Рейтинг стран по уровню высшего образования. Рейтинг образования в мире: список лидирующих стран

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.

Культура

Британская компания Economist Intelligence Unit провела очень интересное исследование, в рамках которого эксперты пытались выявить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на образование, а также определить страны, которые могут похвастаться самыми лучшими образовательными системами.

В результате, первые три места заняли: Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Россия в списке на 20 месте.

Лучшее высшее образование

Лидеры и аутсайдеры

После первой тройки места распределились следующим образом: на четвертой строчке Япония, на пятом месте Сингапур. В первую десятку также вошли: Соединенное Королевство, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада.



США остановились на 17 месте, Венгрия на 18, Словакия на 19, и Россия на 20.

Авторы исследования (охватившее период с 2006 по 2010 годы) учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности.

Где лучше получить высшее образование?

Факторы успеха



Майкл Барбер (Michael Barber), ведущий специалист исследования, утверждает, что одним из основных факторов, влияющих на уровень образования в стране, является положение учителей. Уровень заработной платы не служит основным показателем.

Положение учителя в обществе гораздо важнее, чем можно себе представить, так же как и место народного образования в системе ценностей.

Чем выше уровень заботы государства об учителях, тем выше их профессиональный уровень. Следовательно, и уровень образования по стране тоже выше.

Успех азиатских стран в этом вопросе объясняется повышенным вниманием властей к этой сфере жизни, а также пристальным вниманием родителей к успеху своих детей именно в сфере образования.

Лидеры и их пути

Почему Финляндия, Южная Корея и Гонконг вошли в тройку лидеров? Каковы особенности образования в этих государствах?

Где лучшее образование?



Итак, Финляндия. Прежде всего, стоит отметить значительное внимание к образованию со стороны государства. Образование в этой стране бесплатно для всех. В финских школах бесплатно предоставляются учебники, детей бесплатно кормят и бесплатно привозят в школу и отвозят домой.

Доступны и дошкольные организации, которые работают с 6 утра до 18.00, что очень удобно для родителей, работающих в разные смены. Высшее образование здесь также бесплатно, в том числе и для иностранных студентов.

Образовательные учреждения всех уровней оборудованы на отлично.



В результате реформ, проводимых в 1980-х годах, страна достигла невероятного прогресса в области образования. Эти реформы значительно повысили уровень жизни в Финляндии, которая когда-то была частью Российской империи.

Отношения между учителем и учеником очень демократичны, а авторитет учителя крайне высок, это выражается в заработной плате и в предоставляемых социальных благах.

Интересно, что каждый четвертый учитель в Финляндии – мужчина. Есть мужчины и среди дошкольных педагогов. И это не удивительно, потому что зарплата учителя в Финляндии позволяет мужчине содержать семью.

Лучшая система образования



В Финляндии уровень профессионального образования достаточно высок. В стране функционирует разветвленная сеть профессионально-технических училищ, при этом, не нужно сдавать специальных экзаменов, чтобы попасть в них.

Большая сеть хорошо оборудованных библиотек также способствует высокому уровню грамотности и образованности населения Финляндии.



В Южной Корее образование – это необходимость каждого корейца, желающего продвинуться по социальной лестнице, а государство, в свою очередь, активно помогает таким людям во всех отношениях.

В стране работают частные и государственные образовательные учреждения. Уровень и авторитет последних, как правило, выше.

За прошедшие 10 лет уровень южно-корейских университетов значительно вырос. Об этом можно говорить, следя за значительным ростом иностранных студентов, приезжающих получить теоретические и практические знания именно в Южную Корею.



Ведущие университеты государства получают щедрые финансовые гранты, с помощью которых они могут обеспечить себе высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также приобрести современное научное оборудование.

Мощь образования, в особенности высшего, невероятно сильна в стране. Без образования человек не сможет занять достойное место в иерархическом обществе Южной Кореи. Таким образом, роль учителя крайне высока.

Это находит отражение в высоких заработных платах учителей, а также в отношении к этой профессии в обществе в целом. Только учитель в Южной Корее может дать человеку путевку в жизнь и подготовить его к различным экзаменам, которые определят его будущее.

Высшее образование в Южной Корее платное, но плата за обучение сравнительно невысокая – около 1500-2000 долларов в год. Таким образом, высшее образование является широко доступным.

В какой стране лучшее образование?



