Какое дерево древние римляне. Сады древнего рима

Итальянская кухня всемирно известна благодаря своим макаронным изделиям и пицце. Но, что же встречалось на трапезных столах в Италии несколько тысячелетий назад, что ели древние римляне на завтрак, обед и ужин? Все о меню древних римлян разузнала корреспондент .

Каждый человек не раз принимал участие в торжественных трапезах с обильным угощением и выпивкой. Примерно то же самое, только в больших масштабах делали и жители Древнего Рима. Завтрак и обед проходили незаметно, зато ужину уделялось огромное внимание. Давайте окунемся в атмосферу древнеримской трапезы и узнаем, от чего ломились торжественные столы? Активное развитие кулинарного искусства в Риме началось еще III веке до нашей эры. Уже тогда были разработаны основные принципы здорового питания, изобретены ставшие традиционными сочетания продуктов и необычные для тех времен блюда. Кстати, некоторыми из этих античных кулинарных открытий мы пользуемся и сегодня. Пища небогатых жителей древнего Рима была проста и практически не менялась веками, а вот среди богатого населения была мода на изысканную пищу и многочасовые (!) пиры.
Вечерняя трапеза иногда длилась до десяти часов, а традиционный пир в древнем Риме состоял из трех частей. На пирах сначала подавали закуски, а затем - обильное второе и лишь в конце наступало время полакомиться десертом. В принципе, все как и сейчас.

Еду в столицу Империи везли со всех концов богатой и могущественной страны, а столы ломились от ароматных яств. Поджаренный питон, начиненный дикими утками и лебедями, жираф, слоновьи хоботы, груды засахаренных языков фламинго, запеченные аисты и новорожденные мышата, запеченные в меду, - это только малая часть той экзотики, которая встречалась на богатых столах древних римлян. И, конечно, все это обильно запивалось реками вина.

Древнеримский рог изобилия

Хлеб и разные крупы - основные продукты Древнего Рима, которые в своей массе использовались в приготовлении различных похлебок и каш. Кроме того, перед приготовлением большинство продуктов посыпали мукой из ячменя, а еще во многие блюда входили фасоль и бобовые.

Древние римляне пользовались и таким популярным в наше время способом готовки, как фритюр. Во фритюре они готовили всеми любимое тогда блюдо «глобули» - своеобразные мячики из теста, обжаренные в оливковом масле, обмазанные медом и посыпанные сверху маком. Часто готовили во фритюре и морепродукты.

Именно Древний Рим можно считать родиной полюбившихся нам салатов. Прообраз современных салатов был известен еще две с половиной тысячи лет тому назад. Однако изначально салатом называли смесь из нарезанного эндивиля, лука и зелени петрушки, которую приправляли медом, посыпали солью, поливали уксусом и иногда - оливковым маслом.


Кроме того, древние римляне очень любили блюда из рубленого мяса. Подобие современных котлет или бифштексов поджаривали на решетке прямо на улице. Затем такие котлеты клали горячими на кусок хлеба и сразу же подавали к столу. Наверное, это и был первый в мире фаст-фуд. В первую очередь, ценилось свиное и козье мясо, говядина использовалась очень редко, только тогда, когда быков приносили в жертву богам. В любом случае мясо было очень жестким, его очень редко жарили, зато долго разваривали в бульонах.


Популярной на праздничных столах была и дичь, которая украшала великолепное застолье. Специально для пиров богатые римляне разводили фазанов, цесарок и даже павлинов. Кстати, при императоре Августе для пиров готовили блюда из аистов, а при римском императоре Тиберии особенно популярны были соловьиные языки!


Конечно, в изобилии древнеримской кухне использовалась вся свежая рыба и множество морепродуктов. Рыба стоила намного дороже мяса, поэтому ели ее только богатые римляне. Самой лакомой и дорогой рыбой считалась «mullus», потому что ее единственную из всех не удавалось откормить в неволе. Нам эта рыба известна как «барабулька», правда, более красочный ее вариант.

Любимыми национальными супами древних римлян были различные щи и борщи. Специально для этого выращивали много капусты, свеклы, а также лука. Жители древнего Рима также любили и молочные продукты, сыры. Молоко добавляли в разные блюда, в том числе и в выпечку. Со временем распространенным занятием стало изготовление сыров, их могли себе позволить даже самые бедные римляне.

