Великая китайская стена. Китайгородская стена до революции

Китайгородская стена – уникальный памятник древности. Это было первоклассное фортификационное сооружение средневековой Москвы. При толщине стен более шести метров высота составляла примерно восемь метров. Боевая площадка была настолько широка, что по ней можно было проехать на паре лошадей. Сооружение Китайгородской стены началось в 1534 году по распоряжению Елены Глинской – матери Ивана Грозного. Сначала были насыпаны земляные укрепления, прорыт глубокий ров и устроен деревянный частокол. Строительство каменной Китайгородской стены было доверено итальянскому мастеру Петроку Малому Фрязину.

Окончить строительство удалось через три года. Такая поспешность вызвана участившимися набегами татар. Возведение Китайгородской стены стало вторым этапом в развитии города. Москва прошла четыре этапа: стены Кремля, Китай-города, Белого города и Земляного города. Даже до третьего этапа не дошел ни один город, кроме Москвы: Смоленск и Псков ограничились двумя. Китайгородская стена начиналась у Угловой Москворецкой башни Кремля, шла вдоль Москвы-реки, сворачивала до Варваринской площади, проходила мимо улиц Варварки, Ильинки и Никольской и по Охотному ряду доходила до Угловой Арсенальной башни Кремля.

В крепости, окружившей торговый посад Москвы, было четырнадцать башен и семь ворот. Башни Китайгородской стены имели разнообразную форму: прямоугольную, шестиугольную, многогранную и круглую. Ворота стены выходили к главным московским улицам: Воскресенские – к Тверской, Ильинские – к Маросейке, Никольские – к Лубянке, Варваринские – к Солянке. От ворот были переброшены мосты через глубокий ров вокруг стены. Петрок Малый Фрязин был хорошо знаком с последними градостроительными идеями Европы того времени. По своим защитным характеристикам Китайгородская стена не уступала Кремлевской.

Впрочем, испытать на прочность стену Китай-города москвичи смогли лишь дважды. В 1571 году на Москву напали татары, которые сожгли город. А в Смутное время Китай-город брал приступом князь Трубецкой, чтобы выбить оттуда польских захватчиков. Не забывал об оборонительной функции крепости и царь Петр Великий. В 1708 году во время Северной войны он приказал починить стену и укрепить ее земляными бастионами, которые были срыты сто лет спустя. Одним словом, за несколько столетий Китайгородская стена так и не зарекомендовала себя как важное боевое укрепление и к XIX веку полностью утратила свою главную функцию.

Со временем многие башни разобрали, ворота заложили, а в стенах пробили новые – так называемые Проломные ворота. В начале XX века вдоль Китайгородской стены разбили палисадники, усаженные ясеневыми деревьями и диким виноградом. В 1934 году большая часть стены Китай-города была кощунственно уничтожена для расширения Театрального и Китайского проездов и улучшения движения в центре города. К 1940-м годам от Китайгородской стены не осталось практически ничего. Сохранился лишь участок на Театральной площади за гостиницей «Метрополь». Еще один участок стены был воссоздан в Китайгородском проезде.

В 1995 году были восстановлены Воскресенские ворота Китай-города. Китайгородская стена могла бы быть редчайшим по красоте памятником крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы. Это было мощное сооружение, способное отразить атаки вражеских стенобитных орудий. Китайгородская стена – одна из главных московских утрат, наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и церковью Успения на Покровке. До сих пор не утихают разговоры о возможном воссоздании этого памятника. По крайней мере, возможность такая у города есть.

Денис Дроздов

С начала 16 по начало 20 веков.
Иногда хочется показать людям, как она выглядела в плотной городской застройке. Что-то подобное можно увидеть сегодня в Смоленске, Пскове, пожалуй. В Москве же центральные крепостные стены сохранились фрагментарно, поэтому сложно оценить в реальности.

Чтобы было проще, собрал в этот пост небольшую подборку дореволюционных фотографий Китайгородской стены.

В некоторых местах гражданские здания пристраивались непосредственно к поверхности стены.

Сегодня это можно наблюдать в одном из двух сохранившихся фрагментов, который находится на Площади Революции. Правда, башни этой больше нет. Проход сквозь стену существует и сейчас, только стал сильно уже за счёт новых построек на месте башни и выполняется «сквозь» реплику стены, к которой приделана столь же новодельная круглая башня — там ресторан. А вот та часть стены, которая левее башни, как раз сохранилась и идёт с этой точки до Третьяковского проезда (сооруженного как раз для прохода/проезда сквозь стену). Кстати, на переднем плане видно кусочек старейшего московского фонтана.

(Посмотреть, как выглядят некоторые места Китай-городской стены в наши дни вы можете в моём давнем посте: ).

Когда Китай-Городская стена совсем утратила прежнее оборонное назначение, в 19-м веке в стене добавили ряд так называемых проломных ворот, чтобы сделать её снос необязательным. Именно такие ворота часто попадают на старинные фотографии (иногда литографии), поскольку там собственно и протекала городская жизнь, в то время как традиционные башни для этого не очень подходили (скорее всего, кстати, как и в наши дни, башни в то время использовались как обычные здания, пусть и военного или государственного назначения).