Дело в том, что образовательная система Гонконга очень схожа с английской и американской, но в то же время есть и отличия. Университеты Гонконга всегда занимают верхние строчки различных международных рейтингов с точки зрения качества образования, а дипломы ВУЗов этого государства признаются во всем мире.

В Гонконге активно функционируют восемь университетов, в которых люди могут заниматься как профессиональной подготовкой, так и получить полное высшее образование. Университеты предлагают множество дисциплин на выбор, а занятия ведутся на английском языке.



Характерной особенностью образования в Гонконге является возможность познакомиться с местной культурой, языком и традициями. Опыт работы в Китае приобретает все большую значимость на Западе в последнее время.

Стоит отметить, что образовательные учреждения Гонконга уделяют большое внимание гармоничному и всестороннему развитию студентов.



Россия, как уже упоминалось, занимает последнее, 20 место в британском рейтинге. Мы не будем говорить о роли учителя в русском обществе, о его заработной плате, о роли образования в достижении карьерных высот, о доступности и качестве образования, а также о среднем и профессиональном образовании в России.

России необходимо срочно обратить свое внимание на уровень образования в стране, в противном случае, мы можем потерять и людей, и государство.

Выбирая страну для обучения, хочется иметь какие-то ориентиры, поэтому часто в поиске будущие студенты рассматривают результаты различных рейтингов. Если в рейтинге вузов еще как-то можно разобраться, то с рейтингом стран по уровню образования все намного сложнее.

Однако такие рейтинги тоже существуют. Один из самых известных - индекс уровня образования в странах мира (Education Index), который высчитывается в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Этот индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование, поэтому эти данные говорят больше о доступности образования, чем о его качестве. Так, высшее строчки в рейтинге занимают Новая Зеландия, Норвегия, Австралия, Ирландия и США.

Более полезным для будущих студентов будут рейтинги, отражающие эффективность образовательной системы. Например, существует рейтинг Universitas 21, составляемый ведущими академическими университетами мира. При составлении этого рейтинга учитываются образовательная среда, доступные образовательные ресурсы в стране, сотрудничество в образовании и результативность. Последний показатель является самым важным - его удельный вес в рейтинге составляет 40%. Верхушку рейтинга занимают США, Швеция, Швейцария, Канада и Дания. Интересно, что Новая Зеландия, победительница в индексе образования по версии ООН, в рейтинге, составленном университетами, занимает всего лишь 14-е место.

Интересные данные получила британская компания Pearson в результате исследования лучших систем образования. Лидерами оказались Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия и Великобритания. В десятку также вошли Канада, Нидерланды, Ирландия, Польша и Дания. США заняли 14-е место и оказались на строчку ниже России. Такие данные получились, в том числе, на основании результатов выпускных баллов школьников, уровня грамотности и количества поступивших в университеты.

Однако этих данных при выбора страны для обучения все равно мало. Данные рейтинги ориентированы на жителей страны и описывают систему образования как один из показателей уровня развития государства. Для иностранца, планирующего обучение за границей, важна не только сама экономическая ситуация в стране и качество образования, но и такие факторы, как стоимость обучения, возможность работать и проходить стажировку, трудоустройство, наличие стипендий и т.д. Кроме того, нужно принимать во внимание и специальность, и вид образования.

Рейтинг стран по уровню образования (для иностранных студентов)

Среднее образование

  1. : престижность (особенно это касается школ-пансионов), возможность поступать после школы в любой университет мира, высокое качество образования и воспитание характера.
  2. : маленькие классы, внимание к каждому ученику, ориентация на практические занятия, учителя со степенью магистра.
  3. : качественное европейское образование, подготовка к поступлению в ведущие вузы мира, отличная экология, богатая культура, учебная программа, включающая занятия спортом, музыкой и искусством, международное окружение.
  4. : в отличие от США, где разброс школ по качеству образования очень велик, канадские средние учебные заведения более однородны и на порядок превосходят американские. Выпускники канадских школ могут поступать практически в любой вуз мира без дополнительной подготовки.
  5. : возможность учиться на английском языке по международной программе или учебному плану британских средних школ, но намного дешевле, чем в Великобритании, диплом о среднем образовании, с которым можно поступать в любой вуз мира.

