Интерактивный музей легенды таллина. Таллин

ТАК! Это что такое?

«Легенды Таллинна» – один из тех проектов, которые принято называть уникальными, чудесами света, гордостью города и страны.
Как когда-то в 20 веке кинематограф сжал в могучий кулак самые разные виды искусства и технику, так в лабиринтах «Легенд Таллинна» органично сплелись европейский театр с профессиональными актерами, классическая музыка, затейливая история Таллинна, средневековая литература и последние достижения прикладной науки.

Почему эти самые «Легенды Таллинна» надо обязательно посмотреть?

Наша причудливая смесь новейших видеотехнологии и невероятных спецэффектов, хитроумнейших мультимедийных трюков, каскад технических чудес и иллюзий рождают поистине новое - «театр-аттракцион». В нем техника и люди соединяются властью и талантом режиссера в единую и мощнейшую по воздействию экспозицию. Эта экспозиция спрятана в запутанных лабиринтах глубоко под землей прямо у ратушной площадью.
Лабиринт состоит из 10 интерактивных комнат, насыщенных историей, преданиями и жизнью Старого Города Бароны и русалки, невинные девушки и могучие рыцари, жестокие судьи и жалкие люди - всех ждет страх или гибель! Посмотрите карту лабиринта, не бойтесь!


И все же – что же это такое и как работает?

Вы спускаетесь глубоко в подземелье, и начинается Ваше 40-минутное путешествие или, можно сказать, непростое испытание через века истории, Профессиональные актеры, механические куклы-роботы и фантастические видеопроекции будут сопровождать Вас из комнаты в комнату и представят «вживую» 9 самых жутких и пронзительных легенд старого Таллинна.

В лабиринтах «Легенд Таллинна» Вы
-вознесетесь на лифте на шпиль древней церкви,
--услышите голос дьявола и песню русалки,
-переживете нашествие врагов и чумы,
-почувствуете ужасы инквизиции и войны
-узнаете о забытых открытиях алхимиков!

Взгляните на нашу фотогаллерею , пока еще есть время отказаться!

Скрип тюремных дверей, лязг цепей, хриплый лай псов и жалобные стоны узниц, ужас смерти и хохот демонов будут сопровождать вашу незабываемую часовую прогулку сквозь четыре века… Вы хотели вступить в диалог с Историей? Готовьте ответы!

Да…все это здорово, но есть ведь и недостатки? Иначе не бывает.

Недостаток один - пока Вы не побываете у нас - Вы не поверите, что в Таллинне существует такое чудо!

Добро пожаловать в Средневековье: театр аттракцион открыт!

Таллин — город с тысячелетней историей, окутанный множеством мистических историй и легенд. Хотя в рассказах, передававшихся веками из уст в уста, содержится лишь доля правды, они неизменно вызывают интерес и помогают воссоздавать в воображении былые времена и нравы. Дождитесь наступления темноты и отправляйтесь на прогулку по улочкам средневекового Таллина. Я расскажу вам про самые загадочные места Старого города и поведаю о трагической истории любви Барбары фон Тизенхаузен, чей образ до сих пор появляется в их родовом особняке на Вышгороде.

Таинственные места Старого города

Приехав в Таллин впервые, многие замечают, что время за стенами средневекового города как будто остановилось и даже воздух пронизан историей. Со смотровых площадок открываются великолепные виды на шпили соборов и Ратуши, на черепичные крыши домов с печными трубами.

124-метровый шпиль башни церкви Святого Олафа (Олевисте) пронизывает низкое свинцовое небо над городом. Со строительством этого собора связана известная легенда, объясняющая, почему крест на шпиле церкви Олевисте был установлен криво.

Есть о чем рассказать и башням крепостной стены. Говорят, что Девичья башня настолько населена приведениями, что содержавшиеся в ней когда-то заключенные (девушки легкого поведения) умоляли перевести их в другое место. Присмотритесь внимательно к флюгеру Старый Тоомас, символ и верный страж города тоже хранит свою историю.

Спустимся вниз и дойдем до улицы Ратаскаэву (Rataskaevu). На ней находится красивый колодец, запечатленный во многих кинофильмах. «Кошачий колодец» закрыт и не используется с XIX века, согласно преданиям в нем жила русалка, которая портила воду. Чтобы её задобрить, горожане приносили в жертву кошек. Как можно догадаться, вода в колодце от этого лучше не стала, а тем более не улучшилась энергетика этого места.



На окраине Нижнего города можно увидеть дом, где в средние века жил городской палач, имеющий необычную романтическую привилегию. В Верхнем городе призракам тоже есть, что поведать о себе. Дурную славу приобрел один из особняков, в котором появляется образ молодой женщины, пугающей мужчин до полусмерти. Спросите гида, и он расскажет вам о леденящей душу истории полководца Понтуса де ла Гарди – торговца кожей.

Легенда о Барбаре фон Тизенхаузен

Я поведаю вам не такую известную, но основанную на реальных фактах историю дворянки Барбары фон Тизенхаузен. События происходили за пределами Таллина, в замке Поркуни, в Таллине сохранился особняк, принадлежавший роду Тизенхаузенов.



Это случилось в XVI веке, легенда свидетельствует о том, как велики были барьеры между сословиями в стародавние времена. Барбара была младшей сестрой в богатой, многодетной семье Тизенхаузенов. Девушка росла скромной и красивой, учила бедных детей грамоте и очень отличалась от своих братьев Юргена, Рейнхоллда и Бартоломеуса, кичащихся своим саном и родословной.

Как то в доме баронов Тизенхаузенов появился новый гость — писатель Франц Бонниус. Молодой человек привлек внимание Барбары своей добротой, великодушием и непосредственностью. Барбара и Франц стали проводить много времени вместе и вскоре поняли, что влюблены друг в друга. Скрывать свои чувства им удавалось не долго.

