Как добраться в Албанию. Местный транспорт

Зимой я была озадачена вопросом — куда поехать отдыхать летом. Хотелось моря солнца и тепла, посмотреть мир, и не хотелось оформлять Шенген или любую другую визу. После раздумий, поисков и обсуждений была выбрана именно Албания, в которой в туристический сезон виза для россиян не требуется . Одним из решающих был разговор с мамой, которая сказала мне «в Албании еще никто не был из моих знакомых, и я там не была. Вот съездишь и расскажешь, как там», и еще тот факт, что, по отзывам других туристов, цены в Албании очень приятные.

Итак, решено, едем в Албанию. Билеты куплены, маршрут, хоть и со скрипом, но составлен. Кстати, про маршрут. Поскольку передвигаться мы собирались на общественном транспорте, приходилось руководствоваться расписанием его движения, и из-за отсутствия нормального сообщения между более южными городами, их я в наш маршрут включать не стала, хотя потом и жалела об этом: красота там, судя по всему, неземная, и уж как-нибудь бы да добрались. Наш маршрут: Тирана — Дуррес — Шкодер — Круя — Влёра — Тирана.

Тирана

После пересадки в Белграде (летели Air Serbia из Москвы, пересадка была около 7 часов, поэтому часа 3-4 успели погулять и по этому чудесному городу) попали в Албанию. В аэропорту обменяли 10€ по курсу 127 лек за 1€, так, чтоб хватило добраться до центра, да еще немного на первое время. Курс приемлемый, но, конечно, в самой столице он был намного лучше. Потратили некоторое время на выяснение того, как часто ходит автобус и где его остановка, попутно отбиваясь от дядечки, показывающего жестами то, что он хочет помочь нам и обменять евро на леки по какому-то своему невообразимому курсу. Расписание сфоторгафировать не додумались в тот момент, о чем на обратном пути очень пожалели, но об этом позже. Выяснили только, что минибас курсирует между аэропортом и центром каждый час, а со скольки до скольки — неведомо. Дождались, заплатили 250 лек за человека (что, кстати говоря, после того, как я начиталась про цены в Албании, показалось мне чуть ли не миллионами)) и доехали до центра. Там нас высадили у небольшого сквера в центре города, откуда мы впоследствии и уезжали.

Сразу отмечу, что на обратном пути у водителей автобусов до аэропорта частично выяснили расписание их движения от этой площади до аэропорта: 16.10; 17.50; 20.25; 22.20; 23.20; 01.45. Таким образом, наши опасения, что на наш рейс, отправляющийся в 4 утра, придется приезжать в аэропорт где-нибудь в 6 вечера, не подтвердились.

По прибытии, поскольку мы устали с дороги, мы сразу двинулись искать отель, который забронировали на Booking.com. Очевидно было, что это скорее чья-то квартира, а не отель, и когда мы пришли по указанному адресу, найти его мы не смогли. Пришлось звонить владельцам, которые нам тут же сказали, что не могут нас принять по каким-то неведомым причинам и бросили трубку после моего резонного вопроса — и что же теперь делать? Таким образом, отель Tirana Rooms я не рекомендую . Тем временем, мы заселились в соседний отель All Stars Hotel, попутно дозваниваясь до букинга, чтоб с нас как минимум не сняли денег за бронь, как максимум разобрались с непутевым отелем и что-то сделали. Ребята из букинга оказались очень любезными и в качестве компенсации предложили за высланную фотографию чека возместить разницу в стоимости между отелями. Насчет 1000 рублей, потраченных на телефонные разговоры (никаких специальных тарифов я, по глупости, не установила) я не просила, хотя, может, и стоило бы. Но в итоге всё закончилось хорошо и мы, расположившись и приняв душ, отправились гулять.