Высшее образование (бакалавриат)

  1. : британские вузы славятся своими традициями, высоким качеством образования и престижным дипломом. Даже если речь идет не о знаменитых Оксфорде и Кэмбридже, диплом британского университета будет отлично смотреть в резюме. Кроме того, получение высшего образования в Великобритании дает хорошую возможность начать там карьеру.
  2. : бесплатное обучение в государственных вузах, огромный выбор программ, фундаментальное образование и европейский диплом - причины поехать получать высшее образование в Германию.
  3. : хотя не все американские вузы можно назвать сильными, в стране достаточно учебных заведений с безупречной репутацией (например, университеты, входящие в престижную Лигу плюща), большой выбор программ, в том числе дистанционных, гибкий подход к обучению и возмож
  4. : очень комфортная страна для проживания, развитая экономика, хорошие карьерные возможности и высокое качество высокое образования, но раза полтора-два раза дешевле, чем в США и многих странах Европы.
  5. : большой выбор программ на английском языке, прекрасно оснащенные университеты и научно-исследовательские центры, европейский диплом, высокий уровень жизни в стране, право на работу во время учебы для иностранных студентов.

Магистратура

  1. : большой выбор программ, как прикладных, так и научно-исследовательских, возможность обучаться бесплатно (в государственных вузах) или получать стипендию, много англоязычных программ, престижный диплом.
  2. : возможность учиться бесплатно или за символическую плату, право совмещать работу и учебу и проходить практику в местных компаниях, англоязычные программы, европейский диплом, который признается во всем мире.
  3. : огромный выбор программ по самым разным специализациям, гибкая система обучения, хорошая возможность установить полезные контакты, а также найти работу после выпуска.
  4. : престижный диплом, международная направленность программ, фундаментальные знания, стажировки в британских компаниях.
  5. : низкая стоимость при высоком качестве образования, стипендии для студентов, в том числе и для иностранцев, большой выбор направлений и специализаций, возможность обучаться на исследовательской или профессиональной (более прикладной) программе.

MBA

  1. : Америка - родина бизнес-образования. Здесь сосредоточено большинство известных и престижных бизнес-школ (Harvard Business School, Columbia, Stanford Graduate School of Business, Haas Business School - University of California Berkeley, Wharton - University of Pennsylvania, Kellogg School of Management), диплом которых котируется во всем мире.
  2. : Лондон остается одним из мировых экономических центров и очень привлекателен и для карьеристов, и для предпринимателей, а британские школы славятся своей международностью и отличное подготовкой, особенно в области финансов. Самые известные учебные заведения - London Business School, London School of Economics and Political Science, Said Business School (Оксфорд), Judge Business School (Кэмбридж) и Warwick Business School.
  3. : Высокий уровень жизни по западным стандартам и географическая близость к развивающимся рынкам Азии в сочетании с качественным и менее дорогим, чем в США, образованием в местных бизнес-школах (например, Australian Graduate School of Management и Melbourne Business School) делают Австралию привлекательным местом учебы и работы для дальновидных карьеристов.
  4. : Cтрана славится высоким качеством образования в соответствии с европейскими стандартами. Тут находятся одни из лучших в Европе и мире бизнес-школ - INSEAD, HEC Paris и EMLYON.
  5. . Страна с хорошей экономикой, большими возможностями, ненасыщенным рынком труда и высоким уровнем жизни, Канада привлекательна для бизнес-студентов, которые хотят делать карьеру в Северной Америке и при этом потратить на образование меньше, чем в США. Из бизнес-школ наиболее популярны Schulich’s Business School (York University), Rotman School (University of Toronto), Sauder Business School (University of British Columbia’s Sauder Business School, Desautels School (Mcgill University).

Аспирантура

  1. : большое число университетов, огромный выбор программ, прекрасно оснащенные лаборатории и научно-исследовательские центры, множество организаций, которые поддерживают науку стипендиями и грантами.
  2. : отличная научно-исследовательская база, хорошие возможности для тех, кто занимается исследованиями в области естественных наук.
  3. : фундаментальный подход, расположение в центре Европы и возможность общаться с другими учеными, хорошая финансовая поддержка проектов, особенно в области естественных и технических наук.
  4. Новая Зеландия: аспирантура в Новой Зеландии - хороший шаг на пути к международной карьере в науке.
  5. : богатые традиции, серьезная научная база, “зведные” преподаватели и хорошие перспективы после защиты.