Узнав о любви Барбары и безродного Франца, братья были разгневаны, ведь такой союз считался мезальянсом. Законы того времени гласили, что если девушка высокого происхождения выйдет замуж за человека более низкого положения, то она и её близкие будут осуждены и лишатся своего статуса и богатства.

Барбара и Франц решают бежать, но далеко уйти от бросившихся за ними братьев им не удалось. В тот момент, когда Франц пошел менять коней, преследователи настигли Барбару. Девушка решила спасти любимого и сказала, что жених бросил ее и убежал. Барбару вернули домой. Поскольку она не отреклась от своей любви к Францу, братья решили сурово наказать свою сестру. По приговору семейного суда 20-летнюю Барбару утопили в ледяной воде озера Поркуни. С тех пор дух бедной девушки появляется в особняке, принадлежащем семье Тизенхаузен на Вышгороде и ищет своего любимого.

В 1969 году эта легенда вдохновила эстонского композитора Эдуарда Тубина и писателя Яана Кросса на создание одноименной оперы «Барбара фон Тизенхаузен».

Я приглашаю вас на экскурсию . Блуждая по улочкам Старого города, вы узнаете его историю и тайны и сами решите, что в них правда, а что вымысел.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В одном из самых привлекательных для туристов районе Таллинна по ночам происходит немало загадочного. Там находится Дом Палача и Позорный столб, а также множество домов с привидениями.
Рассказывают легенду про привидение дома фон Бревернов, который находится по адресу Тоомкооли, 13. Якобы после войны, в 1918 году, этот дом купил один весьма состоятельный господин, который через два года его продал. Дело в том, что по ночам к нему являлось привидение демонически хохочущей женщины. Сделка была аннулирована, так как выяснилось, что продавец не предупредил покупателя о привидении, и деньги пришлось вернуть. Сейчас там находится посольство Канады и ресторан.


Дом номер 13 на таллиннской улице Тоомкооли не выделяется своей архитектурой, не считается примечательным, однако с ним связаны таинственные явления... Если вы будете смотреть на крепость Тоомпеа со стороны Балтийского вокзала, то левее ее увидите дом над обрывом. А вот со стороны улицы Тоомкооли отыскать этот особняк, принадлежавший когда-то графу Мантейфелю, полагаю, будет несколько затруднительно. О нем и пойдет рассказ.
События, которые происходили в стародавние времена в этом доме, произвели неизгладимое впечатление на писателя Августа-Фридриха Фердинанда Коцебу, и он положил их в основу одного своего романа. На протяжении нескольких столетий люди, жившие в этом доме, утверждали, что их никогда не оставляло "ощущение присутствия" чего-то нехорошего. Несмотря на перепланировку здания, призраки, населявшие этот дом, упорно проходили сквозь стену в том месте, где прежде была дверь.
Недобрая слава утвердилась за одной комнатой на первом этаже. Считалась она нежилой. Рядом с ней при Мантейфеле находилась комната для гостей. В ней ночевали и приезжие друзья Мантейфеля, и задержавшиеся допоздна за картами графские гости. Там, как рассказывали, никому не удавалось избежать встреч с агрессивными призраками.
Многие видели, к своему изумлению, и двигавшуюся мебель. Как-то раз оставшийся на ночлег барон Таубе с удивлением заметил, что створки двери в соседнюю комнату начали сами собой открываться, а там... вальсирует кресло. Таубе, не задумываясь, выстрелил в него - и чуть было сам не погиб, так как пуля, отскочив от кресла, рикошетом направилась в сторону барона, но тот вовремя увернулся от нее, уклонившись в сторону.
По слухам, граф Мантейфель был большим греховодником. Не зря говорят: седина - в бороду, а бес - в ребро. На старости лет понравилась графу горничная, а она на него - ноль внимания. Он и так, и этак, и лаской, и угрозами - безрезультатно. Однажды девушка, не выдержав приставаний графа, попыталась даже его задушить. За это, поговаривали, Мантейфель приказал заживо замуровать служанку в стене. С той поры и стал являться в доме призрак - молодая женщина в сером платье, очень недоброжелательная к мужчинам.
Вот что рассказал один из визитеров, заночевавший у Мантейфеля. Едва гость вошел в опочивальню и только-только успел бросить на кресло возле старинного камина свое пальто, как услышал страшный шум. На стене появилось нечто прозрачное, очертаниями напоминавшее человеческую фигуру. Запахло духами, и призрак быстро принял реальную форму: в комнате оказалась молодая женщина в сером. Она стала приближаться к гостю. Глаза ее горели, как уголья, и метали молнии. Длинные руки с черными ногтями протянулись к мужчине и мертвой хваткой схватили за горло. Холодные, как лед, губы привидения впились в губы гостя, и он потерял сознание. Только через несколько дней гость пришел в себя...
Побывав в таких и подобных передрягах, даже самые близкие знакомые графа Мантейфеля потом обходили его дом стороной.
Не держались долго в этом доме и истопники. В "заколдованной" комнате "некто невидимый" толкал их и сбивал с ног... Но постепенно "призрачные" явления в этом доме стали "затухать" и, в конце концов, прекратились совсем.

Еще одно зловещее место находится по адресу Ратаскаэву, 16. Однажды, один горожанин промотал свое состояние. В эту минуту отчаянья к нему в дом явился незнакомец. Гость попросил позволения сыграть свадьбу на верхнем этаже. Незнакомец пообещал награду, но предупредил, что никто не должен подниматься наверх. Каждого, кто увидит тайную свадьбу, ждет скорая смерть. Горожанин, который из-за разорения был готов на самоубийство, сразу согласился. Всю ночь на верхнем этаже дома горели огни, играла музыка, слышался топот от танцев гостей.
Один слуга не смог побороть любопытства и поднялся по лестнице, чтобы посмотреть на тайный бал. Вскоре несчастный умер, но успел сказать, что той ночью видел свадьбу Дьявола.