Набережная Москвы-реки. Стена уже имеет явное намерение развалиться (хотя, возможно, это горожане на кирпичи растаскивают — обычная история). В середине кадра видно совершенно обычную дверь, которая ведёт скорее всего в какое-то помещение, организованное в стене (с внутренней стороны она имела зачастую «полое» устройство для боевого яруса).

Справа на этом снимке за стеной — район Зарядье. (Извините, хорошую фотографию не нашёл, пришлось взять из Википедии).

Район был почти в полном составе уничтожен при строительстве восьмой московской высотки. Которая не была достроена (как и дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя) и на её фундаменте затем была построена гостиница Россия.

Удивительно, но уже в процессе написания поста, подбирая картинки для того, чтобы проиллюстрировать Зарядье, я наткнулся на фотографии этого места уже после разбора этой части стены.

Нашлась фотография этого места во время самого крупного московского наводнения 1908 года.

Более того, нашлись и фотографии этих же мест во время разбора стены.
На этом снимке видно видно дореволюционные и фонарные, и трамвайные столбы. Башни электропередач тоже логичны, потому как первые московские электростанции (ещё из 19-го века) стояли неподалёку.

Снимок в другую сторону. Внимательного зрителя (как и меня) может смутить довольно прогрессивный автомобиль, съезжающий с Москворецкого моста в сторону торговых рядов, но беглый осмотр Википедии показывает, что в 1906-1907 годах премиальные автомобили уже имели похожий облик как раз.

Так что очень похоже, что в районе 1907-го года эту часть Китай-Городской стены уже разобрали, а на месте неё (судя по конфигурации зданий, даже на её же фундаменте или с использованием элементов конструкции) построили галерею зданий, сохранив башни.

Ну а та часть стены, которая примыкала непосредственно к Кремлёвским стенам, была убрана ещё раньше (возможно при засыпке рва, который отделял Кремль от Красной площади). Уже на этих фотографиях видно там комплекс относительно современных зданий. А вообще они прожили до глобальной реконструкции (сноса, да) этого места. Сейчас на этом места Васильевский спуск.

Такие вот интересные наблюдения.

Сегодня на этом месте строят большое общественное пространство — парк Зарядье, в котором вроде бы должен быть и археологический музей. Надеюсь, там будет что-то не менее интересное, как например фрагмент моста через Неглинку в музее Археологии на Манежке. (Удивительно, хотел сделать ссылку на пост об этом музее, а оказалось, что я про него как будто и не писал ранее, исправим).

Вернёмся обратно к стене.
Другим её частям повезло сохраниться дольше — собственно, до 1930-х, когда началась сталинская реконструкция Москвы, уничтожившая огромную часть старинной застройки.
Здесь на фото — вид в сторону Ильинского сквера.

Несмотря на то, что на эмоциональном уровне стену жалко, можно понять, почему было принято решение от неё избавиться. Например, на этих снимках, где в наши дни Лубянская и Новая площади, наиболее хорошо можно почувствовать, как стена смотрелась бы в наши дни. И здание Политехнического музея (слева), и невероятно стильные здания Московского купеческого общества (справа) превосходно дожили до 21-го века и в ближайшие лет 100 вряд ли собираются на покой.

Тем не менее, на улицах огромного города этот феодальный пережиток смотрелся действительно круто, образовывая уютные (хотя бог его знает, что там творилось с точки зрения криминогенной обстановки — возможно это было одной из главных причин сноса) галереи.

Но фрагменты этого прошлого сохранились и я горячо рекомендую вам гулять периодически по Китай-Городу. Там ещё есть немного духа той древней, средневековой Москвы.

Примостившись к Кремлю со стороны Красной площади и Рва, Китай-город дал название стене, окружавшей его по периметру на протяжении почти четырех столетий. Сейчас от стены остались лишь фрагменты…

Владимирские ворота Китай-города и Пантелей­моновская часовня. 1890-е
Фото РИА Новости

Как часто приходится слышать от гостей нашей столицы наивный вопрос: «А почему станция метро называется «Китай-город»? У вас что, китайский квартал здесь находится?» И такое предположение делают не только туристы, но нередко и сами москвичи.

Помимо путаницы с названием многие ошибаются и в локализации самого места под наименованием Китай-город: сегодня в московском обиходе так чаще всего обозначается район улицы Забелина, Солянки, Маросейки, Лубянского проезда, Старосадского переулка. Это веяние последних лет, возникшее из-за того, что одноименная станция метро расположена вне границ исторического Китай-города. При этом окружение Никольской улицы, Ильинки и Варварки в наши дни гораздо реже называют Китай-городом. Хотя именно здесь он и находится!

Почему же произошло такое смещение? Дело не только в неудачном переименовании станции метро, но и в почти полной утрате исторической стены, служившей границей Китай-города.