Албанцы народ радушный, готовый помочь, но порой очень хитрый, когда видит простачков. Поэтому, пока мы не освоились, сталкивались с мелкими, но характерными ситуациями: то нам все фрукты на рынке взвесят в одном мешочке вместе и продадут по цене самого дорогого, то сувенир продадут по нереально завышенной цене (купили магнитик за 300 лек, а потом узнали, что в других местах он бы стоил 1€, то есть 130 лек), то деньги возьмут, а билет в автобусе не дадут, чтоб мы не знали, сколько он на самом деле стоит (в столице общественный транспорт стоил 40 лек, в других городах, в которых были, по 30 лек, а между городами везде своя цена). В остальном, албанцы очень позитивные люди. Английский большинство не знает, зато, кажется, знает итальянский. Но если на улице подойти к албанцу (который никуда не спешит) и начать что-то спрашивать, он начнет на всю улицу кричать с вопросом — кто знает английский чтоб помочь ребятам?))

Так вот, Тирана. Из номера я по такой жаре вышла без задней мысли и без лифчика в плотном льняном сарафане, и этот факт позволил мне почти сразу понять, что в Албании так не принято. Очень долго мы шли и не могли понять, почему кто-то просто пристально смотрит на меня, а кто-то (но только женщины) начинает в мою сторону смеяться или говорить что-то на албанском мне или спутнику. После раздумий и небольших экспериментов (сначала мы шли, держась за руку, и думали, что может быть дело в этом, но когда перестали держаться, внимание к моей персоне не прекратилось) мы пришли к выводу, что в Албании, как бы жарко ни было, для сохранения спокойствия лифчик лучше надевать, так что остаток поездки пришлось преть:)

В местном фаст-фуде в их шаверму/донер/шаверму на тарелке или любое другое блюдо можно на выбор добавлять курицу, либо говядину, либо иногда ягненка. Цена при этом в зависимости от выбранного мяса иногда меняется. Так, за 400 лек мы съели на двоих большущую шаверму с говядиной, которую нам любезно разрезали пополам. По моим меркам это вышло как две полноценных шавермы. Насчет фруктов, которые мы взяли домой на вечер на местном небольшом рынке: за 120 лек/кг набрали персиков, нектаринов и винограда. В августе у них этого добра навалом, ну и цены везде примерно одинаковые.

Пока мы гуляли по Тиране, какой-то конкретной цели у нас не было. Город довольно интересный, но тут лучше смотреть фотографии, а не рассуждать о том, какой он.

Собор Воскресения Христова


Центральная площадь

1


Great Park of Tirana, который, кстати, оборудован отличной детской площадкой и велодорожками.

Всякие забавности

1

Фонтан на площади Скандербю впечатлил в Тиране, пожалуй, больше всего) такой холмик залитый водой я еще нигде не видела. Из щелей по всему этому холмику течет вода, а у подножия расположены танцующие фонтаны с подсветкой, которые приводят в восторг детвору и заставляют ее бегать и резвиться, получая, кажется, неземное удовольствие) но при этом посещать его надо вечером, поскольку при свете дня он не работает .


Дуррес

Наутро в Тиране мы отправились на автобусный вокзал, чтоб добраться до Дурреса. В Тиране с автобусным сообщением всё хорошо и автобусы ходят примерно до 6 вечера во многие города Албании. Автобусных вокзалов несколько, разделенные по разным направлениям, на входе даже висит расписание движения, но лучше уточнять на месте (немного подробнее про автобусное сообщение в конце рассказа) . Когда приходишь на вокзал, можно сказать толпящимся на входе албанцам (это чаще всего либо контроллеры, либо водители, либо просто регулировщики движения, а порой и таксисты), куда тебе надо ехать, и они сразу направят в нужный автобус . Так что до Дурреса мы добрались без проблем.

В Дурресе у нас было запланировано 5 дней. И для нас это были наименее впечатляющие дни, проведенные в Албании. Сразу скажу, Дуррес нам понравился только тем, что в нем были вкусные и недорогие морепродукты , которые есть, в общем, по всему побережью Албании. Мы остановились в отеле Troy Apartments к югу от порта, море у нас было рядом, но оно разочаровывало: очень мутное, с большим количеством плавающих на поверхности водорослей, с очень длительным и мелководным входом и с песчаным дном (последний пункт меня как раз радовал, но не моего спутника, который долго ругался, что этот песок остается везде) и без душевых на выходе. Но денёк мы всё-таки повалялись на этом пляже, арендовав 2 лежака и зонтик за 500 лек (что, похоже, является стандартной ценой для всего побережья) . А потом мы нашли небольшой дикий галечный пляжик на севере от порта, с довольно быстрым входом, море в том месте было совсем не мутным, хотя порой прибивало водоросли, а на самом пляже было не слишком чисто. Добираться до него приходилось около часа с учетом поездки на автобусе до центра, но ни один другой пляж нам не понравился, так что мы приезжали в центр, гуляли там попивая пиво, и потихоньку не торопясь приходили купаться. Местоположение пляжа отмечено на карте серой меткой.