Направления обучения

Найти программу по конкретной специальности можно практически в любой стране. Однако существует негласная специализация стран: например, изучать дизайн и искусство лучше ехать в Италию, а высокие технологии - в Швецию.

  • Юридическое образование: США, Великобритания, Австралия, Германия
  • Экономическое образование: Великобритания, США, Швейцария, Германия
  • Техническое образование: Германия, Швеция, Гонконг, Сингапур, Китай
  • Естественные науки: Швеция, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Австралия
  • Медицинское образование: Швейцария, Швеция, Израиль, Чехия, Германия, США
  • Гуманитарное образование: Франция, Великобритания, Италия, Испания

Стоимость высшего образования

Высокая стоимость образования за границей - одно из основных препятствий. Однако, многие европейские страны позволяют иностранцам учиться в вузах бесплатно, и даже в США такие престижные университеты, как Принстон, Гарвард и Йель, предоставляют стипендии для студентов из семей с небольшим доходом и не обязывают брать образовательные кредиты.

Список европейских стран, где можно получить качественное образование бесплатно (в государственных вузах):

  1. Австрия
  2. Бельгия
  3. Германия
  4. Испания
  5. Италия
  6. Норвегия
  7. Польша
  8. Финляндия
  9. Швеция
  10. Чехия

Полезные ссылки:

  • www.hdr.undp.org/en Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
  • www.universitas21.com Сообщество академических университетов мира
  • www.sq.com Рейтинги вузов по версии британской компании QS
  • www.colleges.usnews.rankingsandreviews.com/best-colleges Рейтинг американских университетов
  • Мировой рейтинг вузов

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.


Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.


Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.


Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.


Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).


Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.


Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.


Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

До начала промышленной революции формальное образование и достижения в области технологий для основной массы людей значения не имели. Однако ускорение научно-технического прогресса заставило пересмотреть отношение общества к знаниям и к образованию. Приспособиться в современном мире, где ежегодно появляются новые разработки и технологии, стало возможным только с помощью образованности и интеллекта. Именно поэтому очень важно иметь представление о рейтинге стран по уровню образования, чтобы знать, в каких государствах обучение специалистов проводится на высшем уровне.

Что такое индекс уровня образования в странах мира?

Более ста лет назад мир серьёзно задумался о всеобщем доступе к школьному образованию. Нужно отметить, что за последние несколько десятков лет в этом направлении достигнуты существенные успехи. Однако в эпоху, когда технологические инновации стремительно опережают уровень образования, требуется не только удвоение усилий, но перестройка всего учебного процесса под изменчивый нестабильный мир.

Современным миром в силах управлять только образованные люди

Организация Объединённых Наций периодически предоставляет обществу так называемый Индекс развития человеческого потенциала . Публикация этого документа содержит три ключевых индекса.

  1. Индекс продолжительности жизни (Life Expectancy Index).
  2. Индекс уровня образования (Education Index).
  3. Индекс уровня доходов (Income index).

Как высчитывается EI и на что влияет?

Индекс уровня образования высчитывается на основе двух главных показателей. Первый - ожидаемая продолжительность обучения. Второй - средняя продолжительность обучения.

Ожидаемая продолжительность обучения - это некоторое количество времени, нужное человеку для получения конкретного уровня образования. Средняя продолжительность обучения берётся из среднестатистического показателя населения с законченным образованием. Обычно этот показатель составляет 25 лет и выше.

Индекс уровня образования (Education Index) – это ключевой показатель благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни.

Уровень грамотности взрослого населения, а также совокупная доля учащихся граждан отображается индексом образования . По уровню грамотности вычисляется общий процент людей, владеющих навыками чтения и письма. Совокупная доля учащихся позволяет определить процент людей, получающих воспитание или образование на всех уровнях.

Индекс уровня образования в странах мира представляет собой комбинированную величину Программы развития Организации Объединённых Наций. Является одним из наиболее значимых коэффициентов социального развития человека в различных странах мира, считается одной из ключевых величин для определения Индекса человеческого развития.

  1. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса).
  2. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).

Рейтинг стран по уровню образования на 2019 год

Индекс уровня образования стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Считается, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше.

