Где находится дворец екатерины 2. Мой личный фотоблог

Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина - Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца - большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.

Немного истории

Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери I, Елизавете Петровне.

С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.

Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов - это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать . Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса - циркумференции.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает - это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны - "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей - самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг - от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал оку тан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада двор ца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал - один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях - отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.

В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся ка ртины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Янтарная комната

Восьмое чудо света - так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.

Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната б ыла полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.

Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.

Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.

Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.

Когда посетить

Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк - летом.

На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения - это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. я д. 7.

Добраться до музея можно несколькими способами:

  • От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
  • От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
  • Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда - 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
  • От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.

На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея - сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.

Режим работы и цены

Режим работы дворца: 10.00 - 18.00. Касса работает до 16.45.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.

Стоимость взрослого билета - 120 р.

Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России - 60 р.

Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь - 30 р.

Для посетителей моложе 16 лет - бесплатно.

Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!

May 7th, 2015 , 09:00 am

В 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин заложен .
Годом раньше, в 1703 году, в устье Невы на Заячьем острове началось строительство первого каменного строения Сенкт-Петербурга - Петропавловской крепости.
Будущая северная столица России застраивалась, росла и в
1717 году в местечке Саарская мыза (в последствии Царское Село) началось строительство первого каменного царского дома для хозяйки земель - Екатерины I.

В августе 1724 года строительство было завершено, а типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение получило гордое название К аменных Палат Екатерины I.
Сегодня мы побываем в Екатерининском (до 1910 года Большом Царскосельском) дворце, в который в результате нескольких перестроек превратились Каменные Палаты Екатерины I.

Итак, построенный в 20-е годы XVII века первый каменный дворец Екатерины I простоял неизменным до 1740 года. А после вошествия на Российский престол дочери Петра I Елизаветы начались серьезные перестройки дворца ее матери.
В 1744 году Растрелли получил от императрицы Елизаветы Петровны заказ на полную перестройку
Каменных палат. В 1756 году работы были закончены и Растрелли явил миру - Большой Царскосельский дворец.

Во времена Екатерины Второй фигуры и лепнина фасада были позолочены настоящим золотом, и иностранные гости писали о том, что если смотреть на него в солнечную погоду, он ослеплял в буквальном смысле этого слова. Сейчас скульптуры скорее теракотовые (на совсем или просто подготовлены к реставрации не знаю).
Сейчас позолота только на кованых ажурных решетках балконов и ворот.

Никакой рассказ, никакие фотографии не смогут передать истиного великолепия Екатерининского дворца. Информации по нему очень много и сократить её сложно, но я буду стараться.

Екатерининский дворец прихорашивается после догой зимы.

Вход в залы дворца платный и осуществляется строго по времени.
И знакомство с внутренним убранством дворца начинается с Парадной лестницы. Поднимемся по ней и начнем знакомство с залами, комнатами и гостиными дворца.

Парадная лестница представляет собой две трехмаршевых лестницы с промежуточной площадкой..
Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.

Стены украшены лепным орнаментом, на них размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков. Сделано это в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

На площадках лестницы установлены отреставрированные мраморные скульптуры 1860 года «Спящий амур» и «Просыпающийся амур».
Этот спящий, а просыпающегося, я как-то упустила из вида.)))

Электронный гид ведет мимо Кавалерской столовой сразу в главный и самый большой зал Екатерининского дворца - Большой зал (Большая галерея, Светлая галерея или Тронный зал).

Нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Распись потолочного плафона выполнена с перспективным искажением, что создает впечатление бесконечно высоких стен.

Декор Большого зала поражает воображение!

В Большом Царскосельском дворце Расстрелли впервые в России применил анфиладное расположение помещений. За обилие позолоченой резьбы анфилада Екатерининского дворца получила название «Золотой анфилады» .
Растрелли создал анфиладу из цепи залов от Парадной лестницы до Церковного корпуса общей длиной 300 метров . Правда, парадная лестница тогда была не в центре Дворца, а в его южном крыле рядом с Зубовским флигелем.
Не ждите и не надейтесь увидеть Золотую анфиладу пустой.

Одна из комнат Золотой анфилады - Кавалерская столовая. Небольшую по размерам комнату Растрелли визуально увеличил за счет заркал, оформленных в виде застекленных дверей.
Отапливалась столовая многоярусной изразцовой печью с кобальтовой росписью.

Ленты в убранстве столов перекликались с сервизами, которые назывались "Орденскими".
Сервизы были декорированы знаками и лентами российских орденов: Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира и украшали столы в дни торжественных праздников, посвященных покровителям этих наиболее почетных отечественных наград.

Белая парадная столовая - еще одна комната анфилады. Она предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.