Рядом с домом, где нечисть отгуляла свадьбу, находится «кошачий колодец». Сейчас это копия средневекового колодца 14 века.
По легенде в этом колодце жила русалка, ночью она выбиралась и шла на охоту. Горожане, чтобы задобрить русалку, бросали в колодец кошек. В средние века кошек считали посланниками нечисти, поэтому жалости к ним не испытывали. В 19 веке колодец снесли и засыпали, опасаясь эпидемии.
Копию колодца поставили в 1980 году накануне Олимпиады. Кошек туда больше не бросают.
В доме по адресу Вене, 12, давным-давно находилась типография, в которой по ночам происходили странные вещи. Люди работали фактически над могилами - пол был уложен из могильных плит, надписи на которых было уже не разобрать. Сейчас там находится ресторан.


В 16 веке жил полководец Понтус Делагарди, прославившийся своей жестокостью. Говорили, что он отдавал приказы сдирать с пленных кожу, из которой мастера изготавливали сапоги, сумки, седла. Пунца (так Понтуса называли славяне) наводил страх даже на Ивана Грозного.
Понтус - французский военный, он поступил на службу датскому королю, воевал против шведов. Попав в шведский плен, сразу переменил сторону. Был принят на службу шведского короля Эрика XIV. Понтус преуспел не только в сражениях, но и в придворных интригах. Он помог принцу Юхану свергнуть родного брата - короля Эрика. В благодарность Юхан назначил Понтуса распорядителем своей коронации в 1569 году.
В награду за службу в 1571 году Понтусу был пожалован баронский титул, а в 1580 году 60-летний полководец женился на Софии, внебрачной дочери короля (умерла через три года после свадьбы).
Полководец погиб в 1585 году в возрасте 65 лет, когда возвращался из очередного похода. Его лодка, следуя по реке Нарова, налетела на мель близ Нарвской крепости. По другой версии, в лодку попало ядро из пушки, которая салютовала в честь прибытия полководца.
«Чёрт прибрал!» - говорили в народе о гибели Понтуса.
Понтус Делагарди был похоронен в Ревеле, там его неприкаянный дух бродит ночами.
По легенде, когда полководец погиб и подошел к вратам загробного мира, Ангел Смерти не пустил его. Понтус сможет обрести покой, когда продаст все вещи, которые по его приказу были сделаны из человеческой кожи. Каждую ночь с полуночи до утра Понтус должен бродить по улицам Ревеля в поисках покупателей. С тех пор ночью на улицах старого города появляется человек в латах верхом на коне и просит загробным голосом: «Купите кожу! Купите кожу!»
А по адресу Рюйтли, 18 (по другим данным, во дворе домов 22,24,26), жил Палач. В обществе он был изгоем, ни он, ни его жена не могли посещать церковь. Дочь Палача могла выйти замуж только за другого палача. Если люди встречали Палача на улице, они переходили на другую сторону. Сейчас там находится сувенирный магазин.
Историк Юри Куускемаа говорит, что на месте нынешней конторы Swedbank’а на улице Лийвалайа раньше было Лобное место, где казнили людей. Причем, в книге "Таллинн в легендах" рассказывается, что казнь через отрубание головы была привилегией для высшего сословия. Людей колесовали, переламывали им все кости, а затем еще живых оставляли на съедение птицам. Женщин-детоубийц погребали живьем. Ведьм и скотоложцев сжигали на костре. Фальшивомонетчиков зажаривали в кипящем масле.
Крест Свободы. И 101 миллион крон в него вложили, и чехов подключили, потому что у нас, видимо, хороших специалистов нет, и гарантийный ремонт несколько раз делали - а все равно не светится. Панели стали покрываться какой-то зеленоватой плесенью, появились трещины, и, похоже, Минобороны вообще махнуло на него рукой. Потому что Крест построен на кладбище - а ворошить чужие могилы, как видим, чревато.

Домский собор


Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону - его могила. В году 1696.
Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе "голубь". За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное - слыл дамским угодником и великим покорителем сердец. Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви - герб рода Туве.
О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллиннском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