Рейтинг стран мира составляется именно на основе индекса уровня образования. Последний такой рейтинг был подготовлен в конце 2018 года. Согласно официальным данным, ТОП-35 стран мира по индексу уровня образования выглядят следующим образом:

РЕЙТИНГ СТРАНА ИНДЕКС
1 Германия 0.940
2 Австра­лия 0.929
3 Дания 0.920
4 Ирландия 0.918
5 Новая Зелан­дия 0.917
6 Норвегия 0.915
7 Велико­британия 0.914
8 Исландия 0.912
9 Нидер­ланды 0.906
10 Финлян­дия 0.905
11 Швеция 0.904
12 Соеди­нён­ные Штаты Америки 0.903
13 Канада 0.899
14 Швей­цария 0.897
15 Бельгия 0.893
16 Чехия 0.893
17 Словения 0.886
18 Литва 0.879
19 Израиль 0.874
20 Эстония 0.869
21 Латвия 0.866
22 Польша 0.866
23 Южная Корея 0.862
24 Гонконг 0.855
25 Австрия 0.852
26 Япония 0.848
27 Грузия 0.845
28 Палау 0.844
29 Франция 0.840
30 Беларусь 0.838
31 Греция 0.838
32 Россия 0.832
33 Сингапур 0.832
34 Словакия 0.831
35 Лихтен­штейн 0.827

Если говорить о лидерах «антирейтинга», то это преимущественно слаборазвитые страны Африки и Азии. Из-за плохой экономической обстановки, отсутствии доступа населения к высококачественным образовательным услугам, показатель уровня образования здесь довольно низкий:

165 Гаити 0.433
166 Папуа - Новая Гвинея 0.430
167 Бурунди 0.424
168 Кот-д’Ивуар 0.424
169 Афгани­стан 0.415
170 Сирия 0.412
171 Пакистан 0.411
172 Гвинея-Бисау 0.392
173 Сьерра-Леоне 0.390
174 Маври­тания 0.389
175 Мозамбик 0.385
176 Гамбия 0.372
177 Сенегал 0.368
178 Йемен 0.349
179 Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика 0.341
180 Гвинея 0.339
181 Судан 0.328
182 Эфиопия 0.327
183 Джибути 0.309
184 Чад 0.298
185 Южный Судан 0.297
186 Мали 0.293
187 Буркина Фасо 0.286
188 Эритрея 0.281
189 Нигер 0.214
  • Соединённые Штаты Америки,
  • Швейцарию,
  • Данию,
  • Финляндию,
  • Швецию,
  • Канаду,
  • Нидерланды,
  • Великобританию,
  • Сингапур,
  • Австралию.

Главные критерии университетского рейтинга «Universitas21», в целом охватывающего 50 стран мира, - это результативность и эффективность образования. Если сравнить эти показатели с теми, что отмечались 2 года назад, некоторое падение уровня образования показали Украина и Сербия, Испания и Греция, Болгария и Турция.

Существует рейтинг индекса образования стран, в котором учитываются 4 параметра - ресурсы, экология, коммуникации, ВВП на душу населения . Вычисления, правда, носят ориентировочный характер. Так вот по этому рейтингу от «Universitas21» ТОП-10 стран выстраивается следующим образом:

  • Сербия,
  • Великобритания,
  • Дания,
  • Швеция,
  • Финляндия,
  • Португалия,
  • Канада,
  • Швейцария,
  • Новая Зеландия,
  • Южная Африка.

Как видно из этого рейтинга, несколько стран с низким экономическим развитием заметно подтянулись по индексу образования населения. К примеру, Южная Африка, занимающая 10 позицию, Китай на 16 позиции, Индия на 18 позиции, а Сербия и вовсе оказалась на 1 месте.

Рейтинг по отдельным направлениям

Среднее образование

Если рассматривать только область среднего образования, здесь лидирующие позиции занимают:

  • Великобритания,
  • Финляндия,
  • Швейцария,
  • Канада,
  • Нидерланды.

Среднее образование высокого уровня получают британцы

Среднее образование Великобритании действительно отличается высоким качеством . Выпускники британских школ имеют неограниченные возможности для продолжения учёбы в любых вузах мира.

Финляндия - серебряный призёр. Среднее образование в этой стране, образовательная система в целом построены на принципах школы СССР. Умелое совмещение теории и практики, высокая квалификация преподавательского состава дали свой результат - среднее образование Финляндии на второй позиции мирового рейтинга.

