Русская архитектура стили и памятники 18 века. Школьная энциклопедия

Основные особенности развития архитектуры XVIII века в России

XVIII век - важный в истории российской архитектуры, расцвет архитектуры в России:

  • Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.
  • Западные и российские традиции, Новое время и Средневековье удачно сочетаются в архитектуре.
  • Появляются новые города, рождаются памятники архитектуры, которые сегодня относятся к историческому и культурному наследию России.
  • Санкт-Петербург становится главным центром строительства: построены дворцы с фасадами и парадными сооружениями, созданы дворцово-парковые ансамбли.
  • Возведению объектов гражданской архитектуры уделялось особое внимание: театры, заводы, верфи, коллегии, здания общественного и промышленного назначения.
  • Происходит начало перехода к плановой застройке городов.
  • В Россию приглашаются зарубежные мастера: итальянские, немецкие, французские, голландские.
  • Во второй половине XVIII века дворцово-парковые постройки становятся достопримечательностью не только столичных, но и губернских и уездных городов.

Развитие архитектуры России XVIII века можно условно разделить на три временных периода, на каждый из которых приходится развитие того или иного направления, а именно:

  • Первая треть XVIII века. Барокко.
  • Середина XVIII века. Барокко и рококо.
  • Конец XVIII века. Классицизм.

Уделим внимание более подробно каждому из периодов.

Основные архитектурные стили XVIII века в России

Первая треть XVIII века неразрывно связана с именем Петра I. Города России в этот период претерпевают изменения с точки зрения архитектурной планировки и в социально-экономическом аспекте. С развитием промышленности связано возникновение большого количества промышленных городов, поселков. Большое значение уделяется внешнему виду, фасадам обычных зданий и сооружений жилого назначения, а также театрам, ратушам, больницам, школам, домам для сирот. Активное использование кирпича взамен дерева в строительстве приходится на 1710 год, но касается, прежде всего, столичных городов, вместе с тем для периферийных городов кирпич и камень относятся к запретной категории.

Одновременно с развитием гражданского строительства, значительное внимание уделяется благоустройству улиц, освещению, высаживаются деревья. Во всем сказалось западное влияние и воля Петра, которая выражалась изданием указов, революционно изменивших градостроительство.

Замечание 1

Россия занимает достойное место в градостроительстве и благоустройстве, догнав тем самым Европу.

Главное событие начала столетия - строительство Санкт-Петербурга и московской Лефортовской слободы. Петр I отправляет учиться в Европу отечественных мастеров, пригласив в Россию зарубежных архитекторов. Среди них Растрелли (отец), Мичетти, Трезини, Леблон, Шедель. Преимущественное направление данного периода - барокко, которому присущи одновременное сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста.

Строительство Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году знаменует собой начало возведения Санкт-Петербурга. Благодаря слаженной работе зарубежных и российских мастеров западные архитектурные черты слились с исконно русскими, создав в итоге русский барокко или барокко Петровской эпохи. К данному периоду относится создание летнего дворца Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшикова, здание Двенадцати коллегий, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На более поздний период приходится создание ансамблей Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, дворца Строгановых, Смольного монастыря. Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке - архитектурные творения в Москве, Петропавловский собор - в Казани.

Рисунок 1. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Невосполнимой утратой стала смерть Петра I для государства, хотя по существу не оказала влияния на развитие архитектуры и градостроительства в середину XVIII века. В российском государстве остались сильные кадры. Мичурин, Бланк, Коробов, Земцов, Еропкин, Усов - ведущие русские архитекторы времени.

Рококо - стиль, характеризующий данный период, сочетание барокко и только зарождающегося классицизма. Галантность и уверенность - основные черты того времени. Здания того времени еще обладают пышностью и помпезностью, одновременно проявляя строгие черты классицизма.

Период рококо совпадает с правлением дочери Петра - Елизаветы и отмечен творчеством Растрелли (сына), проекты которого очень органично вписывались в историю русской архитектуры XVIII столетия. Растрелли был воспитан на русской культуре и хорошо понимал русский характер. Его творчество шло в ногу с современниками Ухтомским, Чевакинским, Квасовым. Широкое распространение получили купольные композиции, заменив шпилеобразные. В русской истории отсутствуют аналоги размаха и парадности, присущие ансамблям того времени. На смену высокому искусству Растрелли и его современников при всем их признании, приходит классицизм во второй половине XVIII века.

Замечание 2

Самые грандиозные проекты периода - новый генеральный план Петербурга и перепланировка Москвы.

В последнюю треть XVIII века в архитектуре начинают проявляться черты нового направления - русского классицизма, - так его назвали впоследствии. Данное направление характеризуют античная строгость форм, простота и рациональность конструкций. Классицизм наиболее проявил себя в московской архитектуре того времени. Среди множества известных творений нужно отметить дом Пашкова, Царицынский комплекс, дворец Разумовских, здание Сената, дом Голицына. В то время в Петербурге происходит возведение Александро-Невской лавры, Эрмитажа, Эрмитажного театра, Академии наук, Таврического дворца, Мраморного дворца. Казакаов, Ухтомский, Баженов - известные и выдающиеся архитекторы того времени.