Могила старого Калева и основания Таллинна


Старый Таллин состоит из двух частей: Верхний город, расположенный на возвышенности Тоомпеа (от эстонского Toompea - что значит «соборный холм») с обрывистыми краями и Нижний город.
Удивительно, но эти два поселения всю свою многовековую историю жили совершенно разными жизнями. В замке Тоомпеа и в домах Вышгорода жили своей жизнью иноземные дворяне и властители, а в нижнем - торговцы, ремесленники и т.д.
Первым поселением на территории старого Таллина было деревянное укрепление на холме Тоомпеа, основанное, предположительно в XI веке
Согласно одной из легенд холм Тоомпеа - это могильный холм могущественного и славного богатыря Калева, первого предводителя свободолюбивых эстов, сложенный из громадных глыб его безутешной вдовой Линдой. И только один камень, самый большой, не смогла удержать Линда, выпал он из ее рук и Покатился вниз. Горько заплакала вдова, и так обильны были ее слезы, что из них образовалось озеро, получившее название Юлемисте - Верхнее (то самое, где живет Ярвевана). Чистое, как слеза, озеро поит Таллинн. «Камень Линды» сохранился до наших дней, он лежит в прозрачной воде у самого берега (сейчас видна только верхняя его часть). И даже легендарную Линду вы можете увидеть - вот она, горестно склонившись, сидит на камне. Такой вдову славного Калева изобразил скульптор Аугуст Вейценберг в 1920 г. Эта красивая скульптура находится здесь же, на склоне Вышгорода, в сквере, который теперь называется Линдамяги - горка Линды.
Около тысячи лет тому назад жил-был в Дании король, чьи сын и дочь воспылали друг к другу запретной любовью. Король, узнав об этом, решил изгнать дочь из своей страны, так как считал ее главной виновницей. Жестокое наказание придумал он - велел посадить принцессу на корабль без руля, а корабль этот направить в открытое море, чтобы дочь его никогда не вернулась домой.
Корабль долго блуждал по волнам, пока буря не прибила его к северному побережью Эстонии. Принцесса приказала отдать якорь и отправилась на лодке к берегу. Через какое-то время она приметила на побережье холм - могилу старого Калева. Место это пришлось принцессе настолько по душе, что она пожелала заложить здесь город. Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сперва роскошный замок, а вокруг него - город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
Вскоре до короля Дании дошли вести о прекрасном городе, который основала его дочь. И возникло у него непреодолимое желание подчинить себе этот город. Поборов свою гордость, отправился король на поклон к дочери. Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу.
Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе. Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллинн.


Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу - от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

История влюбленного монаха - францисканца


В Таллине, на улице Лай (Широкая) стоит дом - перед ним две старые липы, - которому без малого шестьсот лет. Люди до сих пор смутно помнят какую-то историю о юной девушке и влюбленном в нее монахе-францисканце, связанную с этим домом.
В старину его жильцам часто слышались чьи-то шаркающие шаги в большом и ветхом здании, скрип половиц, стук невидимой руки об ставни и двери. Однажды, когда служанка подметала пол, кто-то так огрел старуху по ногам, что та выронила из рук метелку. Иной раз ночью слышалось, будто кто-то хлестал веревкой по деревянной кровати. Жильцы не раз-де были свидетелями ужасной картины: со стены дома исчезают краска и штукатурка, отчетливо видна кладка из серого плитняка, а из какого-то проема смотрит бледное и скорбное лицо со смертельной тоской во взоре.
... 1464 год. В Таллинне появился монах Иоханн фон Хильтен из Нижней Саксонии, высокий, красивый человек лет сорока пяти. Он собирался построить здесь монастырь нищенствующего ордена францисканцев, но магистрат не дал на это своего согласия. Тогда Хильтен, нарушив устав католической церкви, начал проповедовать собственное учение, собрав вокруг себя тайный круг последователей. Человек сильной воли, он среди других состоятельных купцов, членов Большой гильдии, подчинил себе недавно овдовевшего ратмана Германа Греве.
Проповеди францисканца падали в то время на благодатную почву. В августе 1464 года в Таллинне вспыхнула чума, завезенная в Ливонию на кораблях из Любека. Многие бежали с домочадцами за город в поисках спасения от черной смерти. Друзья советовали и Греве покинуть город, но под влиянием монаха, уповавшего на бога и судьбу, он остался со всеми своими детьми в Таллинне. Первой заболела его падчерица, восемнадцатилетняя Маргарита, старшая в семье. По наущению Хильтена, отец разрешил остальным детям навещать больную. Всех двенадцать детей чума унесла одного за другим в могилу. Маргарита же постепенно поправилась и стала таким образом единственной наследницей своего богатого отчима - обстоятельство, имеющее немаловажное значение для нашего повествования.
Среди учеников монаха был молодой, но небогатый подмастерье из Бремена Дидерик Циренберг. Маргарита и Дидерик полюбили друг друга и решили соединить свои судьбы. Но в это время из Фландрии вернулся попечитель и родной дядя Маргариты, который искал там жениха для племянницы и заключил с неким молодым фламандцем брачный контракт, дав тому задаток деньгами. Он решительно воспротивился браку своей подопечной с подмастерьем из Бремена, боясь, вероятно, потерять задаток, данный фламандцу. Отчим же под давлением монаха благословил молодых, и в январе следующего года они сыграли свадьбу.
Но с того времени все изменилось. Счастливые молодые перестали слушаться Хильтена. Монах же безнадежно влюбился в Маргариту, писал ей нежные письма собственной кровью. Любовь монаха не встретила взаимности и была отвергнута Маргаритой. Теперь, в отличие от красивой легенды, сердце Хильтена воспылало жаждой мести, и он стал настраивать покорного ему Греве против падчерицы и зятя, стремясь лишить их наследства и крова над головой. Монах рассчитывал, кроме того, выручить деньги от продажи домов Греве, которые должны были достаться в наследство Маргарите, - на житье, а также на постройку монастыря в Таллинне.
Маргарита обратилась тогда за помощью к своему дяде, и началась длительная тридцатилетняя тяжба, которая продолжалась с переменным успехом и после смерти всех ее участников, уже между их далекими потомками.
Какова же была дальнейшая судьба монаха? Вскоре после описанных событий Иоханна фон Хильтена выслали из Ливонии и отправили в монастырь города Веймара, где он провел под надзором около четверти века. Перед смертью Хильтена перевели в монастырь Эйзенаха, где он и умер около 1500 года. Святая церковь сочла действия монаха - тайные сборища учеников, фанатичные проповеди и домашние мессы - опасными, она не простила ему неудачи с постройкой монастыря ордена францисканцев в Таллинне и его запретной любви к Маргарите Циренберг.
Старинный дом на улице Лай - немой свидетель драмы, разыгравшейся здесь в пятнадцатом столетии, жадности и хитрости, любви и ненависти живших в нем людей. С этим домом связана также легенда о замурованном в стене монахе, чей дух беспокойно бродит по ночам в вечных поисках и ожидании отвергшей его любимой.