Швейцарское среднее образование - это беспроигрышная подготовка к более высоким достижениям . Обладателям швейцарского аттестата о среднем образовании можно не переживать. Дорога в престижные учебные заведения по всему миру открыта.

Школы Канады отличает своеобразная черта: здесь качество образования практически однородно для любого учреждения . Нет таких резких разбросов, как, например, это наблюдается в системе среднего образования США. Поэтому выпускники любой канадской средней школы имеют высокие шансы на поступление в университеты.

Нидерландское среднее образование по качественным показателям ничем не уступает британскому . При этом стоимость учёбы в нидерландских школах в два раза меньше, чем в британских. Аттестат о среднем образовании нидерландского образца котируется во всём мире.

Высшее образование (бакалавриат)

Рейтинг системы высшего образования возглавляют 5 наиболее благополучных стран мира . Там, где есть ресурсы на образование, где реально нуждаются в специалистах высокого класса, денег на учёбу не жалеют. Поэтому вновь первая строчка остаётся за Великобританией. Далее по убыванию - Германия, США, Австралия, Швеция.

Британским университетам не требуется лишняя реклама. Учебные заведения с долгой историей, высокими показателями образования всегда претендуют на первые роли. Ценность британского диплома сомнений не вызывает.

Германия готова предоставить гражданам бесплатное высшее образование и это, пожалуй, один из важных моментов, который выводит страну на вторую позицию рейтинга . Многообразие образовательных программ и признаваемые во всём мире дипломы.

Вузы США предлагают гибкий подход к системе обучения . Студентам предлагается богатый выбор образовательных программ. Есть множество университетов, где практикуется дистанционное образование.

В вузах США очень гибкий подход к обучению

Австралийские институты - это целая сеть учреждений высшего образования, где есть все возможности получить степень бакалавра. Австралия привлекает иностранных студентов высоким качеством учёбы и перспективой хорошей карьеры.

Шведская система бакалавриата предлагает множество программ обучения . Преподавание ведётся на английском языке. Швеция славится прекрасно оборудованными университетскими аудиториями. В стране работает много исследовательских центров.

Магистратура

Германия стабильно удерживает первые позиции в рейтинге стран, где будущим магистрам обеспечены лучшие условия обучения. Этому есть масса причин, начиная от возможности бесплатной учёбы и заканчивая достойными стипендиями.

Студенты первой российско-германской магистратуры после лекции Гунтрама Кайзера

Австрия ненамного отстала от соседней Германии. Здесь также предлагается достойное образование за приемлемые деньги. Не исключается возможность бесплатной учёбы. Условия обучения позволяют совмещать учёбу и работу.

Магистратура США - хорошая база для получения образования в самых разных областях. Набор образовательных программ впечатляет. Вместе с тем американский вариант привлекателен интересными перспективами трудоустройства после обучения.

По рейтингу магистратуры Великобритания несколько уступает другим странам . Однако положение на четвёртой позиции не снижает значимости британского диплома. Напротив, совместно с британской стажировкой диплом магистра приобретает ещё более высокий статус.

Пятое место мирового рейтинга магистратуры занимает Франция. Высшее образование здесь можно получить при условии небольших расходов. К тому же для студентов не исключается вариант обеспечения стипендией. Хорошие условия для исследовательской деятельности и обширный выбор специализаций.

MBA (Магистр делового администрирования)

Собственно, родина MBA - это США, а потому вполне естественно, что именно Штаты и занимают первое место. На территории США функционирует множество школ бизнеса, где студентов обеспечивают качественным образованием в области делового администрирования.

Китайская школа MBA уже составляет конкуренцию США

Следом за американцами спешит завладеть студенческим рынком Великобритания . Вторая позиция в рейтинге подтверждает способность британской высшей школы бизнеса конкурировать на равных в этой сфере. Хорошие школы, профессиональная подготовка, опытные учителя.

Третье место в области образования MBA уверенно держит Австралия . Страна также готова предложить большое количество бизнес-школ разного уровня. Образование здесь отлично сочетается с доступной практической базой. Открыты возможности для трудоустройства.

Основам европейского бизнеса учат высшие школы Франции. Не просто так французское высшее образование в области MBA занимает четвёртое место рейтинга. Здесь хороший выбор престижных школ бизнеса, каждая из которых обучает в полном соответствии с европейскими стандартами.