В стеклянных витринах на консолях между окнами стоят декоративные вазы-ароматницы, называемые «буль-да-неж». Они изготовлены на Мейсенском заводе во второй половине XVIII века. Это, конечно, далеко не единственное украшение Белой Парадной столовой.

Растрелли, стремящийся придать декору Екатерининского дворца максимальное разнообразие, применил в этих комнатах оригинальные для того времени материалы. Стены комнат были затянуты белым штофом, а поверх штофа были устроены пилястры из прозрачного стекла с подложенной под стекло цветной (малиновой и зеленой) фольгой. Эти пилястры-колонны (столбы) и дали название Столбовым комнатам.

Восхитительное бюро немецкой работы украшает Зеленую столбовую.

Очень модные в XVIII веке изображения мальчиков-арапов держащих на голове корзины с фруктами или цветами.

И здесь тоже изразцовая печь. Все печи являлись неотъемлемой частью залов Парадной анфилады и были созданны по эскизам Растрелли.

А это уже Картинный зал Екатерининского дворца.

При всей ценности полотен, размещенных на стенах по принципу шпалерной развески, они всего лишь декор стен! Архитектор развешивал их исключительно руководствуясь размерами полотен и принципом соответствия колористического решения.

Истиным украшением не только этой комнаты, но и всей Парадной анфилады являются двери Картинного зала, а точнее украшающая их золоченая резьба.

Следующая в Парадной анфиладе Малая Белая столовая.
Именно с этой комнаты начинались личные покои Елизаветы Петровны, а затем и Екатерины II.

Резные золоченые кресла и бюро наборного дерева в этой комнате, скорее всего выполнены по личному заказу Екатерины II. Картины, кресла и бюро были эвакуированы из дворца и потому практически не пострадали.

Китайская гостиная Александра I - выделяется из всех комнат и залов анфилады стенами обитыми китайским шелком расписанным вручную акварельными красками. Во время последней реставрации эти шелковые обои были восстановлены по сохранившемуся образцу шелка.
И здесь присутствует печь облицованная изразцами. На стенах развешены портреты членов семьи Романовых.

И последняя комната, о которой я хотела бы сказать пару слов - Зеленая столовая. Если до сих пор мы рассматривали интерьеры Растрелли, то отсюда начинаются интерьеры, выполненные Камероном. Зеленая столова и следующие за ней Официантская, Парадная Голубая гостиная и пр. были перестроены по его проекту в 1779 году под личные покои Императора Павла I и великой княгини Марии Федоровны.
Именно с этой столовой в 1957 году началась реставрация Екатерининского дворца.

Дальше случилась очень странная вещь не рассказать о которой просто не могу. Аудиогид здесь закончился и вся группа не посмотрев ещё практически четверти помещений, включая Дворцовую церковь, свернула на Церковную (Стасовскую) лестницу и была выведена из дворца. Так что будьте внимательны. А мне придется посетить Царское село еще раз.

Ну и о чем еще хотелось бы упомянуть...

Во время Великой Отечественной войны дворец очень сильно пострадал. Реставраторы провели колоссальную работу по восстановлению исторических интерьеров. Сейчас из 58 залов Екатерининского дворца воссоздано 35. Кроме того полностью восстановлены и отреставрированы все его фасады.

Ну и, конечно, в рассказе о Екатерининском дворце нельзя не упомянуть о его истиной жемчужине - Янтарной комнате. Кроме того это, пожалуй, единственная комната дворца обросшая таким количеством легенд, мифов и странных происшествий. И это единственное помещение дворца, в котором запрещено фотографировать. Запрещено абсолютно! Даже на мобильные телефоны!
Бесследно исчезнувшая в 1945 году, Янтарная комната не найдена до сих пор. Её помещение реставрировалось, а правильнее сказать восстанавливалось, 23 года.
Открытие отреставрированной Янтарной комнаты состоялось весной 2003 года.
Немного цифр:
- Высота Янтарной комнаты 7,8 метра,
- Площадь пола
100 кв. метров,
- Облицовка трех стен янтарем
86 кв. метров.
- Из 6 тонн янтаря, использованных для реставрации, 80% ушли в отходы.
- Д
ля восстановления Янтарной комнаты использовался янтарь из Калининградского
месторождения, которое составляет почти 95% мировых запасов.
- С
амый большой самородок, использованный в работе, купили у московского коллекционера за
тысячу долларов. Самородок
весил 1 кг.
- На реставрацию израсходовано: 11, 35 млн. долларов. Из Российского бюджета - 7,85 млн. и
3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ".

Кому интересно - официальный сайт государственного музея-заповедника "Царское село".

А в парке рядом с дворцом играет музыкант!

Вот туда, в Екатерининский парк, мы и отправимся в следующий раз, а на сегодня все.

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».

// Часть 27


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Екатерининский дворец — один из крупнейших .

— бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование , в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги , оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».

Поделиться