещё лучше - фотографировать в формате RAW, тогда вы сможете настроить оптимальный баланс белого уже при обработке.

Потренировавшись фотографировать фонтаны, вы не растеряетесь и при съёмке в путешествии - на берегу моря или в горах.

by Darío Sastre

Водопад - это роскошное природное явление, которое привлекает фотографов. За фотографиями воздушных белоснежных пушистых струй отправляются в путешествия, спешат на экскурсии немало ландшафтных фотографов. И если для профессионального фотографа не составляет труда сделать качественную фотографию, потому что он обладает определенными знаниями и навыками, умеет управлять настройками фотоаппарата, то для новичков бушующие потоки воды могут создать сложности. Если вам интересно узнать как снимать водопады, данный урок фотографирования даст основное понимание, отталкиваясь от которого уже можно оттачивать дальше свое мастерство на практике.

С помощью наших приемов каждый фотограф без труда может справиться с бушующей стихией и получить фотографии высокого качества.

Установите правильную скорость затвора

Один из основных параметров, который влияет на изображение падающих потоков воды - скорость срабатывания затвора. Для того, чтобы получить хорошее изображение даже при съемке быстро движущихся вод, необходимо устанавливать выдержку где-то от 1,5 и до двух секунд. Если использовать выдержку быстрее, можно зафиксировать движение воды, когда видно каждую каплю.


by Ayie Permata Sari

И даже если это может показаться хорошей идеей, результаты не придадут фотоизображению абстрактный вид, какой получается при низкой скорости затвора. Верите вы или нет, но когда дело доходит до фотографирования водопадов, фото будет гораздо интереснее, если позволить водной части изображения быть немного размытым.

Работайте со штативом

Когда фотограф использует медленную скорость затвора, важно держать камеру как можно в более стабильном положении. И все, что нужно для этого сделать - использовать . Если под рукой не оказалось штатива, например, во время экскурсии вы неожиданно попали в такое место, где есть струящаяся с возвышенности вода, постарайтесь установить камеру на какую-нибудь устойчивую поверхность, чтобы обеспечить как можно больше неподвижности фотоаппарату. При этом вам необходимо будет еще следить за тем, чтобы техника находилась как можно в более безопасном положении. Что греха таить, и со штативом фотокамеры падают, не говоря уже о совсем небезопасном размещении где-нибудь на поверхности валуна. Не отказывайтесь от фотоснимка, если у вас нет под рукой штатива, просто будьте более внимательны и аккуратны.


Пробуйте снова и снова

Длинные выдержки и устойчивое положение фотокамеры помогут получить технически качественный кадр. Сделав один-два пробных снимка, фотограф уже может установить необходимые параметры, откорректировать ISO или изменить настройки . А дальше - начинается творческая часть. Используя знания построения кадра и , пробуйте добавить легкую сказочность в свой сюжет, это несомненно сделает ваши снимки интереснее.

Просто продолжайте экспериментировать до тех пор, пока не сделаете фотографию, что будет наиболее точно отражать всю красоту природного явления, которое находится перед вашими глазами.

Цвет является одним из наиболее очевидных элементов композиции. Как получить интереснейшие снимки, используя цвет. И о том, как он влияет на зрителя!

11651 Повышаем мастерство 0

Продолжаем совершенствовать свои знания в съемке пейзажей. Лично для меня это очень сложное направление, несмотря на кажущуюся простоту, и по прежнему не дает полного удовлетворения от своих снимков. Именно поэтому так много внимания в нашей фотошколе уделено именно пейзажу, возможно и излишне много.

Пейзажи, в которых присутствует вода - необычайно красивы. От ровного, спокойного озёра до бушующего водопада - вода может кардинально изменить настроение вашего фотоснимка. Давайте рассмотрим нестандартных четыре подхода, которые помогут по-разному изобразить воду. Именно эторму и посвящен этот короткий урок.

Маленькая глубина резко изображаемого пространства

Съёмка с малым фокусным расстоянием и с большим значением диафрагмы (от 11 и больше) – наиболее часто применяемый, но не единственный способ изображать природные рельефы. Почему бы не посмотреть на них «под другим углом» – фотографировать с малой глубиной резко изображаемого пространства? Эта идея эффектно реализуется, если не переднем плане находится объект наподобие цветка, скалы или дерева. Именно на эти объекты можно навести на резкость.

Для достижения максимального эффекта установите маленькое значение диафрагмы, например, равное 4, и сфокусируйтесь на точке в пространстве, расположенной как можно ближе к вам. Чем больше расстояние между точкой, которую вы навели на резкость, и фоном, тем более «размытое» изображение последнего вы сможете получить.

На уровне воды

Чаще всего мы смотрим на пейзаж с высоты своего роста. Почему бы не попробовать опустить точку обзора? Снимая водную гладь, опустите фотоаппарат насколько это возможно близко к воде. Помимо того, что вы покажете снимаемую сцену в другом ракурсе, всевозможные отражения в водной глади помогут обогатить ваши фотографии.

Ниже уровня воды

Как на счет того, чтобы установить фотоаппарат так, чтобы в кадре был виден как надводный мир, так подводный? Такой подход придаст вашим снимкам эффектности и неординарности! Но не следует окунать в воду дорогостоящую фотокамеру. Заранее позаботьтесь о защите оборудования от соприкосновения с жидкостью. Для съёмки в подобных условиях можно использовать дешёвый аквариум для разведения рыбок вместо дорогих устройств для подводной съёмки. Чтобы не волноваться за сохранность фотоаппарата, вначале протестируйте резервуар на наличие течи.

Дополнительно можно установить перед передней линзой объектива градиентный фильтр нейтральной плотности (ND Grad), уменьшающий пропускаемый свет через свою поглощающей часть. Таким способом мы выровняли освещение под водой и над водой. Для удобства используйте пульт дистанционного управления спуском затвора.

Такая установка приемлема для использования в спокойной воде, не в море, так как верх резервуара остаётся открытым, и брызги могут попасть внутрь. К тому же, из-за любого волнения на воде фактически невозможно зафиксировать ровной границу раздела двух сред. А на передней панели резервуара, сквозь которую «смотрит» объектив, остаются капли.

Возможно, это выглядит немного странным – ходить с фотоаппаратом и пустым аквариумом. Но это отличное решение для реализации предложенной техники. В стеклянном резервуаре в форме параллелепипеда легче выравнивать «горизонт», чем в предназначенных для подводной съёмки устройств и чехлов.

Создаём вертикальные панорамы

Мы часто видим горизонтальные панорамы, но реки и водопады могут не вписываться в привычные «рамки». Если река течёт по склону, а падающая вода срывается с утёса - фотография будет смотреться эффектнее в формате вертикальной панорамы.

Простейший способ сделать вертикальную панораму – фотографировать, держа камеру в вертикальном положении, и на этапе обработки кадрировать до панорамы. Если вы хотите получить изображение с высоким разрешением для широкоформатной печати, сделайте серию «горизонтальных» снимков и объедините их в панораму в редакторе.

На этом на сегодня все. Кратко и неутомительно. Надеюсь, этот урок также был вам полезен, как и мне.

Всего вам фотографического!

Поделиться