А вот пить цельное молоко считалось роскошью, причем вредной для здоровья взрослого человека, поэтому оно всегда разбавлялось питьевой водой. Это был обычный повседневный напиток, так же как и разведенное вино.

Римский обед начинался с закуски (gustus или gustatio) , затем шло первое блюдо (mensa prima) и десерт (mensa secunda) , состоящий, как правило, из фруктов и сладостей.

Закуски

Римляне подавали перед началом пира различные закуски. Наиболее популярными были яйца и блюда из яиц, овощи, салат, грибы (в том числе трюфели), морепродукты, сыр с травами, оливки, соусы , а также различные фрикасе, которые могли бы считаться сегодня полноценными блюдами.

Мясные блюда

Мясные блюда были роскошными, а для пиров запекались туши целиком. Римляне преуспели и в изготовлении различных колбас. Отметим интересную деталь римских мясных блюд. В отличие от современных, многие блюда представляли собой приготовленные внутренности животных (рубец, почки, яички и т. д.), либо такие части туши, которые сейчас практически не используются или же используются крайне редко: уши, хвосты, кожа, вымя и прочее. Еще одной особенностью римской кулинарии были блюда из маленьких птичек: дроздов, голубей и т. д.

Рыбные блюда

Рыбные блюда были очень разнообразны. Апиций упоминает корюшку (apua) , азелла (asellus) , морского волка (lupus) , ската (torpedo) и др. Морепродукты были представлены раками, омарами, кальмарами и др.

государство Сан-Марино

В Древнем Риме почитание растений было связано с богиней весны, цветов и полевых плодов - Флорой. В ее честь ежегодно устраивали празднества, которые назывались флоралиями. Люди облачались в цветастые наряды, веселились и танцевали, а все вокруг буквально утопало в живых цветах.

Римляне стремились окружать себя живыми цветами и растениями не только в праздники. В период расцвета величайшей цивилизации повсеместное распространение получило садовое искусство. По сохранившимся письмам писателя и философа Плиния Старшего можно восстановить внешний облик сада на его собственной вилле: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина - Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен ».

Такой вот плющелистный ноябрь

«Деревья переселились в город», - так говорил о садах Древнего Рима поэт Марциан. Сады располагались даже на крышах домов, где имелись вазы для цветов, изящные статуи и небольшие водоемы. Кстати, в Древнем Риме появилась мода на зимние сады. Известно, что действовал особый закон, который запрещал возводить жилые постройки так, если бы они закрывали солнечный свет, что падал в окна соседних домов. В жилых комнатах устанавливались широкие подоконники для того, чтобы можно было иметь небольшой собственный садик. В богатых же домах была возможность обзавестись садом с колоннадой во дворе. Там выращивали фиалки, лилии, розы. Цветы, как правило, ввозились из Египта, Греции и Карфагена. Стены домов украшали различными фресками.

город Неми

Кроме декоративных садов выращивались плодовые деревья и виноградники. Садовники были настоящими мастерами своего дела, прививая культуры. Знаменитого древнеримского поэта Вергилия это вдохновило на создание целой поэмы. Приведу четверостишье:

Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
Бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук - каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит.

Но все же декоративные сады преобладали, и поэт «золотого века» древнеримской литературы Гораций возмущался, что бесполезные розы вытеснили по-настоящему полезные и необходимые оливки и виноград. Но розы имели гораздо большее значение, чем просто украшение. Роза являлась символом богини любви и красоты - Венеры. Сказать, что в Риме существовал культ этого цветка - не сказать ничего. Влюбленные юноши одаривали цветами девушек, которые, в свою очередь, принимали ванны с розовой водой, сохраняя таким образом молодость кожи. А если в доме над столом висит розовая веточка - это знак того, что все сказанное здесь сохранится в тайне. Поэтому в обиход вошло выражение Sub rosa dictum - с латинского «сказано под розой», а значит, должно остаться в секрете. Даже суровые гладиаторские бои не обходились без роз: в честь победителя устраивали «звездопад» из лепестков. Римские воины наделяли хрупкий цветок огромной силой и мужеством, поэтому их щиты украшали изображения роз, а вместо шлемов на головах появлялись венки.

С прекрасными цветами связана и трагичная история. Юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал из династии Северов во время пира приказал осыпать веселящихся людей лепестками роз. Но их оказалось так много, что пирующие просто задохнулись под благоухающими цветами. Эта история легла в основу сюжета для картин «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы и «Погребение в цветах» П.А. Сведомского. По другой легенде, жестокий правитель собрал своих врагов в зале и засыпал их лепестками цветка Венеры до смерти.