Изменения коснулись многих провинциальных городов, среди них: Нижний Новгород, Кострома, Архангельск, Ярославль, Ораниенбаум (Ломоносов), Одоев Богородицк, Царское село (Пушкин).

В данный период рождаются экономические и промышленные центры российского государства: Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург и другие.

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

У русской архитектуры все еще впереди. Вернемся к истокам - первые русские зодчие, которые своим примером доказали, что русская архитектура существовала, существует и, будем надеяться, будет существовать в будущем. В конце-концов, русские просторы - огромное поле для деятельности.

Федор Конь (1540-1606)

Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.

По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало – стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.

И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.

Дмитрий Ухтомский (1719-1774)

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768

Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей Ухтомский считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам, ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке, считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную "команду". Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.

Василий Баженов (1737-1799)

Дом Пашкова. 1784 - 1786 гг.

Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно мало, а авторство большинства его проектов документально не подтверждено. Еще мальчиком, Баженова заметил известный архитектор Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего. Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем не много построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в Петербурге и др.

Петровский путевой дворец, 1776-1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.

Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой «казаковской москвы».

Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о том, что пожар уничтожил его любимый город Казакову стало плохо и он скончался.

Осип Бове (1784-1834)

Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Во время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к северо-западу от Кремля. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.

Федор Шехтель (1859-1926)

Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.

Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.

Алексей Щусев (1873-1949)

Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 - 1912 гг.

Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии - часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве).

Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала – этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.

Опубликовано: Ноябрь 14, 2013

Архитектура России 18 века (кроме Москвы) , проекты жилых и общественных зданий

18 век в архитектуре России является очень значимым. В нем можно выделить три направления, которые постепенно сменяются друг друга, это , и классицизм. В течение этого периода времени появилось множество новых городов, новых зданий, которые признаны историческими памятниками и которые можно увидеть и сегодня.

Картина «Вид Петербурга в день празднования 100-летия города» работы Бенжамена Патерсена . Холст, масло. 66.5х100 см. Швеция. Около 1803 г.

Основное строительство происходит в Санкт-Петербурге. Связано это было с началом Северной войны против Швеции, которая началась в целях освобождения Невских берегов. Тогда были построены многие военные сооружение, и главным из них стала Петропавловская крепость. Ближе к югу, лицом к крепости, построили Адмиралтейство – судостроительная верфь-крепость, не только инженеры работали над их созданием, но и сам Пётр Первый. Сначала поселения строились как крестьянские избы и городские хоромы, редко расписывались под кирпич. Чтобы лучше понять, как это выглядело, можно посмотреть на рубленый домик Петра Первого на Неве.

Петропавловский собор озведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704)..

Деревянный Петропавловский собор, старинная гарвюра

Хоть людей и заставляли переселяться в Петербург, все равно строительство шло очень медленно. Тогда архитекторам были поставлены особые задачи: город должен был стать современным, и быть не только архитектурно оформленным, но и быть комфортным по своей планировке.

Начался 18 век большими преобразованиями, виновником которых был Петр Первый. За это время во многих российских городах произошли социально-экономические и архитектурные изменения. В это время активно начала развиваться промышленность, появлялись рабочие поселки, здания общественного назначения. До этого времени особое внимание уделялось церквям и царским резиденциям, сейчас же больше обращают внимание на внешний вид обычных зданий, театров, набережных, школ и больниц. Позабыли про дерево в качестве строительного материала и заменили его кирпичом. Для начала только в столице использовали этот материал, а в остальных городах России не было видно ни кирпича, ни камня.

Петр Первый основал специальную комиссию, которая теперь будет заниматься проектированием не только столицы, но и всех крупных городов. Церковное строительство уходит в сторону, оставляя место для гражданских сооружений. Теперь главный акцент ставится не на облик домов, а на общий вид города, дома тянутся вдоль улиц едиными фасадами, застройки делаются менее плотными, для того чтобы оградить от опасности пожаров, для эстетической цели, дороги улиц оснащаются фонарями, улицы озеленяются. На все это явно оказал влияние запад и Перт Первый, который издавал множество указов относительно градостроительства, что доходило до масштабов революции. За короткий срок Россия подошла вплотную к Европе по уровню развития городов.

Главное событие в истории архитектуры – это строительство Санкт-Петербурга. После этого активно начинают меняться и другие города, Петр Первый приглашает архитекторов с Запада, а российские мастера едут на стажировку в Европу.

Спустя некоторое время, в столице собрались зодчие из самых разных школ, новые здания сочетали в себе русские традиции, итальянские, голландские, французские и так далее. Также архитектура Петербурга становится особенной благодаря использованию новых строительных материалов, дома были или кирпичного или мазанкового типа, штукатурка использовалась двух цветов: красного (коричневого) и белого.

