История собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Свято-троицкий измайловский собор Троице измайловский собор внутри

Троице-Измайловский собор расположен на углу Измайловского и Троицкого проспектов. Его голубые купола, украшенные золотыми звёздами видны с Московского проспекта, от Обводного канала, с набережных Фонтанки.

Историко-архитектурная справка

Троице-Измайловский собор построен по указу императора Николая Первого для удовлетворения духовных нужд солдат и офицеров гвардейского Измайловского полка, которым Николай когда-то командовал. На время постройки Троице-Измайловский собор был самым большим храмом России. Архитектором собора выступал В.А. Стасов, создавший величественное и гармоничное здание в стиле ампир. Некоторые этапы и события в истории собора:

  • 1828 г. Закладка собора;
  • 1835 г. Освящение собора;
  • 1867 г. Венчание в Троицком соборе Ф.М.Достоевского с А.Г.Сниткиной;
  • 1886 г. Открытие перед собором памятника «Воинская Слава»;
  • 1894 г. Отпевание в соборе первого ректора Санкт0Петербургской консерватории композитора Антона Рубиншейна;
  • 1895 г. Освящение часовни Троице -Измайловского собора на углу Измайловского проспекта и 1-й Роты (сейчас - 1-й Красноармейской улицы).

После революции 17-го года для православной Церкви наступили тяжёлые времена. Священнослужители подвергались репрессиям - некоторые священники Троицкого собора были расстреляны, другие - осуждены. Церковные ценности реквизировали. Памятник «Воинская Слава», построенный из трофейных турецких пушек был продан на металл. В годы блокады Ленинграда здание собора использовалось в качестве места для склада трупов. После войны собор, сильно пострадавший от бомбежек, был реставрирован, однако, настоящее его возрождение началось только в 90-х гг, когда сам собор передали Петербургской епархии.

Святыни собора

В настоящее время в соборе представлено несколько уникальных святынь, которые привлекают в него большое количество последователей православной церкви и интересующихся туристов со всех уголков страны:

  • Самая старая в Петербурге икона. Ее возраст составляет свыше 600 лет. Это икона Святой Живоначальной Троицы, созданная в 1406 году.
  • Первая икона святой Ксении Петербуржской. Она была написана с портрета, сделанного еще при ее жизни.
  • Частицы мощей трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также преподобных Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, святой Матроны Московской.

Как добраться

Троицкий собор расположен на расстоянии одной короткой троллейбусной остановки от станции метро Технологический Институт. Пешком от метро можно дойти за 5-7 минут. Интересующихся храмовой архитектурой приглашаем посетить с экскурсией и другие интересные объекты, находящиеся в Санкт-Петербурге. Среди них можно выделить:

  • Исаакиевский собор - самый величественный храм в России;
  • Казанский собор - образец классического стиля, памятник победам Отечественной войны 1812-го года;
  • Собор Смольного монастыря - лучшее творение Бартоломео Растрелли, самая красивая церковь Петербурга;
  • Храм Спаса на Крови на месте гибели царя-мученика Александра Второго.

А также многие другие культовые сооружения Петербурга, описание, историю и интересные факты о которых вы найдете на нашем сайте.

После наводнения 1824 года архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершили в мае 1828 года. На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе отделки пришлось восстанавливать сорванный в феврале 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

Здание храма сильно пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952-1953 и 1966-1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад. В 1990 году возвращён Русской православной церкви.


Пожар в Троицком соборе

В 2004 году была возобновлена реставрация. 25 августа 2006 года при производстве строительных работ произошло возгорание лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола.

В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола. Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол. К январю 2009 года в соборе была отреставрирована верхняя часть иконостаса главного придела.

На лето 2014 года Троицкий собор опять окружен строительным забором, и внутри опять что-то ремонтируют.

Архитектура собора

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. На момент освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, и знамёна Измайловского полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя и Адрианополя.

Конечно же все коренные ленинградцы прекрасно помнили голубые купола собора, без каких-либо признаков звезд на них. Однако после последней реставрации цвет куполов Троице - Измайловского собора стал более густым и на них появились золотые шестиконечные звезды. К нам стали поступать письма с вопросом: откуда взялись звезды на куполах?

В ходе проведенных исследований выяснилось, что изначально купола были расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: "Купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери" (сейчас на куполах Архангельского собора звезды отсутствуют, на куполах Тверского собора звезды есть, но они куда менее яркие, и смотрятся гораздо органичнее, чем звезды Измайловского собора, явившиеся предвестницами наступающей эклектики).