Еще одно примечательное растение с символическим значением - фиалка. Жители Древнего Рима считали фиалку целебным цветком, поэтому она была важным компонентом в составе вина. Основные религиозные праздники сопровождались букетами фиалок, а их выращиванием и культивированием занимались специальные люди.

Цветение мака римляне связывали с хорошим урожаем. Богиня плодородия Церера во время путешествий по свету не могла найти себе покоя и отдыха. Боги вырастили для Цереры маки, она увидела их, набрала себе букет и уснула. Проснувшись, богиня обнаружила целую поляну красных цветов.

Открыли бизнес в Ярославле и Вам требуются услуги по лазерной гравировке или резке, то на http://laserznak.ru вам помогут справиться с любой задачей и за самый кратчайший срок.

Древний Рим занимает мифическое место в нашем воображении. Это земля исторических эпосов «Бен-Гур» и «Гладиатор», в которых мужчины в позолоченных доспехах ездят на колесницах, а императоров, которые величаво сидят на тронах, кормят вкусным виноградом.

Тем не менее, реальная жизнь в Древнем Риме была менее гламурной. До появления современной санитарии и медицины прожить здесь среднестатистический день было задачей не из лёгких и куда более отвратительной, чем Вы можете себе представить.

1. Древние римляне ополаскивали рот мочой

В Древнем Риме моча имела такой большой спрос, что правительство решило ввести специальный налог на её продажу. Были люди, которые зарабатывали себе на жизнь исключительно сбором урины. Одни собирали мочу в общественных туалетах, другие ходил от двери к двери с большим чаном и просили людей внести свой вклад в его наполнение.

«Зачем им было нужно столько мочи?» – спросите Вы. У древних римлян существовало множество способов использования урины; некоторые из них поразят Ваше воображение и вызовут не самые приятные чувства. Так, например, жители Древнего Рима замачивали в моче свою одежду. Работники наполняли собственной уриной ванную с одеждой, после чего одному бедолаге приходилось топтаться по вещам, чтобы отстирать их от грязи.

Однако это ничто по сравнению с тем, как они чистили зубы. В некоторых регионах люди использовали мочу в качестве ополаскивателя для рта; они утверждали, что урина обладает отбеливающим эффектом. До наших дней дошло стихотворение одного римского поэта, который высмеивает своего врага с белоснежной улыбкой: «Твои зубы такие отполированные, но это говорит лишь о том, что в тебе полно мочи».

2. Общая губка для подтирания

Древний Рим всегда хвалили за достижения в области сантехники. В то время в каждом городе имелись общественные туалеты и полноценные канализационные системы, чем не могли похвастаться даже более поздние общества. Кому-то может показаться, что это была трагическая утрата передовых технологий, однако не спешите расстраиваться. Существовала одна довольно веская причина, по которой никто больше не использовал достижения римлян в водопроводном деле.

Но самое худшее происходило, когда человек опорожнял свой толстый кишечник. В каждом общественном туалете, которым пользовались десятки людей, можно было найти всего одну губку на палочке, которая использовалась для подтирания заднего места. Это приспособление никогда не мыли, несмотря на то, что им пользовалось невероятное количество людей.

3. Общественные туалеты регулярно взрывались

Все, кто заходил в древнеримский туалет справить нужду, имели все шансы погибнуть, и вот почему.

Первая проблема заключалась в том, что существа, которые обитали в канализационных системах, выползали наружу и кусали людей за разные места, пока они делали своё дело. Вторая причина – ещё хуже. В общественных туалетах накапливалось огромное количество метана, который иногда воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасным местом, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых после их посещения. На стенах общественных туалетов были обнаружены магические заклинания, которые предназначались для того, чтобы держать демонов в страхе. В некоторых туалетах размещали статуи Фортуны, богини удачи, которая должна была защищать посетителей от различных несчастных случаев. Прежде чем зайти в туалет, люди обращались к ней с молитвой.

4. Кровь гладиаторов использовалась в качестве лекарства

Древнеримская медицина также отличалась огромным количеством причудливых особенностей.

Некоторые римские авторы пишут о том, что в Древнем Риме люди часто собирали кровь убитых гладиаторов и продавали её в качестве лекарства. Они верили, что кровь гладиаторов была способна вылечить эпилепсию, поэтому принимали её как лекарственное средство. Этот подход считается самым гуманным и цивилизованным, поскольку были люди, которые вырезали у гладиаторов печень и съедали её в сыром виде.