По всей Албании мы постоянно (кроме, пожалуй, столицы) сталкивались со свадьбами. Свадебные платья у них не сильно отличаются от наших, а загорелые албанки довольно хорошо в них смотрятся))

Еще немного Дурреса

1


1


Но больше всего запомнилось в Дурресе, как мы нашли магазин морепродуктов, в котором можно было заказать приготовление их на гриле или как угодно еще и за 1100 лек съели 650 грамм великолепных королевских креветок)) это было божественно!

Шкодер

Посмотрев на сайте, указанном в конце рассказа, что отправление автобусов в Шкодер есть в 7.30, 8.15 и 9.45 утра, решили прийти на автобусный вокзал Дурреса к 8, но, как оказалось, автобусы Дуррес-Шкодер есть только в 6.15 и 13.15 . Мы немного подумали и решили не ждать у моря погоды, доехали на первом автобусе до Тираны и там, пробежавшись до другого автовокзала, отправились на первом же автобусе в Шкодер. Из Тираны он отправлялся в 10 утра, а ехали мы до Шкодера около 2 часов. Мы решили, что это было связано с тем, что ехали мы в выходной день. Хотя общая скорость потока у них в принципе не такая уж большая. Высадились у подножия горы, на которой стоит замок Розафа и заселились в находящийся там же хостел. Там мы арендовали два велосипеда и поехали по левому берегу Скадарского озера. Виды, конечно, очень привлекательные, хотя пляж, на котором можно купаться в этом озере, кажется, был единственный и находился уже ближе к границе с Черногорией. В общем, в Шкодере арендовать велосипеды я крайне рекомендую , и если их не предоставляет гостиница, в которой вы остановились, то это можно сделать по правому берегу озера совсем недалеко от пешеходного моста. Хотя оплата в том прокате только почасовая, насколько я помню, что-то около 400 лек/час, а в нашем отеле стоимость составляла 4 евро на весь день (хотя, конечно, качество велосипедов было соответствующим).

1


2


2


Замок Розафа открыт для посещения до 8 вечера, хотя, кажется, ребята стоят на входе и пускают народ и после 8. Стоимость билета 200 лек, а на территории есть еще маленький музей за 300 лек, но мы туда не пошли. Посещали замок мы на закате, и красота была нереальная))



1


1


Очень понравилось гулять по вечернему старому городу Шкодера. Жизнь по вечерам в нем кипит, но только в нем, чуть дальше на других улицах уже всё тихо и спокойно, и даже кафешки не работают. Нашли ресторанчик с недорогими морепродуктами, там и ужинали. Гигантская пицца с креветками, например, стоила всего 500 лек, насчет других блюд не помню, но тоже было не дорого и вкусно.

Круя

Очень удачно мы уехали от побережья в город Крую ровно тогда, когда морепродукты нам порядком поднадоели) Выяснив, во сколько автобус из Шкодера едет до Тираны мимо Фуше-Круи (города у подножия горы, на которой находится Круя) и, выяснив, что до автобусной станции мы можем не идти, а можем просто в любом удобном месте помахать автобусу рукой и нас подхватят, выбрали удобное время и поехали.