«Повелели град камен ставити Китай»

480 лет назад, в 1535 году, при малолетнем великом князе Иване IV (царем он станет через 12 лет), регентом при котором была его мать , началось возведение новой стены для московского посада. К тому времени столица великого княжества давно вышла за пределы Кремля: с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение и изобиловавшая храмами.

Прежде восточная граница посада, шедшая примерно по линии современного Большого Черкасского переулка, была оформлена рвом, но во второй четверти XVI века такая защитная система уже не годилась для обороны Москвы в случае атаки противника. Это стало ясно еще в правление отца Ивана IV – великого князя Василия III , который, как предполагают историки, озаботился созданием более мощных крепостных стен для посада после набега крымского хана Мехмеда Гирея в 1521 году. Поэтому к строительству новых укреплений подошли со всей серьезностью.

Елена Глинская. Реконструкция С.А. Никитина

Сначала появился «черновик» новой стены: в 1534-м по указу Елены Глинской были собраны средства для возведения земляных и деревянных стен. Сама великая княгиня пожертвовала немалую сумму на проведение работ, и ее примеру последовали московский митрополит и многие бояре. Укрепление было построено всего за год и представляло собой глубокий ров с земляным валом, на гребне которого располагался частокол, переплетенный прутьями и обложенный землей. Важно, что теперь несколько увеличилась территория посада: стена прошла уже за линией Большого Черкасского переулка, обозначив будущую границу Китай-города.

По сообщению «Пискаревского летописца»,
в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай»

Кстати, по одной из версий, это название, вводящее в заблуждение современных москвичей и гостей столицы, появилось именно тогда: связка жердей или прутьев, применявшихся при строительстве деревоземляных укреплений, именовалась «кита» (с ударением на последний слог), в связи с чем и посад, получивший новые рубежи, стал именоваться Китай-городом, то есть городом, окруженным китой. Впрочем, есть и другие версии – о возможном монгольском происхождении названия (по-монгольски «китай» – «средний город») и даже возникающих параллелях с европейскими аналогами («сити» в Лондоне, «ситэ» в Париже и итальянское слово cita, которое так и переводится – «город»).

Построение Китай-города. Миниатюра из Царственной книги. XVI век
Валентин Черединцев / РИА НОВОСТИ

Спешка в возведении укреплений, по-видимому, была вызвана актуальностью военной угрозы, которая для Москвы исходила прежде всего от крымских татар. Однако в том же 1535 году, когда работы были завершены, развернулось новое строительство: земляной вал с частоколом, судя по всему, задумывался как временное укрепление на случай внезапного нападения врага, с тем чтобы потом уступить место более современной и совершенной системе. Так или иначе, «Пискаревский летописец» сообщает, что в 1535 году «майя в 16 день князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мати Елена повелели град камен ставити Китай». Будущую крепость торжественно освятил митрополит Московский Даниил, который с крестным ходом прошел по линии планируемых стен, после чего мастера строительного дела установили первые камни. Три года ушло на возведение крепостной стены, оборудованной по последнему слову европейской фортификационной науки того времени.

Руководил работами приглашенный итальянец, обозначенный в русских источниках как Петрок Малый Фрязин . Ранее он уже зарекомендовал себя грандиозной работой в селе Коломенском, где под его начальством была построена церковь Вознесения Господня в честь появления у великого князя Василия III долгожданного наследника – будущего царя Ивана IV (сегодня Вознесенская церковь в Коломенском является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО). Всего за три года строительство стены было завершено, а сама она получила название Китайгородской. Впрочем, москвичи нередко звали ее просто Китайской, никак не связывая при этом с крупной азиатской страной. Даже церковный сорок – единица административно-территориального деления для московских храмов – именовался здесь Китайским.

Памятник крепостного зодчества

Что же представляла собой новая стена? Она соединялась в двух местах со стеной Кремлевской: на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню. Тем самым внутри Китайгородской стены и восточной части стены Кремлевской оказывалась территория площадью 63 гектара (то есть она более чем в два раза превышала территорию Кремля). В длину новая стена имела солидную протяженность – 2567 метров. Если прочертить линию стены по современной карте Москвы, то идти она будет вдоль площадей Революции и Театральной, у Театрального проезда, сворачивая на юго-восток на Лубянской площади, затем вдоль Новой и Старой площадей, далее по Китайгородскому проезду, а после его окончания, сделав еще один поворот, теперь по направлению к Кремлю, – по Москворецкой набережной.

Театральный проезд с Тро­ицкой башней и Пантелей­моновской часовней. Первая пол. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Как и в случае с Кремлем, стена Китай-города обнаруживала многие черты, свойственные итальянскому крепостному зодчеству, что неудивительно, поскольку ее архитектором был итальянец. Согласно некоторым предположениям, Петрок Малый мог быть знаком с техническими идеями Леонардо да Винчи , а также своих коллег из Генуи и других городов Северной Италии.

«Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества,
которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году Игорь Грабарь

В то же время Китайгородская стена не стала копией Кремлевской: она была ниже (от 6 до 8 метров вместо высоты от 10 до 19 метров в Кремле), но зато толще (свыше 6 метров), а потому оказывалась более пригодной для ведения интенсивного артиллерийского огня и его отражения. Способствовал этому и мощный белокаменный фундамент с деревянными сваями, обеспечивавший стене должную устойчивость. Для крупных пушек была создана широкая (4 метра, а местами и более) боевая площадка, по которой при необходимости можно было даже проехать на паре лошадей. Подобного русская фортификация ранее не видела!

План городской части из «Атласа столичного города Москвы». 1852–1853 годы

Китайгородская стена была оборудована средствами ведения верхнего, среднего и нижнего боя, на каждом уровне присутствовали соответствующие бойницы, и все ярусы соединялись лестницами. Существовали также подземные ходы сообщения с подвалами для хранения боеприпасов, здесь же располагались и «слухи» – специальные приспособления для выявления подкопов, сделанных неприятелем. Венчалась стена широкими прямоугольными зубцами-мерлонами, пришедшими на смену кремлевским «ласточкиным хвостам». Таким образом, крепостные сооружения позволяли вести эффективную оборону города и выдерживать длительную осаду. Сравнивая стены Кремля и Китай-города, можно было увидеть, насколько далеко вперед шагнула фортификационная мысль почти за полтора столетия. «Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней» – так писал о Китайгородской стене в 1925 году художник и реставратор Игорь Грабарь .

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский советский живописец, реставратор, искусствовед

В соответствии с улицами Китай-города располагались ворота в стене: Никольские (чаще именовавшиеся Владимирскими по соседней церкви), Ильинские и Варварские. Плюс к тому в Зарядье существовали Козьмодемьянские ворота для Великой улицы (самого сердца московского речного порта и торговли), но с потерей ее значения в конце XVII века они были заложены. Наконец, двухпролетные ворота имелись на берегу рек: у Москвы-реки – Водяные (они же Спасские), у Неглинной – Воскресенские (они же Куретные, Львиные, Иверские). Стена насчитывала 14 башен – как проездных, так и глухих. Некоторые учреждения и монастыри Китай-города использовали стену еще и в качестве своей ограды (особенно это было удобно на Никольской улице): так пристроились Заиконоспасский и Никольский Греческий монастыри, а также Печатный двор (в дальнейшем Синодальная типография).

Башни, ворота, стены

К концу XVI века Москва буквально обросла новыми укреплениями – каменной стеной Белого города и земляным валом с деревянными башнями и частоколом, установившим границы Земляного города. Эти укрепления дожили до конца XVIII столетия, после чего были разобраны по ветхости, но обозначенные ими границы никуда не исчезли: стена Белого города уступила место Бульварному кольцу, а стена Земляного – Садовому. Кроме того, до 1934 года сохранялась Сухарева башня с проездными воротами, построенная на месте изначальных ворот в стене Земляного города, а несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади.

Ильинские ворота Китай-города и Сергиев­ская часовня. Первая пол.1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Стене Китай-города повезло больше: хотя она в конце XVIII века тоже была не в идеальном состоянии, ее тогда оставили в целости и сохранности. Возможно, свою роль сыграло обилие почитаемых в народе часовен при башнях. А их было немало! Ведь над каждыми воротами по традиции издавна размещались иконы, для которых со временем стали появляться часовни.

Одна из самых известных располагалась у Варварских ворот, она была освящена во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С этой иконой связаны печальные события Чумного бунта 1770–1771 годов, который начался именно здесь после указа о прекращении молебнов перед иконой в целях недопущения распространения заразы. Позднее часовня была создана прямо внутри башни. Другая – преподобного Сергия Радонежского – находилась у Ильинских ворот с 1863 года, она принадлежала Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. У Никольских ворот еще с XVI века существовала часовня Владимирской иконы Божией Матери, вместо которой в 1691–1694 годах на средства царицы Натальи Кирилловны (матери Петра I) была построена церковь того же имени. В 1881–1883 годах напротив нее возвели огромную Пантелеймоновскую часовню. А на берегу Москвы-реки, неподалеку от сегодняшнего Васильевского спуска, стояла часовня Всемилостивого Спаса.

Уже во второй половине 1920-х,
когда шла реставрация Китайгородской стены, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен у ворот, причем их возраст не имел значения

Но ни одна из часовен не могла соперничать по популярности с Иверской у Воскресенских ворот, где с 1669 года находилась копия привезенного с Афона списка Иверской иконы Божией Матери. Свою роль в этом сыграла традиционно высокая роль Воскресенских ворот Китай-города, которые имели статус парадного въезда на Красную площадь для русских царей, а также иноземных послов. Над проездными арками ворот была устроена светелка, из которой царь и царица могли тайно наблюдать за иностранными процессиями, прибывающими в город. Со временем Воскресенские ворота стали еще и триумфальными: через них после своих первых побед в Северной войне торжественно въезжал в Москву Петр I .