Приключения мумии герцога


На наших страницах:
В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове - завитой парик.
Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.
Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллинн. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллинне, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллиннцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.
И вдруг - как гром среди ясного неба - новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллиннцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога - единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой "залог" в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.
Мумию герцога нашли… через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.
Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога - двести лет спустя после его смерти.

Монастырь св. Биргитты


Однажды Таллинн был осажден отрядами литовцев-язычников. Некоему богатому таллиннскому жителю приснился вещий сон: город будет спасен, если смиренные девы из Цистерцианского монастыря св. Михаила проследуют в торжественной процессии вдоль морского берега, пока не встретят белую корову, кормящую своим молоком трех белых козлят. На этом месте и следует построить новый монастырь.
На следующий день монахини отправились в путь и нашли все, что было предсказано. Когда же процессия возвращалась в город, литовцы напали на монахинь и увезли столь соблазнительную добычу в военный лагерь.
Там Удо, сын языческого князя, увидел среди послушниц прекрасную Мехтгильду, дочь того самого человека, которому приснился сон. Мехтгильда, верная католической церкви, отвергла сватовство красивого княжича, но по ее просьбе литовцы отпустили всех монахинь.
Вскоре дружеские датские войска освободили измученный город. Все забыли о побежденном неприятеле, только послушница Мехтгильда часто вспоминала княжича.
Через некоторое время Удо проник вместе с верными товарищами в Таллинн и попытался похитить благородную деву из монастыря, но смельчаков поймали. Часть из них перебили, часть бросили в глубокое подземелье. Почти год уже томился там Удо, когда до него дошла весть: Мехтгильда фон Юнгинген по желанию отца одной из первых вступила в монастырь св. Биргитты. Однажды ночью, когда ему опять не спалось и он совсем уже было отчаялся, пленник заметил крота, который высунул свою мордочку между каменными плитами пола. И вот Удо вместе с товарищами проделал непосильную работу, прорыв под землей и морем ход до монастыря протяженностью в целую милю. В этом ему помогали надежда, вера и любовь.
Наконец летним вечером Удо оказался у боковых ворот монастыря, где Мехтгильда как раз раздавала милостыню бедным. Когда все удалились, взгляд ее упал на незнакомца. Девушка с радостью узнала литовского княжича, который стал горячо уговаривать ее бежать вместе с ним. Но и на этот раз Мехтгильда не изменила святой вере, и Удо в отчаянии и гневе вернулся на свою языческую родину, где он искал забвения в бесконечных военных походах. Однако и это не помогло княжичу - образ красавицы Мехтгильды днем и ночью стоял у него перед глазами.
Ему посоветовали отвести душу и отомстить бессердечным христианам. Удо, круша все на своем пути, вместе с войском приближался к Таллинну. Но судьба настигла его на подступах к городу. В кровопролитной битве литовцы были разбиты, и Удо остался лежать на поле брани израненный, почти бездыханный. Его подобрали проезжавшие мимо рижские купцы и привезли в таллиннский Доминиканский монастырь.
Мехтгильда узнала об этом и стала посещать Удо каждую ночь, чтобы выходить его. Все считали эту монахиню ангелом, прилетавшим спасать незнакомца. Год спустя Удо принял крещение, постригся под именем Деодатуса в монахи, а через несколько лет стал настоятелем Доминиканского монастыря. Он прославился своей набожностью, и ему покровительствовало, как говорили, само небо.


Проходили годы. Однажды вечером Деодатус напрасно ожидал обычного полуночного посещения. На следующее утро через море донеслись звуки колокола монастыря св. Биргитты - там отпевали настоятельницу Мехтгильду. Недолго прожил после печального события Удо, разбилось его осиротевшее сердце. Согласно его последней воле, он был погребен в церкви св. Николая, рядом с той, которую любил.
Пишет :
Монастырь Святой Бригитты и Старое кладбище Пириты, Таллинн

Святая Бригитта (Биргитта Гундмарссон из Вадстены) (1303-1373) основала новый монашеский орден, впоследствии названный ее именем, в 1370 году, а 1391 году ее канонизировали. В 1405 году трое таллиннских купцов решили основать около города новый монастырь и назвать его в честь Бригитты. Разрешение на строительство было получено в 1407 году, строителем и архитектором стал Генрих Свальберг . Иностранное имя Бригитта трансформировалось в Пириту - так назвали реку, на берегу которой стоит комплекс, и прилегающие земли. Закат монастыря начался лишь во время Ливонской войны (1558-1583), когда шведские воины, да и сами горожане неоднократно грабили его. Значительный ущерб монастырским постройкам нанес пожар 1564 года. Пострадал монастырь и при первой осаде Таллинна русскими войсками в 1570 году. Окончательно он был разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного (отсюда - тут же можно почитать подробности про раскопки).
Сестры-бригиттки снова живут на этой земле в новом монастырском здании, построенном совсем рядом с развалинами старых, с 2001 года. Официальный сайт .


Огородик

На стенах - видимо, надгробия, которые нашли при раскопках.

Крестьянское кладбище перед церковью датируется 17 веком. Те надписи, которые еще можно разобрать, относятся к 19 веку.