Всё это стало настолько популярным и привычным, что когда в Риме запретили гладиаторские бои, люди продолжили лечиться кровью обезглавленных военнопленных. Странно, но некоторые римские врачи сообщают, что данный метод лечения действительно был весьма эффективным. Они утверждают, что были свидетелями того, как люди, которые страдали от эпилептических припадков, выпивали человеческую кровь и выздоравливали.

5. Женщины в Древнем Риме мазали свои лица мёртвыми, ороговевшими клетками кожи гладиаторов

Гладиаторы, которые проигрывали бой, становились лекарством для эпилептиков, в то время как победители превращались в афродизиаки. В древнеримские времена достать мыло было практически невозможно, поэтому спортсмены мылись, покрывая своё тело маслом и удаляя ороговевшие клетки кожи при помощи специального приспособления – стригиля.

Как правило, соскобленную грязь не выбрасывали, если Вы были гладиатором. Она помещалась в бутылки и продавалась женщинам в качестве афродизиака. Представительницы прекрасного пола часто использовали её вместо крема для лица. Они мазали свои лица ороговевшими клетками кожи гладиаторов, надеясь на то, что это сделает их неотразимыми и привлекательными для мужчин.

6. Помпеи были переполнены непристойными произведениями искусства

Извержение вулкана, которое обрушилось на Помпеи, позволило городу прекрасно сохраниться до наших дней. Когда археологи впервые изучали его, они обнаружили вещи, которые были настолько неприличными, что их прятали от общественности.

Помпеи были переполнены произведениями искусства, которые были настолько неприличными, что их на сотни лет заперли в секретной комнате, подальше от людских глаз. Археологи нашло множество самых безумных эротических произведений искусства. Одно из них (статуя), к примеру, изображало древнегреческого бога Пана, занимающегося сексом с козой.

Также в Помпеях было много проституток, которые оставили на вымощенных улицах много неприличных знаков. Сегодня, прогуливаясь по улицам Помпей, Вы можете увидеть то, что древние римляне лицезрели каждый день – пенис, направленный концом в сторону ближайшего борделя.

7. В опасных местах древние римляне рисовали пенисы для привлечения удачи

Мужские половые органы были очень популярными в Риме. Они с гордостью изображали их везде, где только можно было, а иногда даже носили на шее в виде кулонов. Обычно это делали мальчики, но не только ради красоты. Согласно древнеримским сочинениям, медные пенисы защищали их от всякого рода опасностей.

Однако на этом древние римляне решили не останавливаться. Они рисовали мужские гениталии для привлечения удачи в местах, которые считались рискованными для путников, например, на извилистых дорогах и хрупких мостах.

8. Римляне первыми в истории показали голый зад

Иосиф Флавий, еврейский священник, писал, что римляне первыми в истории показали голый зад. Этот поступок стал причиной беспорядков в Иерусалиме.

Во время еврейской Пасхи римских солдат отправили в Иерусалим, чтобы усмирить народ в случае, если он решит восстать. Они должны были поддерживать порядок, однако один из них сделал то, что, наоборот, привело к его нарушению. По словам Иосифа Флавия, римский солдат поднял задний край своей одежды, повернулся спиной к жителям города, присел и издал громкий звук, который сопровождался ужасным зловонием. Сделал он это в том месте, где совершалось жертвоприношение.

Евреи были в ярости. Во-первых, они потребовали, чтобы солдата наказали, после чего начали забрасывать римлян камнями. Вскоре в Иерусалиме вспыхнул настоящий бунт – и родился жест, который, как оказалось, будет жить тысячелетиями.

9. Римляне вызывали рвоту, чтобы продолжить объедаться пищей

По словам Сенеки, римляне во время застолий наедались до полного изнеможения, после чего вызывали рвотный рефлекс, чтобы продолжить пиршество.

Одни люди блевали в пустые миски, которые ставились на стол специально для этой цели, другие особо не беспокоились о правилах приличия и извергали содержимое своих желудков прямо на пол, после чего спокойно возвращались к еде.

Кому нельзя было позавидовать во время всех этих пиршеств, так это рабам. Предоставьте, какой ужасной была их работа.