Новая площадь с проломными воротами. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, ее облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли.

Владимирские ворота Китай-города и церковь Владимирской иконы Божией Матери. Нач. 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трех башен были пробиты новые, так называемые проломные ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось все больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на ее месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». Интересно, что в то время стене попытались придать вид более «древний», что выразилось в искажении облика нескольких башен, строительстве контрфорсов, придающих стене устойчивость, и создании на некоторых участках «ласточкиных хвостов», как в Кремле, хотя изначально таких зубцов, как мы помним, на Китайгородской стене не было. Еще позже, в 1871 году, был проложен Третьяковский проезд, соединивший Никольскую улицу с Театральным проездом, при этом архитектор Александр Каминский решил построить новые ворота в псевдостаринном русском стиле – тоже с кремлевскими зубцами и шатром.

Николь­ский тупик с проломной калиткой. 1920-е
Из архива Н.Д. Виноградова

В начале ХХ века многие башни Китайгородской стены служили хранилищами материалов Московского губернского архива. В Круглой башне, именовавшейся также Заиконоспасской по близлежащему монастырю, располагался Музей птицеводства Российского общества сельскохозяйственного птицеводства. А пространство у Никольских (Владимирских) ворот облюбовали московские букинисты.

Прясла стены, построенной в XVI веке, годами не знали ремонта и приобретали все более неряшливый вид. Торговцы использовали древние крепостные сооружения для создания лабазов – хранилищ своих товаров, которые облепили стену на многих участках (на Москворецкой набережной их стало так много, что за ними почти не было видно саму стену). Все это искажало исторический облик Китай-города, на что не раз с тревогой обращали внимание Московское археологическое общество, комиссия «Старая Москва» и другие защитники старины в Первопрестольной. Но, что важно, историческая основа стены сохранялась – словно в ожидании качественной научной реставрации.

«Никому не нужный археологический хлам»

После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили ее памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего стена была очищена от многочисленных инородных пристроек: торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.

Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причем их возраст не имел значения. В 1927 году слому подверглась сравнительно поздняя Сергиевская часовня у Ильинских ворот, в 1929-м – древняя, ставшая одним из символов старой Москвы Иверская часовня у ворот Воскресенских. Чуть позже настал черед и самой Китайгородской стены: в 1931 году были уничтожены Воскресенские ворота, а в 1934-м снесен участок стены от Третьяковского проезда до Варварских ворот – самый живописный, с наиболее интересными в архитектурном отношении башнями. Разбор стены был объявлен субботником, на котором трудящиеся собирали кирпич для дальнейшего вторичного его использования в городском строительстве. «Китайгородская стена обратилась по меньшей мере в никому не нужный археологический хлам, не имеющий даже ценности исторического памятника» – такой убийственный приговор был вынесен журналом «Строительство Москвы» в том же 1934 году.

Проломные ворота в конце Малого Черкасского переулка. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Разрушение продолжилось в 1950-х. Нетронутым остался лишь один участок стены, большая часть которого расположена за гостиницей «Метрополь». Он оканчивается невысокой круглой Птичьей башней – единственной подлинно сохранившейся из всей Китайгородской стены. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Но уже вскоре, как ни странно, о стене вспомнили как об историческом памятнике: в 1968–1973 годах был частично воссоздан ее участок в Китайгородском проезде, а еще позднее в переходе у станции метро «Площадь Ногина» (именно она позднее получит название «Китай-город») было вскрыто мощное белокаменное основание Варварской башни – его и сегодня можно увидеть у выхода в город в сторону Варварки. Правда, охранная табличка за последние годы сильно стерлась, а недавно и вовсе исчезла (хочется верить, что она на реставрации). Так что многочисленные прохожие даже и не догадываются, что перед ними – подлинный фрагмент крепостной стены, возведенной во времена Ивана Грозного. Участок же за гостиницей «Метрополь» с Птичьей башней до сих пор пребывает в запустении.

Варварская башня Китай-города. Конец 1920-х
Из архива Н.Д. Виноградова

Следующий всплеск интереса к Китайгородской стене пришелся на 1990-е, когда были восстановлены Воскресенские ворота с Иверской часовней. Для последней на Афоне был сделан новый список Иверской иконы Божией Матери, подаренный Москве в 1995 году. Работы проводились с использованием архивных материалов, поэтому утраченные памятники удалось воссоздать довольно точно. И наконец, у выхода из станции метро «Театральная» к единственному сохранившемуся подлинному фрагменту стены был пристроен новый ее участок с проломными воротами, ведущими на Никольскую улицу, и крупной башней, в которой разместился ресторан. Однако данные работы восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни). Звучали и другие предложения по воссозданию башен – в конце Китайгородского проезда и на Москворецкой набережной. Не исключено, что некий подобный вариант мы увидим после завершения работ по организации парка в Зарядье.