Кладбище Копли


Кладбище Копли (нем. Friedhof von Ziegelskoppel или нем. Kirchhof von Ziegelskoppel; эст. Kopli kalmistu) было крупнейшим в Эстонии лютеранским кладбищем балтийских немцев, расположенным на окраине района Копли в Таллине. В настоящее время территория бывшего кладбища является парком.
Основание в 1771-1774 и использование.
Между 1771 и 1772 годами Екатерина II, императрица Российской империи, издала указ, которым постановила, что с этого момента никто из умерших (независимо от их социального положения и происхождения) не должны быть похоронены в склепе церкви или на церковном кладбище. Все захоронения должны происходить на новых кладбищах, которые планировалось построить по всей Российской империи, расположенных за пределами городской черты.
Эти меры были направлены на преодоление перегрузки городских склепов и церковных кладбищ и были вызваны несколькими вспышками заразных болезней, связанных с недостатком практики захоронения в городских районах, особенно черной смерти, которая привела к чумному бунту в Москве 1771 году. В связи с этим в 1774 году в Копли было основано кладбище на окраине Таллина. Кладбище было разделено на 2 части: западная часть использовалась для захоронения прихожан церкви Святого Николая, а восточная часть предназначалась для прихожан церкви Святого Олафа.
Кладбище выполняло свои функции на протяжении 170 лет почти для всех балтийских немцев, умерших в городе между 1774 и 1944 годами. В 1939 году на кладбище были тысячи хорошо сохранившихся могил многих известных жителей Таллина.
Последние захоронения в 1939-1944
Погребения на кладбище резко сократились после принудительного переселения Гитлером десятков тысяч балтийских немцев из Эстонии и Латвии в конце 1939 года в районы западной Польши в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа. Погребения на кладбище продолжались, но в гораздо меньших масштабах, до 1944 года главным образом среди тех балтийских немцев, которые отказались покинуть регион.
Уничтожение после 1945
Вскоре после Второй мировой войны окраина Каламая (вследствие своего стратегического расположения в качестве базы Красной армии на Финском заливе) была превращена в запретную зону для советских войск и была закрыта для общественности. Около 1950-1951 годов кладбище было полностью уничтожено советскими властями. Могильные камни были использованы для строительства стен вдоль портов и побережий в других частях города. Советскими войсками также были уничтожены кладбища XVII и XVIII веков на окраинах Каламая и Мыйгу, которые принадлежали сообществам коренных эстонцев и балтийских немцев. В то же время осталось нетронутым Русское православное кладбище на юге Старого города Таллина, также основанное в XVIII веке, на юге Старого города Таллина.
Текущий статус
На текущий момент территория бывшего кладбища является общественным парком без каких бы то ни было видимых следов своего прошлого статуса. Единственные сохранившиеся свидетельства о тех, кто был похоронен там, состоят из записей в метрических книгах захоронений и некоторых старых карт этой местности в архиве Таллина. Википедия
"Парк-кладбище находится между школой, в которой я училась, и недалеко от дома, в котором жила, между трамвайными остановками "Малева" и "Беккери".
Приехав в Таллин в 1952 году, мы застали там красивые нагробия-памятники из белого мрамора и гранита. Само кладбище уже носило следы разрушения: многие нагробия были разбиты, склепы засыпаны. Мы, дети, любили гулять там среди вековых деревьев, высокой травы и полевых цветов, пытаясь прочесть непонятные нам надписи на памятниках, но по вечерам даже проходить по нему боялись. Через какое-то время на кладбище построили танцплощадку, потом стали строить летнюю эстраду со скамейками. Это было ужасное зрелище: вывороченные могилы, валяющиеся то там, то здесь черепа, кости, гробовые доски, а мальчишки всё это ещё в диком озорстве разбрасывали по парку. Затем была построена пивная.
Парк получил в народе прозвище "парка живых и мёртвых". Приехав в Таллин в 2001 году, я поехала в свой район. Передо мной был парк с подстриженными газонами, где ничего уже не напоминало ни о бывшем здесь когда-то кладбище, ни о пивной с эстрадой и танцплощадкой".

Кладбище Каламая (нем. Fischermay Kirchhof или Fischermay Friedhof, эст. Kalamaja kalmistu) - кладбище в Таллине, Эстония. Было одним из старейших существовавших кладбищ, располагалось на окраине района Каламая на севере города. На кладбище находились тысячи могил коренных эстонских и шведских жителей Таллина. Кладбище существовало по крайней мере 400 лет, с XV или XVI века до 1964 года, когда было полностью разрушено. Территория бывшего кладбища в текущий момент является общественным парком «Kalamaja kalmistupark».
Период образования кладбища в точности неизвестно, но историки относят его к XV-XVI векам. Это было место захоронения коренных шведцев и эстонцев, живших в районе Таллина.

Кладбище Александра Невского площадью 13,01 гектара. Это самое старое из до сих пор действующих кладбищ Таллинна, ровесниками которого были кладбища Копли и Мыйгу. За 200 лет на этом кладбище свое последнее пристанище нашли десятки тысяч человек, в их числе множество известных исторических и культурных деятелей.
Кладбище было основано в то время, когда после окончания победоносной для русского государства Северной войны прошло более пятидесяти лет, а после капитуляции Таллинна - 65 лет. Вероятно эта победа, имевшая большое значение для всей Прибалтики, дала имя и кладбищу. В 1856 г. на средства таллиннских купцов Александра Ермакова и Ивана Германова на кладбище была построена маленькая каменная церковь, посвященная Александру Невскому. Она была разрушена 9 марта 1944 г. вследствие советской бомбардировки. Недалеко от места, где находилась церковь, сохранилось здание часовни из красного кирпича. Сначала кладбищу принадлежала возвышенность, уходящая вдаль за церковью. Основная её часть выполняла функции армейского кладбища, поэтому там сохранились старинные надгробные знаки на могилах военных, многие из которых взяты под государственную охрану как исторические памятники.