10. Римские колесничие пили энергетические напитки, приготовленные из козьего навоза

У древних римлян не было бинтов и лейкопластырей, поэтому они нашли другой способ залечивать раны. Согласно Плинию Старшему, жители Древнего Рима предпочитали накладывать на раны и царапины козий навоз. Его собирали и заготавливали впрок в весенний период. Но наиболее эффективными в «чрезвычайных ситуациях» были всё же свежие экскременты.

Тем не менее, это не самый худший способ использования козьего навоза. Римские колесничие пили его, чтобы повысить уровень энергии в организме. Они либо варили козий навоз в уксусе, либо перемалывали его в порошок и смешивали со своими напитками.

Это делали не только бедные люди. По словам Плиния, никто так не любил пить козий навоз, как император Нерон.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Глава «Сады Древнего Рима». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Италия, бывшая когда-то центром Римской империи,- одна из самых красивых стран мира. Это - земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны - мягкий, зимой - дожди, весной и летом - обилие солнечного света.

Мужчины здесь разговорчивы и шумны, но отнюдь не глупы. Итальянки с темными волосами и лицами цвета слоновой кости снискали славу красивейших женщин мира. Именно с них писали своих мадонн великие художники эпохи Ренессанса.

С 800 по 600 г. до н. э. население Италии делилось на три этнические группы. На севере, между Тибром и По, жили этруски, народ азиатского происхождения, который покорил арийские племена Северной Италии. Этруски были большими мастерами фресковой живописи, гончарного дела, искусно выполняли работы по металлу.

К югу от Тибра и По находились поселения греков.

На промежуточных территориях жили различные романские народности, которые занимались сельским хозяйством. Они поклонялись Юпитеру и в его честь построили храм на горе Албан.

Романские народности и этруски занимались торговлей на Тибре, где в 753 г. до н. э. был основан Рим.

Этруски претерпели два бедствия, которые значительно ослабили их: уничтожение флота греками в битве при Сиракузах в 474 г. до н. э. и набег галлов на север. Галлы разграбили и Рим в 390 т. до н. э. К концу III в. до н. э. римляне завоевали этрусков и греков и завладели всей Италией.

Соперником Рима был Карфаген, город, основанный финикийскими купцами на северном побережье Африки. Обладая сильным флотом, Карфаген контролировал всю торговлю в Средиземном море. Рим и Карфаген трижды воевали между собой, в результате чего Карфаген был полностью разрушен, господство над Средиземноморьем перешло к Риму.

Историю Римской империи можно разделить на четыре периода. Первый - с 201 по 133 г. до н. э.- это рождение Рима, век экспансии. Затем был век Республики, который длился со 133 но 31 г. до н. э. Третий период - век Империи, он продолжался с 31 г. до н. э. по 211 г. н. э. А затем наступил период упадка и полного распада империи.

Римская республика по социальным признакам напоминала аристократическую республику Греции. Общество, как и там, делилось на плебеев (рабы, чернорабочие, ремесленники) и патрициев (богатые землевладельцы, купцы, священники и крупные чиновники). В руках последних находилась политическая власть.

В сельской местности независимые фермеры владели небольшими хозяйствами, каждое из которых можно было скорее назвать садом, чем фермой. Величина земельного надела составляла в среднем от одного до четырех акров. Фермеры выращивали пшеницу, полбу и ячмень на своей земле и пасли скот на общественном выгоне. Главными продуктами скотоводства были молоко и сыр. Очень любили здесь мясо кроликов, домашней птицы. Быки использовались для пахоты, а ослы - для перевозки тяжестей. Из овощей выращивались бобы, салат, чеснок и капуста. Из фруктов широко возделывались инжир, яблоки и груши. Некоторые фермеры выращивали в небольшом количестве виноград и маслины. Приезжая в Рим, фермеры посещали храмы своих богов, а затем меняли зерно, масло или вино на соль, хозяйственные инструменты и другие изделия из железа.

Растущей империи нужна была большая оккупационная армия. Рекруты для римских легионов в основном набирались из числа мелких фермеров. Их хозяйства приходили в упадок и поглощались крупными землевладениями, в которых попользовался труд рабов. Мелкие фермы уцелели только в горных районах

С возникновением сословия крупных землевладельцев появились и богатые виллы с парками и бассейнами.

Большим достижением римского сельского хозяйства нужно считать разведение бобовых, которое пришло на смену расточительной системе вспашки под пар. Фасоль, горох, вика, люпин и люцерна чередовались с небобовыми культурами - пшеницей, рожью, ячменем и овсом, что позволяло поддерживать плодородие почвы на определенном уровне. Римляне хорошо понимали и значение удобрений разного типа. Крупные фермы, которые римские колонисты создавали в завоеванных провинциях, служили образцом для варваров.