«Китайгородская стена: реставрация перед сносом»

Книга-альбом подготовлена проектом «Москва, которой нет»

Основу книги составляют дневниковые записи реставратора Николая Дмитриевича Виноградова (1885–1980), ведавшего реставрационными работами на Китайгородской стене в 20-е годы XX века. Важным сопроводительным материалом выступают фотографии из его же архива: более 80 уникальных снимков, фиксирующих каждое прясло стены, каждую башню, прекрасные видовые фотографии Ильинских и Варварских ворот, Лубянской площади, Театрального проезда, Воскресенских ворот. Когда рассматриваешь эти снимки, трудно смириться с тем, что все эти древние постройки были утрачены, причем вовсе не из-за войны или стихийных бедствий. Поэтому новая книга стала попыткой составителей хотя бы «виртуально» восстановить ушедшее историческое наследие Москвы, счастливой возможностью показать москвичам, что можно было когда-то увидеть на хорошо известных всем площадях в центре города. Быть может, после прочтения этой книги вопросов про китайцев в Китай-городе станет меньше…

Китайгородская стена — самый известный памятник средневекового русского фортификационного сооружения. 2 567 метров в длину, 9 метров в высоту, 6 метров в ширину — краснокирпичная крепостная стена была построена в период 1535-1538 гг.по последнему слову военно-инженерного искусства того времени. Ее полукольцо с 14 башнями начиналось от Арсенальной Угловой , опоясывало современную площадь Революции, Театральную площадь, площади Охотного ряда и Лубянки, Новой и Старой площадей и шло далее по Китайгородскому проезду и Москворецкой набережной до Москворецкой башни Кремля.

Строительство Китайгородской стены началось в правление княгини Елены Глинской и было вызвано острой необ ходимостью защиты ближайшего к Кремлю посада (район купцов и ремесленников) от набегов крымских татар, которые грабили и сжигали городские предместья. Руководил работами инженер Пьетро Франческо де Аннибале (Петрок Малый), с которого многие связывают появление самого названия «Китайская», от итальянского «città» (город).

Китайгородская стена была одним из самых передовых фортификационных сооружений своего времени и практически не имела аналогов в Европе ни по размеру, ни по оснащению. Три яруса бойниц для подошвенного, среднего и верхнего боя позволяли вести успешную оборону на всех направлениях. Специальные подземные ходы – слухи помогали отсл еживать подкопы со стороны неприятеля. Более того, мощные стены крепости уже были рассчитаны на отражение артиллерийских атак. Пушки, которые располагались поверху, были защищены зубцами-мерлонами. Нависающая верхняя кладка позволяла свободно просматривать и простреливать всю территорию у подножия крепости, исключая вероятность неожиданной диверсии со стороны противника. Ширина стен обеспечивала свободное движение повозок с лошадьми. Но все это не нашло должного применения на практике: крепость штурмовали всего один раз, и это были русские ополченцы, освобождавшие Китай-город и Кремль от войск польского короля во время русской смуты начала XVII в.

В XVII в. крымс кие татары перестали совершать набеги на Москву. Военного значения у стены больше не было, город разрастался, и этот памятник XVI в. стал мешать движению транспорта и людей. Судьба китайгородской стены решилась в 1934 г.: в рамках сталинского плана реконструкции Москвы ее снесли. Сегодня от некогда мощной городской стены осталось два небольших участка: один на Площади Революции за гостиницей «Метрополь», другой – на Китайгородском проезде. Даже многие москвичи не догадываются об их существовании. Если обойти знаменитую гостиницу «Метрополь», откроется подлинная крепостная стена XVI в. с оригинальной полукруглой Птичьей башней. А в вестибюле станции метро «Китай-город» сохранен подлинный белокаменный фундамент снесенной Варварской башни.

2016-2019 moscovery.com

В центре - Никольские Ворота и храм Владимирской иконы Божьей Матери. Слева видны Проломные ворота, к которым идёт мост через ров, наполненный водой. В разные времена ров был то наполненным водой, то сухим.
О рве я уже писал. Его ещё в 14 веке замыслили. В летописи под 6902 (1394) г. указывается: "В тот же год замыслили на Москве ров копать с Кучкова поля в Москву-реку. И много было людям убытка, хоромы разломали, и много трудились, нисколько не преуспели". Надо сказать, очень по-нашенски...
Выкопали ров позже, вместе со строительством китайгородских стен. А при Петре I, когда царевич Алексей готовил Москву к возможному нападению Карла XII, ров был обновлён.
Что за башня маячит вдали я не знаю... Может, конечно, это Троицкая, но не похоже. Угловая Безымянная вообще исчезла. А на заднем плане... красота какая-то, прям Кремль. Но он там быть, ну, никак не может. Возможно это Варсонофьевский монастырь показан.