Лесное кладбище (эст. Metsakalmistu - Метсакальмисту) - кладбище в городе Таллине, где захоронены крупнейшие писатели, художники, скульпторы, архитекторы и политические деятели республики. Расположено в Клоостриметса (Kloostrimetsa tee, 36). Общая площадь 48,3 га.
Лесное кладбище было основано по решению городских властей в 1933 году в Клоостриметса, а церемония открытия состоялась в 1939 году.
Первоначально площадь кладбища составляла 24,2 га, но позднее было расширено и в настоящее время занимает 48,3 га.


Метсакальмисту - кладбище естественного вида, и требования к его оформлению предполагают запрет на установку мемориалов и могильных оград. Первоначально требования к мемориальной плите был размер 80 на 60 см, но позднее стандарт длины камня увеличили до 1,5 м.
В 1936 году на кладбище была возведена часовня по проекту архитектора Герберта Йохансонаю. Сгоревшая от поджога, часовня была восстановлена в 1996 году при поддержке городских властей.
В 2006 году на кладбище появился колумбарий.

Кладбища :
Метсакальмисту (Лесное кладбище)
Военное кладбище Таллина
Кладбище Лийва
Кладбище Рахумяэ (включая Еврейское кладбище Таллина)
Кладбище Сиселинна: Александро-Невское кладбище
Кладбище Вана-Каарли
Кладбище Пярнамяэ
Кладбище Пирита
Кладбище Хийу-Раху
Кладбище Копли

Переулок Катарины


Проулок Катарины соединяет улицы Vene и Muurivahe и входом в него с этих улиц являются малозаметные арочки, пройти мимо которых очень легко, если не идти туда целенаправленно.
Имя этому переулку дала церковь Св.Катарины Александрийской, построенная в XIII веке в монастыре Доминиканцев, основанном на этом месте в 1246 году. Правда, первые доминиканцы появились в Таллине в 1229 году и основали обитель на холме Тоомпеа, они же заложили первые камни Домского собора, но в ходе конфликта с рыцарями Ордена меченосцев в 1233 году, монахи погибли, а первый монастырь их был уничтожен.
Орден Доминиканцев был основан Св.Домиником, родившимся в 1170 г., а название ордена состояло из двух латинских слов «Domini» и «canes», что значит «псы Божьи». Орден Доминиканцев играл важную роль в жизни Европы того времени и занимался просвещением. В школу при монастыре отбирались способные дети, и после 13 лет обучения при монастыре самым успешным предстояло трехлетнее обучение в одном из университетов Европы. К доминиканцам принадлежали многие философы и деятели образования средневековой Европы.
В свое время церковь Св.Катарины была самой большой из церквей Таллина – длина здания составляла 67,7 метров. Это была трехнефная зальная церковь с высоким фасадом и двускатной крышей. Архитектура храма перекликалась с церковью в монастыре св. Бригитты в Пирита.
Начавшаяся в 1517 году реформация быстро распространилась на страны Балтии, и верность монахов Риму сделала невозможной их жизнь во враждебном окружении.
Монастырь прекратил свое существование в 1525 году, после реформации, и, вскоре, в 1571 году, пострадал от пожара. Церковь Катарины также была почти разрушена. Сейчас от церкви, бывшей когда-то огромной базиликой, остались стены в 4 метра высотой и порталы с западной стороны. Из монастырских же сооружений сохранились дворик и окружающие его крестовые ходы. Эта небольшая площадка, окруженная древними строениями, как бы переносит вас на семь веков назад, во времена, когда Орден доминиканцев был еще силен.
Переулок Катарины проходит вдоль южной стены церкви Св.Катарины, на которой были в середине XIX века установлены надгробья похороненных в храме влиятельных деятелей, принадлежащих к Братству Черноголовых, большой гильдии и членам Таллинского магистрата.

@настроение: В посте употребляются два варианта написания названия города. Посчитал, что исправлять орфографию авторов не стоит

24 выбрали

Все самое приятное происходит с нами совершенно неожиданно… Вот и в этот раз, когда судьба случайно предоставила мне возможность провести выходные в столице Эстонии – Таллине, я даже не представляла, насколько увлекательным и запоминающимся будет это маленькое путешествие.

На мой взгляд, страны Прибалтики, в том числе и Эстония, незаслуженно обделены вниманием российских туристов. Происходит это в силу довольно непростых отношений между нашими государствами или по каким-то другим причинам, но факт остается фактом. Сегодня чаще всего наши соотечественники стремятся провести отпуск в далеких экзотических странах, а меж тем совсем рядом, в каких-то трехстах пятидесяти километрах, например, от Санкт-Петербурга можно с головой окунуться в атмосферу средневекового города с его архитектурой и неповторимым духом старины, который многие другие города уже давно утратили. Ведь не просто так в 1997 году Старый город Таллина был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО. И сегодня я хочу вместе с вами прогуляться по этому удивительному городу и рассказать о наиболее запомнившихся мне легендах Старого Таллина…

Начнем наше путешествие с Ратушной Площади. Постарайтесь посчитать, сколько церквей вы сможете увидеть с центра площади, а потом немного передохните. Манящий запах приведет вас прямо ко входу в Ратушу, где практически в любой день можно полакомиться ароматным супом из лося. Вряд ли вы ежедневно готовите такой суп дома, не правда ли..?

Для сладкоежек неподалеку с радушием распахнул свои двери музей марципана. Насладитесь атмосферой старины, выпейте горячий кофе со сладостями, которые здесь представлены в огромном количестве и непременно прихватите с собой немного марципана в качестве сувенира, чтобы потом, сидя за чашечкой кофе уже в своей уютной гостиной, снова окунуться в эту самую атмосферу.

Немного подкрепившись и набравшись сил, мы можем начать свое путешествие сквозь века. А нашим проводником в таинственный мир истории и легенд будет Красный монах, живущий в самом сердце Старого Таллина уже так много лет, что и сам не помнит, сколько…

Легенда первая...