Э. Хаймс указывает, что настоящее искусство создания садов в Италии родилось с появлением парков при гимназиях, которые были созданы Цицероном, современником Юлия Цезаря. Такие парки были довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами платанов и кипарисов. Платан был привезен из Малой Азии и служил римлянам для защиты от солнца.

В 27 г. до н. э. полководец Октавиан принял имя Августа Цезаря. Время правления Августа называют золотым веком Рима. В эти годы жили и творили великие римские писатели Вергилий, Овидий и Гораций. Вдохновленный любовью к деревенской жизни и к природе, Вергилий создал «Георгики» - монографию, состоящую из четырех книг (37- 30 гг. до н. э.) и посвященную проблемам сельского хозяйства, лесоводства, пчеловодства, разведения животных. Вергилий считал, что физический труд необходим человеку, что этот труд привел человека на путь целомудрия.

В период правления Августа большое развитие получила торговля между Индией и Римом. Торговля шла и морским, и сухопутным путями. Индия экспортировала в Рим драгоценные камни, духи, парчу, а также перец, корицу и другие пряности. Применение ароматных приправ стимулировало развитие кулинарного искусства.

Шли годы, сменяли один другого римские императоры. Но ни один из них не проявил интереса к садоводству.

Некоторое представление о садах, существовавших в I в., мы можем получить из работ Плиния и Колумеллы. Плиний (23-79 гг.) был натуралистом и служил при императоре Веспасиане. Некоторое время он был правителем Испании. Энергичный и талантливый человек, он жил интенсивной духовной жизнью. Когда он ел, слуга читал ему. Куда бы он ни пошел, его сопровождал писец. Даже одеваясь после ванны, он диктовал что-либо для записи.

Результатом его жизни была «История естествознания» в 37 томах. Она обобщает наблюдения автора над природой, содержит данные о происхождении и использовании растений и животных, привлекает богатейшие материалы 146 римских и 327 греческих авторов. Книга также касается проблем географии, математики, физики и антропологии. Работоспособности Плиния очень благоприятствовала спокойная обстановка. Его вилла находилась в великолепном просторном саду. Плиний любил гулять босиком под перголами из винограда, в рощах, где росли инжир и шелковица.

На его ферме выращивались зерновые растения, виноград, были ульи и цветы, выпас для окота.

Люций-Юний-Модерат Колумелла (I в. до н. э.) - воин и писатель, владел огромными землями. Его монография «Дела деревенские» посвящена организации и техническим приемам ведения сельского хозяйства и состоит из 12 томов; 10-й том посвящен проблемам садоводства. Книга эта написана в стихах она как бы продолжает «Георгики» Вергилия. Огромную важность Колумелла придавал выращиванию винограда и маслин.

Мартиалис (III в.) написал книгу по сельскому хозяйству и уделил особое внимание разведению деревьев. Палладий Рутилиус Таурус (IV в.) написал 14 книг, из них одна - стихотворное пособие по прививке растений.

Римляне живо интересовались сельским хозяйством и садоводством, что нашло широкое отражение в их легендах.

Церера была богиней сельского хозяйства. Ее дочь Прозерпина - увенчанной цветами богиней растительности. Многие храмы в Италии были построены в честь Цереры и Прозерпины.

В часы досуга, повествует миф, Прозерпина посещала остров Сицилию, собирала цветы на зеленых склонах горы Этна и танцевала с нимфами на полях Эникса. Однажды на нее обратил внимание Плутон, бог подземного царства, который проезжал мимо в колеснице. Очарованный красотой Прозерпины, Плутон похитил ее и увез к себе.

Церера, узнав об исчезновении дочери, очень страдала. Она забросила свои дела и удалилась в темную пещеру. Страну охватил голод. Люди обратились к Юпитеру с мольбой о возвращении Прозерпины. Юпитер разрешил Прозерпине вернуться, но при одном условии: она не должна прикасаться к пище, пока находится в подземном царстве. Однажды узнав, что Прозерпина съела несколько зерен граната, Юпитер приказал за каждое съеденное зерно держать Прозерпину месяц в темном царстве Плутона. Таким образом, Прозерпина была приговорена проводить половину года в подземелье, а другую половину - на земле. Как только она появлялась, небеса озарялись солнцем, начинала расти трава и зацветали сады. И каждые полгода ее уход с земли служил сигналом к началу осени и следующей за ней зимы, когда растительность замирает и переходит в состояние покоя.