Ф.Алексеев. 1800-1802 гг. Китайгородская стена.
Вид изнутри в сторону Никольской башни. Обратите внимание на фортификационный изыск: с внутренней стороны у Проломных ворот две арки, а снаружи, мы только что видели, одна. Чтобы враг легко не прошёл. Свои, правда, тоже заблудиться могли.
Слева церковь Макария Калязинского на Калязинском подворье (1692 г.). Снесена она была около 1806 года за ветхостью.


Реконструкция Рябова В.А. на рубеж XVII-XVIII вв. Вид с высоты птичьего полёта (птица летит над Лубянкой).


1 - Иверские ворота (Воскресенские, Куретные, Львиные, Святые, Неглименские).
2 - Заиконоспасская башня (Круглая).
3 - Птичья башня.
4 - Троицкие ворота (Четырёхугольная).
5 - Безымянная угловая башня.
6 - Владимирские ворота (Сретенские, Никольские).
7 - Проломные (Новые Никольские) ворота.
8 - Богословская башня.
9 - Ильинские ворота.
10 - Гранёная башня (Многогранная).
11 - Варварские ворота (Всехсвятские).
12 - Козьмодемьянские ворота (Васильевские).
13 - Круглая угловая башня (Зачатьевская, Наугольная).
14 - Проломные ворота в Псковский переулок.
15 - Николомокринская башня (Глухая).
16 - Москворецкие ворота (Спасские, Водяные).
Третьяковские ворота - между "3" и "4" - естественно, не показаны.
А - ц.Троицы в Полях (снесена).
Б - ц.Владимирской иконы Божьей Матери (снесена).
В - ц. Макария Калязинского на Калязинском подворье (снесена).
Г - ц.Иоанна Богослова под Вязом (сохранилась).
Д - ц.Николы "Большой Крест" (снесена).
Е - ц.Георгия в Лучниках (сохранилась).
Ж - ц.Гребневской Божьей Матери (снесена).
З - ц.Феодосия Печерского (снесена).


Фото 1910-х гг. Новые Никольские ворота. Вид в Черкасский переулок.


Фото нач.20 века с сайта "Москва которой нет".


Фото 1900-х гг. Вид с внутренней стороны Китайгородской стены в сторону Владимирских Ворот. Справа - Новые Никольские ворота. Хорошо видны торговые лавки, пристроенные к китайгородской стене.


Фото 1903 г.


Фото 1913 г.


Фото 1920-х гг. Вид с внутренней стороны Китайгородской стены в сторону Ильинских Ворот. Слева - Новые Никольские ворота. За ними угадывается Богословская башня. Лавки уже снесены.


Фото 1920-х гг.
За снимок спасибо cocomera !


Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг. Вид в сторону Лубянской площади. В воротах видна "Шиповская крепость". Как видим в процессе реставрации 1920-х гг. по обеим сторонам ворот пробиты два прохода.


Фото нач.1930-х гг.

А мы выйдем наружу и пойдём к следующей башне - Богословской .


« » на Яндекс.Фотках
Фото 1920-х гг.
За стеной видна церковь Иоанна Богослова под Вязом, давшая башне название.


Фото 1881 г. из альбомов Найдёнова. Ц.Иоанна Богослова под Вязом и китайгородская стена.


Фото нач.20 века. Богословская башня. Изначально башня была глухая, позже в ней были пробиты ворота.


Фото 1900-1910-х гг. Богословская башня с внутренней стороны.


Фото 1900-х гг. Вид от Богословской башни в сторону Никольских ворот. Слева портик храма Иоанна Богослова под Вязом. Рынок на Новой площади у китайгородской стены.


Фото 1900-х гг. Вид вдоль Китайгородской стены с внутренней стороны примерно от Богословской башни в сторону Ильинской.

Пройдём немного вперёд, залезем на стену и обернёмся:


« » на Яндекс.Фотках
Фото 1920-х гг. Богословская башня спряталась за кроной дерева.

По стене подойдём к Богословской башне:

Фото 1890-х - 1910-х гг.


Фото 1934 г. Снос Китайгородской стены. За стеной видна ц.Иоанна Богослова под Вязом.

Выйдем в Китайский проезд (после сноса стены он слился с Новой площадью) и пойдём к Ильинской башне.
Обернёмся:

Фото 1903 г. Вдоль стены были посажены деревья и установлены ларьки торговцев фруктами и съестными припасами. Они спроектированы архитектором Ивановым-Щицем по заказу Городской думы Москвы в 1902 году.

Подойдём прицениться:

Фото нач.1930-х гг. На заднем плане видна Богословская башня. Это уже 1930-е годы, поэтому торгуют уже всем подряд.


П.Моисеев. 1861 г. Ильинские ворота в Москве. На первом плане, на месте Ильинского сквера, дровяные сараи.


Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова. Справа от ворот часовня принадлежавшая Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры (Сергиевская или Гефсиманская часовня). Выстроена в 1862-1863 гг. Снесена в 1927 г.


Фото 1890-х гг. Площадь Ильинских Ворот. На первом плане - Плевенская часовня. Вдали - ц.Николы Большой Крест.