Памятник архитектору В. П. Стасову


Памятник Стасову в 1970 году

В связи с 200-летием со дня рождения В. П. Стасова Ленгорисполком принял решение о сооружении памятника архитектору в Ленинграде. На конкурсе лучшим был признан проект Марии Литовченко. В 1969г. отлитый на заводе Монументскульптура памятник был установлен перед Троице-Измайловским собором.

Первоначально на лицевой стороне памятника стояли даты: 1769-1969, что вызывало недоумение у граждан, логично считавших надпись датами жизни архитектора. 10 марта 1973г. принято решение об изменении дат и в сентябре на постаменте были установлены новые даты: 1769–1848.

В связи с началом работ по восстановлению Колонны Славы, сооруженной перед Троице-Измайловским собором в 1886году и уничтоженной в 1929 - 1930 годах, в 2000 году памятник Стасову был демонтирован и передан в фонды Музея городской скульптуры. Это вызвало бурю справедливого возмущения среди горожан и 5 ноября 2013 года памятник вновь занял свое место перед собором (правда теперь он стоит не по центру, а у северо-восточного угла ограды).

Памятник исконно русского зодчества первой трети XIX столетия неотъемлемо связан со становлением лейб-гвардии Измайловского полка и его боевыми успехами.

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй - во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Современный вид

Тогда же под патронатом Его Величества Николая Павловича и на средства из его кабинета началось сооружение каменного собора в стиле ампир. Автором проекта выступил русский архитектор Василий Стасов.

Храм, рассчитанный на 3 000 верующих, по воле государя должен был иметь внутреннюю планировку, схожую с деревянным предшественником. Так в его структуре появились главный придел в честь святой Троицы, южный - Марии Магдалины, северный - Иоанна Воина. Вес отлитых 11 колоколов составил 1 066 пудов.

5-купольный Свято-Троицкий Измайловский собор получил крестообразную внешнюю форму и величественный интерьер, который подчеркивают 24 белоснежные колонны коринфского ордена. Над царскими вратами находится выполненный художником Майковым образ Господа Саваофа. Рядом расположены его икона «Благовещение» и работы Егорова – две иконы святых евангелистов.

В конце XIX века в той же стилистике по проекту Сергея Кондратьева соорудили часовню, которая прекратила существование в 1922 году. Сам собор закрыли в 1938 году и только в 1990-м передали местной епархии. Восстановительные работы здесь длились в течение первого десятилетия XXI столетия.

Из книги "История Измайловского полка".

В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй - от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий - лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

6) Крест большой напрестольный.

7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

8) Евангелие в серебрянном окладе.

9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

Все эти дары Императора Николая Павловича:

10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827

Троице-Измайловский собо́р (Троицкий собор) - православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель - митрофорный протоиерей Геннадий Бартов.

История

Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня.

Первые храмы

Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

Собор

После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года - отпевание А. Г. Рубинштейна.

При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам.

В 1928-1938 годах был кафедральным собором митрополитов Ленинградских (Серафима (Чичагова) и Алексия Симанского).

Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952-1953 и 1966-1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

Восстановление собора после пожара 2006 года

25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут, произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года. Эвакуация прихожан, присутствовавших на богослужении, проходившем в это время, и церковных ценностей прошла успешно, пострадавших не было; однако самому собору был нанесён непоправимый урон - полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет. Митрополит Владимир (Котляров) поспешил заявить, что он убеждён в преднамеренном поджоге храма и что у церкви якобы даже есть доказательство этому. Следствие по делу о пожаре за 7 лет так и не доведено до конца, но версия о поджоге не подтвердилась.

9 июля 2007 года правительство Санкт-Петербурга выделило 58 миллионов рублей на реставрацию малых куполов собора (не тронутых огнём). 18 июля 2007 года губернатору была представлена концепция восстановления сгоревшего большого купола собора по технологии «клееный брус», разработанной компанией «ТВТ Стройинвест»: каркас был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеустойчивым материалом.

«Самый удачный вариант, так как он и пожаробезопасен, и очень облегчает все купольные конструкции.
Вера Дементьева (КГИОП)»

Предполагалось, что восстановление купола потребует - 120 миллионов рублей; реставрация фасадов собора - не менее 1 миллиарда рублей; замена инженерных коммуникаций, разработка проектной документации и установка пожарной сигнализации - 356 миллионов рублей. Генеральный подрядчик воссоздания главного купола - московская компания «ТВТ Стройинвест» (президент - доктор технических наук, заслуженный строитель России Шумилов Л. В.), работающая совместно с Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций имени В. А. Кучеренко, монтажные работы выполнялись петербургскими строителями, ОАО «ССК-26», ООО «Комфорт».

В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола.

Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос - Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы - восстановлена.

В 1894-1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии - была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Святыни

Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
частицы мощей:
Матроны Московской,
Петра и Февронии Муромских,
трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени.

Поделиться