Согласно другой легенде Флора, которая вышла замуж за Зефира - бога южного ветра, была богиней цветов. Флоре поклонялись молодые девушки; они приносили фрукты и гирлянды цветов к ее алтарю. Празднества богини отмечались в мае, и молодые девушки украшали алтари Флоры колосьями, розами, гвоздиками и фиалками.

Вертум и Помона были покровителями декоративных и фруктовых садов. Вертум всегда изображался с ножами для обрезки, ножницами и другими садовыми инструментами, а Помона - с фруктами и цветами. Вертум женился на Помоне, и она разрешила ему помогать ей в выращивании фруктов. Изображения Вертума свидетельствуют о том, что римляне придавали большое значение использованию инструментов в садоводстве.

Сохранившиеся произведения живописи дают представление о вкусах и обычаях людей того времени. Римляне любили красивых женщин и сады, и это нашло отражение в картинах и рисунках. Фрески II в. до н. э., обнаруженные на стенах домов и дворцов в Риме, Геркулануме и Помпее, говорят о том, что художники уже тогда имели представление о перспективе.

Это подтверждают и более поздние произведения. Одно из них-великолепная картина «Женитьба Альдобрандини» (сейчас находится в музее Ватикана в Риме). Она изображает пышнотелую полунагую молодую женщину с чувственным ртом и недвусмысленным выражением лица, облокотившуюся о колонну. Это - невеста в момент приготовления к свадебной церемонии. Картина показывает, что идеал женщины у римлян отличался от греческого.

Некоторое представление о римских садах дает фресковая живопись периода I в до н. э. - 50 г. н. э., образцы которой сохранились в Помпее, погребенной под лавой Везувия в 79 г. н. э.

В этом городе существовали сады двух видов: первые создавались при внутренних двориках, где растения высаживались в горшки, вазы или на небольшие участки, расположенные вокруг бассейна; другой тип сада предполагал посадку растений в галереях, выходящих из дома в сад. В этом случае строение и сад как бы продолжали друг друга.
Следует отметить осевую планировку такого сада. Позднее этот способ был использован при создании садов в Италии и Франции.

В садах Помпеи итальянцы выращивали миндаль, персики, груши, яблоки, гранаты, айву и вишни. Здесь также росли кипарисы. Широко культивировались розы, лилии, фиалки, а также обычные полевые цветущие растения, которые встречались в ранних греческих садах. Выращивались розовато-лиловый флорентийский ирис, густо-пурпурная германика, желтый водяной ирис, нарциссы, крокусы, желтый нивяник, аконит, анемоны, ноготки, амарант, васильки, цикламены, гвоздика, наперстнянка, гладиолусы, жасмин, лаванда и донник. Аканит, барвинок и адиантум хорошо сочетались с карликовым платаном и кипарисом, при создании миниатюрных ландшафтов типа topia (сад с подстриженными деревьями).

Римская цивилизация была в зените славы с 27 г. до н. э. по 180 г. и. э. Это время можно назвать веком архитектуры. Именно римляне впервые попользовали в строительстве цемент и построили арки. По всей Италии выросли красивые города, снабженные водопроводом и дорогами. В городах создавались храмы, амфитеатры, колоннады и рынки. Дома знати роскошно украшались. Ковры для них привозились из Вавилона. Некоторые дома аристократов были оформлены великолепной фресковой живописью. Так, вилла императрицы Ливии в Прима Порта хранит настенную роспись, которая создает иллюзию прерывания в саду. Некоторые картины того времени носят эротический характер и свидетельствуют о том, что поиски чувственных развлечений были одним из основных занятий правящего класса.

Шелк, привозимый из Кития, аристократы использовали для своей одежды. Пряности, доставляемые из Индии, способствовали развитию кулинарного искусства римлян, известных гурманов. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и... прекрасных садов, с прогулочными дорожками, огражденными искусно подстриженными живыми изгородями, с карликовыми деревьями и мраморными скульптурами.

Широкое развитие получила здесь бюстовая скульптура, которая пользовалась успехом у знати.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев - таков основной вклад римлян в садоводство. Эти достижения широко использовались позднее при создании садов во Франции и Британской империи.

Поделиться