Контролер, который почти всегда есть в автобусах Албании, хорошо запоминает, кто до куда едет, поэтому можно расслабиться и подремать в пути, он подойдет заранее и скажет, что скоро ваша остановка. Высадили нас на шоссе возле Фуше-Круи, и нам пришлось немного пройтись, чтоб добраться до остановки в сторону Круи. В целом никаких проблем не возникло, и в Круе мы сразу пошли в сторону нашей самой лучшей гостиницы из всего путешествия по Албании — Bar-Restaurant Merlika . Эта гостиница расположена прямо на территории замка Скандербю, а вид с террасы просто шикарный. Пока ждали времени заселения, нас угостили кофе с фруктами, и мы наслаждались всем этим вместе взятым, и даже не заметили, как пролетело время. Кормят там, кстати, тоже очень вкусно. И радушный хозяин всегда чем-нибудь да угостит. Плюс накормит шикарным завтраком и в случае чего подскажет, что нужно.

1

3


1


Так, немного отдохнув, мы выяснили у хозяина, как добраться до дороги в горы и отправились в путь. Дорога заняла у нас примерно 2.5 часа (примерно 6 км), в ее конце была панорамная площадка, маленькая молильня и отличный вид. Там намечалась очередная свадьба, поэтому площадку украшали всякими цветами и прочим. Даже немного позавидовала жениху с невестой, в таком месте жениться, должно быть, очень волшебно)

1

1


1



Вернувшись, мы мельком посмотрели на закат, поужинали в недорогой таверне рядом со старым рынком, вкусив вина и, как было написано в меню, Albanian dish, которое нам очень понравилось и напомнило что-то среднее между мясным супом и гуляшом. Да и в принципе местная еда нам очень понравилась, жареные сыры, рыбные супы, блюда из морепродуктов… всё было вкусно и проблем с животом ни разу не было.


На следующий день мы посещали этнографический музей и сам замок Скандербю. Цены на них маленькие (около 300 и 200 лек с человека соответственно), а посещать их довольно интересно. В этнографическом музее есть также видеоматериалы, объясняющие, как проходили те или иные процессы, например, приготовление оливкового масла, самогона, изготовление нициональных шапочек из овечьей шерсти и так далее.

2


3


Двух дней в этом городе более чем достаточно, но посетить его надо обязательно: как нам сказали местные жители, вокруг него и начала развиваться известная нам сейчас туристическая Албания)

Прямых рейсов Москва - Тирана нет, есть только непрямые авиарейсы, осуществляемые транзитом через Стамбул, Милан (Мальпенса), Рим, Афины, Белград, Вену, Софию, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и другие крупные европейские города.

Зато в отличие от железнодорожного транспорта в Албании хорошо развито автобусное сообщение как междугороднее так внутригородское. Кроме автобусов, в Албании больше нет другого городского транспорта. Стоимость проезда в городском автобусе 30 лек. Что интересно, так это то, что билеты во всех городах одинаковые.

На междугородних рейсах задействовано большое количество маршрутных такси, которые едут по разным направлениям, а в каких именно, нужно уточнять непосредственно у водителей маршруток. Или же вы просто услышите названия городов и поселков, выкрикиваемые теми же водителями. Места скоплений этого транспорта есть во всех городах и на них вам укажет любой прохожий.

Так как касс нет, то билет покупаете в автобусе, но не забудьте заранее узнать цену за проезд, так как к концу поездки она может измениться в большую сторону. Большинство маршруток отправляется рано, с 06:00 до 08:00 утра, и если вы проспите или отложите поездку до обеда, то вы, скорее всего, в этот день уже не сможете выехать. Особенно, если вы собираетесь посетить юг страны. В большие города страны маршрутки отправляются несколько раз за день.

Есть также международные рейсы. Например, в Афины, столицу Греции, можно уехать всего за 25 евро, рейсы ходят по нескольку раз в день. Также, в Италию, в Черногорию, Турцию и практически во ве страны южной и центральной Европы.

«Знаменитые» Албанские дороги. Автомобильный транспортАлбании.

Если Вы что-то где-то читали про ПЛОХИЕ Албанские дороги , - забудьте. В Албании каждый год строятся сотни километров дорог в год. Построен новый автобан в Косово, давно закончена магистраль Тирана-Дуресс, построен новый автобан от Дуресса до Влёры , вдоль Адриатики. Строится автобан в Гирокастру , до Греции. Полностью новая дорога вдоль Ионического моря (правда по горам). Обновлены большинство второстепенных дорог. И процесс продолжается.