Фото 1900-х гг.


Фото 1900-х гг. С ошибками в подписи на русском языке.


Фото 1900-х гг. И без ошибок.


Фото 1900-х гг. Не раскрашенная и опять с ошибкой.


Фото 1902 К. Фишера из архива С.Величко (далее текст его же).
"Перед нами «Лубянский крестец», как именовали перекресток из четырех пересекающихся аллей Лубянского сквера. Вдаль убегает ильинская аллея, где перспективу замыкает Ильинская китай-городская башня. Правее, за скамьей с отдыхающими, начинается Маросейская аллея. За кадром еще две – Варварская и Солянская.
Сквер был открыт в 1882 г., в канун коронации Александра III. Ранее покатый холм занимали на взгорье Яблочные ряды и площадь, дровяные склады и Народный деревянный театр у Варварской площади. Хоть Лубянка и далеко, сквер наименовали по одноименному проезду, но в народе его часто называли Ильинским. Позже его засадили тополями, которые очищали воздух, липами и ясенями.
Главным украшением сквера с 1887 г. стала Александро-Невская часовня, более известная как памятник гренадерам – Героям Плевны. По предложению ее автора – архитектора и скульптора В. Шервуда памятник-часовню возвели на горе, олицетворяющую крепость и гору Плевны. По периметру на газонах поставили базальтовые валуны и высадили облепиху, туи, белую акацию, можжевельник, напоминающие природу Балкан и Болгарии.
В сквер приходили отдыхать паломники и покупатели китай-городских магазинов, ожидали отправления от Ильинских ворот дачных и парковых линеек пассажиры. Вечером тут был приют бездомных.
В советское время стал сквер любимым местом отдыха в центре столицы. Особая жизнь началась у сквера с 1990-х г. Со стороны бывшей Варварской, она же площадь Ногина, а ныне Славянская, поставили памятник Кириллу и Мефодию. У пьедестала стали собираться глухие, а также любители пива, клерки местных контор. Центр сквера «поделили» для отдыха велосипедисты, туристы, приезжие из Подмосковья, бездомные и гастарбайтеры. После вырубки яблонь у Большого театра к памятнику Героям Плевны переместилась… впрочем, об этой «тусовке» наслышан весь город".


Фото 1900-х гг.


Фото 1900-х гг.


Фото 1905 г. Н.Лансере. Ильинские ворота изнутри Китай-города.


Фото 1910-х гг. Площадь Ильинских ворот. Ильинская башня Китай-города. За башней видно здание Северного страхового общества (1911 г.).

Посмотрим на Ильинскую башню, ц.Николы Большой Крест и здание Северного страхового общества с внутренней стороны:

Фото 1912 г.

И снова от площади Ильинских ворот:

Фото 1910-х гг.


Фото 1910-х гг.


Фото 1910-х гг.


Фото 1910-х гг.


Фото 1910-х гг.


Фото кон.1920-х гг. Часовня уже снесена.


Фото 1932 г.


Фото 1933 г. Снос Китайгородской стены и Ильинской башни.


Фото 1937 г.


Фото 1932/1937 гг.
Ну и кому она мешала...

А наш путь лежит дальше К Многогранной башне. Перейдём на другую сторону Лубянского (Ильинского) сквера и заберёмся на колокольню храма Спаса на Глинищах (снесён), чтобы посмотреть на китайгородскую стену:

Фото 1888 г. из альбомов Найдёнова. Справа Ильинские ворота с церковью Николы Большой Крест.

Левее:

Фото 1888 г. из альбомов Найдёнова. Прясло Китайгородской стены между Многогранной башней и Ильинскими воротами (справа за обрезом снимка). Слева видна каланча Городской полицейской части.

И ещё немного левее:

Фото 1903 г. Многогранная башня в обрез левого края. В центре снимка здание Московского Страхового от огня Общества с гостиницей "Боярский двор" (арх. Ф. Шехтель, 1900-1902 гг.).
dinya_ss !

И снова снаружи:

Фото нач.1930-х гг. Незадолго до сноса.


Фото 1933 г. На заднем плане - Китайгородская стена и Многогранная башня.
До сноса осталось совсем немного...

Вот здесь на площади Варварских (Варваринских) ворот - Славянской площади мы с вами и сделаем небольшую остановку перед заключительной прогулкой вокруг стен Китай-города.
Можно было бы сходить в Народный театр на какую-нибудь оперу-буфф, но он, увы, сгорел он давным-давно. Поэтому просто посидим на скамеечке возле памятника Кириллу и Мефодию (или Мефодию и Кириллу), полюбуемся на грамматические ошибки в тексте на пьедестале памятника, осмотрим храм Всех Святых на Кулишках с наклонной колокольней (говорят, давным-давно бесы озоровали на колокольне и она накренилась. Бесов изгнали, а колокольня так одной из пизанских башен Москвы и осталась). Или попьём чайку в ближайшей кафешке. А позже продолжим нашу прогулку.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

Поделиться