Наконец, Канада - пятая позиция рейтинга и все необходимые навыки администрирования бизнеса после окончания учёбы в любом из вузов. Канадское образование обходится дешевле, чем в США и даже в Европе. В Канаде после учёбы проще закрепиться - остаться работать по специальности.

Аспирантура

Первыми в образовательной сфере для аспирантов оказались Соединённые Штаты . Америка предоставляет множество университетов, массу исследовательских программ, хорошо оснащённые лаборатории. Для аспирантов в США присутствует важный фактор - поддержка со стороны крупного бизнеса в виде грантов и стипендий.

Фундаментальным подходом и контактами с видными учёными привлекает Германия. Третье место рейтинга по причине выраженной финансовой поддержки проектов в области технических и естественных наук.

Пятое место отошло Великобритании. Этого вполне достаточно, чтобы лишний раз подтвердить высокий уровень научной базы, степень квалификации преподавательского состава.

Направление обучения

Достаточно трудно выделить конкретную страну, чтобы поместить её в рейтинг с учётом направления обучения. Большинство стран из ТОП-списка обеспечивают выбор практически по всем направлениям. Официального рейтинга по направлениям обучения не существует. Есть некие рекомендации со стороны университетского бомонда. На основе этих рекомендаций и создаются рейтинги.

Таблица рейтинга стран по отдельным направлениям высшего образования

Рейтинг по стоимости образования

Некоторые европейские страны готовы обучать иностранцев и своих граждан если не бесплатно, то за цену чисто символическую . Например, обучение в Германии обойдётся среднестатистическому студенту примерно в €500 за год. Однако если студент-иностранец, дополнительно на проживание в стране обучения придётся потратить более внушительную сумму. Но даже при таком раскладе немецкое образование обещает студентам расходы в 10 раз меньше, чем в Австралии.

Рейтинг стран мира по стоимости обучения (таблица)

Реально бесплатными для обучения на сегодняшний день остаются только две страны: Финляндия и Аргентина.

Таблица: сравнение образования в России и за рубежом

Российское образование

Зарубежное образование

Основной упор делается на изучение теоретической части

Акцент делается на получении навыков в практической области

Объёмный подход к обучению, когда изучается много «лишних» предметов

Профильный подход к обучению с дополнением смежных предметов

Доступность высшего образования

В большинстве стран высшее образование дорогостоящее

Низкий уровень инфраструктуры и комфорта студентов

Хорошие условия для учёбы, инфраструктура на высоком уровне

Зачисление абитуриентов по результатам ЕГЭ

Зачисление абитуриентов по результатам теста/экзамена или на основании среднего балла аттестата

Таблица: сравнение систем образования в разных странах

Страны Положительные стороны Отрицательные стороны
Австралия, США, Канада, Новая Зеландия
  1. Рассчитаны на значительный процент населения.
  2. Ассоциированы с банковским кредитованием обучения.
  3. Предоставляются возможности трудоустройства для студентов.
  • индивидуальный, либеральный, свободный подход для универси­тетской деятельности;
  • массовое привлечение иностранных студентов. Высокий процент экспорта услуг;
  • образование с учётом местных особен­ностей и потребностей;
  • внимание к на­учно-исследовательским и прикладным знаниям одинаковое;
  • приветствуется специальная подготовка в сочетании с практикой;
  • на­учные исследования на высоком уровне;
  • широко развито дистанционное об­разование;
  • количество научно-технических специалистов, магистров, докторов наук внушительное;
  • финанси­рование образования по большей части государственное.
Высокая стоимость обучения в большинстве зарубежных стран.
  • планирование набора студентов в масштабе государства не проводится;
  • система образования дезинтегрирована. Отсутствуют строгие федеральные стандарты под учебные заведения. Источники фи­нансирования общего назначения;
  • функциональ­ная грамотность школь­ников на низком уровне;
  • частных вузов значительно больше государственных;
  • под­держка государства наблюдается только в университетах с исследовательским уклоном;
  • ощущается дефицит научных, инженерных, педагогических рабочих кадров.
Япония, Китай, Южная Корея
  • вступительные экзамены и тесты отличаются высоким уровнем сложности. Высокий уровень грамотности школьников;
  • иностранцам предлагаются краткосрочные образовательные курсы;
  • хорошие перспективы трудоустройства.
само­стоятельность вузов ограничена;

многофункциональность учебных заведений на низком уровне;

много частных вузов. Доля финансирования государства очень мала;

технических специалистов готовят мало. Большая часть - гуманитарии;

процент аспирантов небольшой. Уровень научных исследований низок;

общеобразо­вательные дисциплины в приоритете. Недостаток преподавателей-практиков;

присутствует иерархия ву­зов. Отмечается наличие бю­рократии;

в периоды обучения для студентов нет никаких мотиваций.