Черт справляет свадьбу.

"На улице Ратаскаэву (Колесного колодца) жил некий легкомысленный домовладелец, который промотал все свое состояние. Однажды ночью, потеряв надежду поправить свои дела, он решил покончить с собой. В эту роковую минуту в дом к нему постучался неизвестный и попросил позволения устроить следующей ночью на верхнем этаже его дома свадебный пир. Незнакомец, посулил за это несчастному хозяину несметные богатства, но при одном условии - никто не должен подслушивать и подсматривать, иначе того постигнет смерть. Домовладелец принял предложение.

Вечером следующего дня к подъезду дома на Ратаскаэву начали съезжаться роскошные кареты, в окнах верхнего этажа зажглись яркие огни, заскрипела лестница, будто по ней поднималось огромное число людей. Из верхней залы доносились звуки чудесной музыки, весь дом ходил ходуном - казалось, плясали тысячи гостей.

Но едва колокола на городских башнях пробили час ночи, как погасли огни на верхнем этаже, и все стихло. Наваждение исчезло. Домовладелец же, еще накануне весь в долгах и думавший покинуть сей бренный мир, сказочно разбогател за ночь и стал кутить пуще прежнего. Правда, внезапно умер его слуга, который успел признаться перед смертью священнику, что был тайным свидетелем свадьбы черта в доме своего хозяина."

Красный монах рассказал, что с того самого дня дверь и окно комнаты, в которой черт справлял свадьбу, замурованы, и жильцы дома постарались забыть о самом ее существовании. А вместо окна, чтобы не возникало лишних вопросов у любопытных туристов, теперь другое – нарисованное.

Левое окно на верхнем этаже - нарисованное

Прямо напротив несуществующего окна, на этой же улице, расположен единственный в мире памятник колодцу. На месте памятника действительно когда-то был колодец, причем очень древний, упомянутый впервые в середине XIV столетия. По словам Красного монаха, на дне колодца живет злобный Водяной, который ждет удобного момента, чтобы выбраться наружу и затопить весь город. Именно по этой причине, как уверяет наш проводник, колодец и заколочен…

Легенда вторая...

Приключение мумии герцога.

"В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове - завитой парик…

Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллин. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллинне, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллинцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.

И вдруг - как гром среди ясного неба - новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллинцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога - единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой "залог" в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.

Мумию герцога нашли… через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль. Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной "Пляска смерти" Бернта Нотке".

В середине позапрошлого века власти Таллина распорядились прекратить показ мумии, но похоронили герцога лишь в 1897 году. Так и закончились приключения мумии герцога, лишь спустя двести лет после его смерти. Но за эти два столетия, по словам Красного монаха, музей при церкви посетило такое количество народу, что можно с уверенностью сказать – герцог успел сполна вернуть все свои долги…

Легенда третья...

Понтус, торговец кожей.

"Давным-давно лунными ночами на Ласнамяги люди видели всадника в железных латах на белом коне. Он предлагал прохожим купить дубленые кожи. Но желающих приобрести товар не находилось - покупателей отпугивал отвратительный запах кожи.

Однажды повстречался всаднику старичок с козлиной бородкой и спросил:

Какую цену ты, братец, просишь за свою дубленую кожу?

Всадник ему в ответ:

Хочу лишь спокойно уснуть в сырой земле.

Старичок просил рыцаря рассказать, кто же его заставляет бродить по ночам и не дает уснуть вечным сном. Вот что поведал ему всадник:

Был я когда-то знаменитым полководцем, и звали меня Понтусом. Я велел сдирать кожу с мертвых солдат, отдавал ее дубильщику, а потом заказывал из этой кожи сапоги, кафтан и штаны, седло, ремни и уздечки. Все, что сейчас на мне, сделано из человеческой кожи. После моей смерти осталось много дубленой кожи. Когда я прибыл на тот свет и хотел войти в ворота, страж задержал меня: "Велено пустить тебя только после того, как ты продашь всю оставшуюся кожу. Будешь выходить из могилы по ночам и ездить около дорог на Ласнамяги от полуночи до первых петухов, пока не найдешь покупателя". Вот так уже в течение двух поколений я предлагаю дубленую кожу, но покупателей все нет.

Я не побрезгую твоим товаром, - сказал старичок. - Если ты просишь только освободиться от ночных бдений, то цена мне подходит, по рукам. Сойди с коня и следуй за мной.

Понтус обрадовался покупателю, взял свои кожи и зашагал за старичком. Тот же привел его прямо в преисподнюю. У подземных врат старичок принял свой подлинный облик – превратился в черта с рогами и хвостом..."

Так что, как предупреждает Красный монах, если ночью на улицах Таллина кто-то предложит вам купить дубленую кожу, будьте осторожны…

И если прогуливаясь по Старому городу вы вдруг немного замерзли или вас охватил озноб от историй, рассказанных монахом, советую вам согреться чашечкой ароматного, горячего глинтвейна, продающегося прямо на улицах, а заодно и полюбоваться живописными, яркими крышами Нижнего города с одной из смотровых площадок, расположенных в Вышгороде. Полной грудью вдохните свежий морозный воздух и почувствуйте дух мистицизма, парящий над этим прекрасным городом!

Вот и настало время поблагодарить Красного монаха и проститься с ним, чтобы теперь уже кто-то другой вместо вас мог с таким же неподдельным интересом гулять с ним по Старому городу и слушать его неспешный, таинственный рассказ…

Алена Куба , специально для Etoya.ru

Источник легенд: И. Гольдман, П. Калдоя - "Таллинн в легендах", Периодика 1985г.

Поделиться