Движение в Албании правостороннее , так что привыкать не придется. Нужно только привыкнуть к местному менталитету. Водителям ничего не стоит остановиться там, где необходимо, при этом часто создав пробку, или развернуться в любом месте. Нужно быть внимательным при проезде кругового движения, первым едет тот, кто ближе к манёвру. Для уточнения это факта, активно применяется жестикуляция. Агрессии на дороге мало, друг друга все пропускают. Автомобили напрокат

В Албании легко взять автомобиль напрокат, в том числе заказав его через сайт прямо в аэропорт к определенному времени. Для аренды авто вам необходимо иметь международные водительские права, денежный залог в виде наличных или кредитной карты и, самое главное, вам должно быть полных 19 лет, а в некоторых прокатных фирмах требуют возраст не меньше 21 года. В стране работают местные и международные прокатные фирмы.

Международное паромное сообщение Албании.

В Албании развито паромное сообщение с другими странами. ИзВлеры и Дурреса можно добраться до итальянских портов Анкона, Бари, Бриндизи и Триест, а из Саранды (порт на юге Албании) - на греческий островом Корфу, откуда летают прямые чартеры сразу в несколько городов России. Самые регулярные рейсы выполняются с Дуресса до Бари, каждый день в 23:00, 07:00 и 11:00. Например, если Вы покидаете Дуррес в 23:00, то прибытие в Бари (Италия) - в 8 утра. Билеты можно купить в многочисленных круизных турагентствах вокруг порта. Ходят 5 больших паромов. Места есть всегда. В стране также есть регулярное паромное сообщение по озеру Охрид , которое соединяет город Поградец (Албания) с городом Охрид (Македония).

Берат - это красивый старинный город в Албании. Няшные домики, крепость на горе, хорошие отели и рестораны.

Из-за большого количества традиционных балканских домиков 18-19 века, в каждом из которых много окон, Берат еще называют городом тысячи окон .

Информация и интересные факты

Берат на албанском Berati , на английском Berat . Название происходит от "Белиград" - такое имя было у Берата в 9 веке.

В Берте 210 исторических памятников 15-19 века и 7 арочных мостов 18 века. А вообще, поселение на территории современного Берата существует аж с 4 века до нашей эры. У него богатая история, детально описанная в википедии . Если коротко, то Берат сменил несколько названий и принадлежал македонцам, римлянам, Византии, болгарам, османам и албанцам.

Берат - это город-музей с 1961 года. Вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2008 году.

Население - 60 тысяч человек. Это вообще не ощущается, потому что большинство живут за пределами старого города.

Достопримечательности в городе Берат

Что посмотреть в Берате?

Старый город Берат состоит из 3 районов:

  • Kalaja (крепость на холме),
  • Mangalem (у подножия холма с крепостью),
  • Gorica (на левом берегу реки Осуми).

Когда мы ехали в крепость в Берате, то если честно, ожидали увидеть просто крепостные стены, замок и какое-то пространство внутри. Оказалось, что там целое поселение, в котором до сих пор живут люди:) Это место было построено еще в 13 веке. Удобная локация для обороны: холм с видом на все окрестности.

Сюда ведет узкая разбитая дорога, разъезжаться сложно. Лучше приезжать пораньше или попозже.

Входим в старый город, который был внутри цитадели.

Со стен видно горы и часть нового города.

Это внутри крепостных стен. В некоторых домах живут люди, в других отели и магазины сувениров.

Остались и древние постройки, в том числе цистерна для сбора воды. Подобные цистерны мы видели в Турции в Стамбуле и на .

В самом дальнем от ворот конце крепости есть обзорная площадка с видом на весь нижний город. Это район Горица на противоположном берегу реки.

А это новый город, пешеходный бульвар Республики (Bulevardi Republika) и православный собор Святого Дмитрия (Katedralia Orthodokse Shen Dhmitri).

Вот этот собор вблизи.

Как водится в Албании - рядом с ним мечеть.

Район Мангалем сверху, снизу и с другого берега.

Возле него еще есть церковь Святого Михаила в скале (Shën Mëhilli).

Пешеходная улица.

Район Горица с другого берега.