Страны Европы
  • система образования отличается гибкостью, многообразием обучающих программ. Есть масса вечерних вузов. Работают центры обучения взрослого населения. Функционирует система заочного обучения. Магистратуры предлагают большой выбор направлений;
  • много вузов государственного подчинения;
  • преподавательский состав - госслужащие. Система образования регулируется государством;
  • поддерживается принцип «академической свободы»;
  • в некоторых странах образование бесплатное. Много программ финансирования для студентов;
  • учёба ориентирована на потребности рынка. Практикуются стажировки. Преобладают техниче­ские специальности и прикладные;
  • на­учные исследования проводятся на высоком уровне.
  • отсутствие вступи­тельных испытаний в некоторых странах;
  • отсутствие или незначительное число мест производственной прак­тики во время обучения в некоторых отдельных странах;
  • студенты гуманитарных спе­циальностей имеют сложности с кредитованием учёбы;
  • нет единых требований по качественным показателям обучения;
  • процесс обучения может затянуться на долгие годы. В некоторых странах университеты перегружены студентами;
  • в большинстве стран система образования децентрализована;
  • сложное определение соответствий дипломов. Деление учебного года на циклы часто не согласовано.

Список стран по уровню грамотности населения на 2019 год

Информация к размышлению - большинство стран, где продвинутая система образования, последние 10 лет не предоставляют информацию в организацию ЮНЕСКО относительно уровня грамотности собственного населения.

Страны мира

Мужчины, %

Женщины, %

Афганистан

Аргентина

Азербайджан

Австралия (2009)

Бангладеш

Беларусь

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Болгария

Буркина-Фасо

Кабо-Верде

Камбоджа

Канада (2009)

Центрально-Африканская Республика

Колумбия

Коморские острова

Коста-Рика

Кот-д’Ивуар

Хорватия

Чешская Республика (2009)

Дания (2009)

Джибути (2009)

Доминика (2009)

Доминиканская Республика

Сальвадор

Экваториальная Гвинея

Фиджи (2009)

Финляндия

Германия (2009)

Гренада (2009)

Гватемала

Гвинея-Бисау

Гондурас

Исландия (2009)

Индонезия

Ирландия

(нет данных)

(нет данных)

Израиль (2011)

Япония (2009)

Казахстан

Корея (КНДР)

Республика Корея (2009)

Кыргызстан

Люксембург (2009)

Македония

Мадагаскар

Малайзия

Мальдивские о-ва

Мавритания

Маврикий

Монголия

Черногория

Мозамбик

Нидерланды (2009)

Новая Зеландия (2009)

Никарагуа

Норвегия (2009)

Пакистан

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Филиппины

Португалия

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Сейшельские острова

Сьерра-Леоне

Сингапур

Словакия

Словения

Соломоновы Острова

Южная Африка

Южный Судан

Шри-Ланка

Свазиленд

Швеция (2009)

Швейцария (2009)

Таджикистан

Танзания

Тимор-Лешти

Тринидад и Тобаго

Туркменистан

Объединённые Арабские Эмираты

Великобритания (2009)

Узбекистан

Венесуэла

Зимбабве

Лучшие страны для учебной эмиграции

По результатам многочисленных опросов, проведённых в течение последних 5 лет, список лучших стран для учебной эмиграции сильно не изменился. Северная Америка, Европа, Юго-восточная Азия ждут будущих бакалавров и магистров, аспирантов и докторов.

  1. Великобритания.
  2. Канада.
  3. Германия.
  4. Франция.
  5. Австралия.
  6. Швеция.
  7. Япония.

Что даёт знакомство с рейтингами потенциальному студенту? Безусловно, информацию, которая поможет сделать правильный выбор страны обучения и конкретного места, где предстоит получать знания. Сведения рейтингов помогут точнее определиться в плане личных возможностей и выбрать подходящую систему образования. Наконец, даже вопрос цены обучения решается проще благодаря рейтингам.

Поделиться