Берат на карте Албании

Город Берат находится в южной половине Албании, в долине реки Осуми у подножия горного хребта Томори. Область и округ тоже называются Берат.

На карте я отметила все достопримечательности, рестораны и прочие интересные и полезные места в Берате.

Аренда жилья в Берате

В крепости есть отели, но это далеко от ресторанов и нельзя заезжать на машине, так что мы бы рекомендовали осмотреть ее отдельно, а заночевать внизу. В Берате многие отели и гостиницы находятся в традиционных старинных албанских домах (18-19 века).

В городе на улицах, удаленных от центральной Rruga Antipatrea, проблемы с парковкой, и сложно проехать по узким улочкам, поэтому или бронируйте отель сразу с парковкой, или готовьтесь оставлять машину на центральной дороге и вокруг нее.

Также обращайте внимание на отзывы - в некоторые отели нужно карабкаться по крутым лестницам. Кому-то это ок, а кому-то с большим багажом, детской коляской или с больными ногами будет сложно.

Мы сами в Берате не ночевали, но по отзывам туристов, многие хвалят отель Guesthouse Arben Elezi в районе Мангалем, а также отель Boutique Hotel Muzaka 4* и хостелы Maya Hostel Berat и Berat Backpackers Hostel в районе Горица.

Также албанцы сдают в Берате множество комнат и апартаментов через Airbnb, и здесь даже популярно включать завтрак, что для Airbnb обычно не свойственно:)

Если вы еще не регистрировались на Airbnb, :

Как добраться в Берат

Самый комфортный и быстрый транспорт в Берат - это на машине (свое или арендованное авто или индивидуальный трансфер). Дешевле и медленнее добираться в Берат на автобусе.

Расстояния :

  • Берат - Тирана: 97-125 км (зависит от того, по какой трассе поехать: через Дуррес дальше, но дорога лучше и больше автобанов).
  • Берат - Саранда: 170-210 км (смотря какая дорога).
  • Берат - Влёра: 84 км.

Ближайшие аэропорты

Аренда авто

На своей машине будет удобнее, чем автобус, и дешевле, чем индивидуальный трансфер. К тому же, вы сможете останавливаться по дороге и посетить разные достопримечательности Албании вокруг Берата: , .

Мы обычно сравниваем цены и условия на сайтах-агрегаторах, которые собирают предложения разных прокатов, и выбираем самый выгодный вариант:

Автобусы в Берат из Тираны, Саранды, Ксамила, Влёры

Индивидуальный трансфер

Если не хотите трястись по жаре на автобусах, можно заказать трансфер на из Тираны прямо в отель в Берате. Это будет стоить дороже, но комфорт несоизмерим, и по албанским дорогам на машине будет быстрее, чем на автобусе.

Водитель будет встречать в аэропорту с табличкой в любое время и отвезет четко по адресу: не нужно будет ждать общественный транспорт или объясняться на незнакомом языке с местным таксистом. Цена окончательная, не нужно ни с кем торговаться, никаких скрытых комиссий за ночной тариф, пробки или багаж. По запросу в машине будет детское автокресло нужного размера. А еще там есть автомобили класса люкс и микроавтобусы для большой компании.

От 725 евро за 5 дней (переезды, отель, питание, билеты в музеи, услуги экскурсовода)

Где поесть: рестораны в Берате

По отзывам туристов, хорошие рестораны в Берате: WilDor, Antigoni и Homemade Food Lili. Мы обедали в WilDor - все было очень вкусно, принесли быстро + там хороший вайфай.

Наш отзыв о Берате

Берат стоит посетить, там классный старый город внутри крепости, да и нижняя историческая часть интересна. Нам там понравилось, к тому же он не похож ни на какие другие места, в которых мы были, кроме в той же Албании.

Гирокастра или Берат? Эти города отличаются, каждый хорош по своему. Нам больше понравилось в Берате, потому что там больше историческая часть и можно посмотреть а старый город как снизу, так и сверху с крепости.

Простреленные вагоны, разбитые камнями стекла, причем не одно-два, а ВСЕ во ВСЕХ вагонах во ВСЕМ составе...
У окошка в этом поезде лучше не сидеть: ведь в окно запросто может прилететь очередной камень, брошенный с насыпи развлекающимся мальчишкой...
В общем, добро пожаловать на поезд АЖД - Албанских Железных Дорог.

Поезда в Албанию не ходят, а в самой стране осталась только одна линия Шкодер —Дуррес —Влёра, пересекающая ее с севера на юг. Подвижной состав, который еще способен передвигаться, скорее напоминает изрядно потрепанных «железнодорожных динозавров». И это учесть, что до 1990 года ж/д транспорт был основным в Албании — в лучшие годы им пользовались 4 млн. человек в год. Хотя, по нынешнему состоянию этой инфрастурктуры подобное трудно представить…

2. В общем-то, до 1940-х годов Албания еще находилась на уровне ХІХ века, но ряд узкоколеек, построенных еще в годы Первой мировой войны, существовал. Первую железнодорожную ветку со стандартной колеёй (Дуррес — Пекини) построили в 1947 году и смогли постепенно налаживать сообщение с соседями. В 1973-м проложили горный участок албанских ж/д от Эльбасана до Пренжаса.

3. Железные дороги Албании во время тоталитарного режима Энвера Ходжи, когда использование частного транспорта было фактически запрещено, широко поддерживались властью. Они стали основной транспортной системой, дающей возможность передвигаться по стране.

4. После падения коммунистического режима и перехода к рыночной экономике, народ ринулся удовлетворять автомобильные мечты, количество машин и соответственно автомобильных перевозок стремительно росло. А тут еще скоростную автомагистраль между Тираной и Дурресом построили — железнодорожной сетью стали пользоваться все меньше, бюджет на ее развитие сокращался, станции закрывались, пути разбирались…Албания постепенно покатилась в XIX век.

5. В конце 2013 года железная дорога ушла даже из столицы страны: на участке Вора-Тирана рельсы были разобраны, а станцию снесли, вроде там собираются парк строить. От некогда развитой сети осталось три участка с пассажирским движением: Дуррес—Влёра, Дуррес—Шкодер и Рогожино—Либражд.

6. С каждым годом путевая инфраструктура, локомотивный и вагонный парки ветшают. Никто не занимается их обновлением, как могут поддерживают в рабочем состоянии и считают это достаточным.

7. Хотя совершенно непонятно, почему власти не ходят привести в порядок и развить оставшиеся ветки — ведь природа тут потрясающая, и поезда можно было бы использовать, чтобы привлечь туристов.

8. Тоже можно сказать и про транграничный участок Подгорица—Шкодер, между Албанией и Черногорией. Сейчас по нему ходят только грузовые поезда, а будь там пассажирские - наверняка бы пользовались спросом, т.к. автобусное сообщение между странами оставляет желать лучшего.

9. Хотя, насчет не обновлённого состава я не совсем прав, Германия, Италия, Франция и еще некоторые европейские соседи с удовольствием спихивают в Албанию списанные вагоны. В последний путь, что ли?

10. А вот тепловозы — пережиток тоталитарного коммунистического режима. В 1970-80-х страна импортировала что-то около 60 штук (в разных источниках цифры разняться), из них которых дожила до сегодняшнего для лишь половина: порядка десяти еще бегают, остальные ржавеют на приколе.

11. Между прочим, поездки на албанских поездах — самые дешевые в Европе. В сумму примерно 2.5 евро (335 лев) обойдется самый дальний переезд Шкодер-Влёр

12. Кстати, а туалет лучше посетить перед поездкой, так как практически во всех местных поездах они или сломаны, или закрыты, или находятся в весьма неприглядном состоянии.

13. Да и быстрой поездки тоже ожидать не стоит — средняя скорость движения состава около 40 км/ч, хотя могут и до 50 км/ч разогнаться. А вот ветерок из разбитых окон вам обеспечен точно…

14. Колея в Албании однопутная, а значит разъехаться поезда могут только на станциях. Поэтому график движения по-албански — весьма расплывчатое понятие, приходится ждать пока придет встречный, чтобы продолжать путь дальше.

15. Вот так и движется поезд «Албания» в свое будущее без железных дорог...

Поделиться