В 1710 году, по указу Петра Первого начинается застройка Финского залива, в Петергофе появляются знаменитые дворцово-парковые ансамбли. В 1725 году появился двухэтажный Нагорный дворец, позже его перестраивали и расширяли, работой руководил сам Растрелли. В тоже время на берегу залива построили небольшой дворец для Петра, он состоял из парадного зала и нескольких других комнат, это был дворец Монплезир.

Петергоф - вид парка со стороны дворца, 1907 год, старинная открытка

Большой вклад в архитектуру обещают внести приезжие Растрелли, Шедель, Леблон, Трезини и другие. Стоит отметить, что, когда они только начали творить в России, они четко следовали своему предыдущему опыту, творили по европейскому аналогу, но уже спустя некоторое время, на них повлияла русская культура и это сильно отразилось на их творчестве.

Первая треть 18 века была отмечена как период барокко. Здания этого времени отличались сочетание несочетаемого, контраста и помпезности, реальности и иллюзии. В 1703-1704 гг. в Петербурге началось строительство Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Петр возлагал на архитекторов большие надежды и очень строго следит за выполнением работы. Получившийся стиль с роскошными дворцами, церквями, музеями и театрами назвали русским барокко (барокко Петровской эпохи).

Панорамный вид стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): "Лист 4. Биржа и склад. Новая биржа. Крепость св. Петра и св. Павла".

За это время были построены Петропавловский собой, летний дворец, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, дворец Меньшикова. Большое количество церквей появилось и в Москве, все они были украшены элементами барокко. Достаточно важным объектом на то время стал Петропавловский собор в Казани.

К середине 18 века Россия потеряла Петра Первого, это стало большой потерей для государства и для всех людей, но что касается градостроительства и архитектуры, то существенных изменений после его ухода не отметилось. Страна имела очень сильных мастеров, ведь многие из них прошли обучение заграницей, самыми знаменитыми и востребованными на тот момент были Бланк, Мичурин, Усов, Земцов и др. Начинают появляться здания в стиле рококо, то есть сочетая в себе одновременно барокко и классицизм. Строения становятся более уверенными, элегантными. Рококо проявляется не только во внешних деталях, но и в интерьере. Снаружи, как и внутри, здания помпезные, но в то же время строгие.

В это время как раз начала править Елизавета, дочь Петра, и она много работы назначает Растрелли младшему. Он вырос в условиях русской культуры, поэтому и в работах отмечались блеск и роскошь вместе с русским характером. Совместно с Квасовым, Чевакинским и Ухтомским они создавали памятники русского зодчества. Растрелли создавал купольные композиции по всей России, а не ограничивался Москвой или Санкт-Петербургом, они все больше вытесняли шпилеобразные детали. Русская история не помнит больше ничего подобного таким шикарным и громоздким русским ансамблям. Но, не смотря на большое количество поклонников Растрелли, его стиль быстро сменился следующим – классицизмом. В этот период полностью меняется план Петербурга и происходит перепланировка Москвы.

Последнюю треть 18 века занимает новое направление в архитектуре – русский классицизм. Уже к концу столетия, классицизм стал устойчивым направлением в искусстве. Для него характерны строгие формы с античными элементами, отсутствие лишних деталей, роскоши, рациональность конструкций. Больше всего таких зданий можно увидеть в Москве, но это не означает, что в других городах их не было. Самыми яркими примерами для Москвы стали дворец Разумовских, дом Голицына, Царицинский комплекс, здание Сената и дом Пашкова. В Санкт-Петербурге стоит отметить Академию наук, Эрмитажный театр, сам Эрмитаж, Мраморный дворец, Таврический дворец. Самыми знаменитыми архитекторами того времени стали Ухтомский, Баженов и Казаков.

Мраморный дворец построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизм по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г. Г. Орлова. Мраморный дворец - первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Литография Джозефа Шарлеманя (1782-1861)

Классицизм – стиль, который развивается благодаря заимствованию форм, образцов и композиций античного мира и времени итальянского возрождения. Появляются здания с правильными формами и площадями, логичные, симметричные, рациональные, во всем есть строгость и гармония, активно используется ордерная тектоническая система. Многие заказчики не могли позволить себе больше дома в стиле барокко, теперь настал период крестьян и купцов с меньшими экономическими возможностями.

Благодаря экономическому и социальному положению в стране, активно начал развиваться внутренний и внешний рынки, чтоб позволяло расширять промышленное и ремесленное хозяйство. Появилась необходимость казенных и частных сооружений: торговых палат, гостиных дворов, рынков, ярмарок, складов. Появились и уникальные для того периода здания: банки и биржи.

Во всех городах начали появляться строения общественного назначения: школы, гимназии, институты, больницы, тюрьмы, казармы, пансионаты и библиотеки. Города быстро разрастались, поэтому не было больше финансирования на барочные дома и не хватало для этого мастеров.

В 1762 году основали комиссию по вопросам каменного строения в Санкт-Петербурге и Москве. Она была создана для регулирования и попечения градостроительства. Комиссия существовала до 1796 года, в нее входили Квасов, Старов, Лем др. великие архитекторы. Главными факторами стали сухопутные и водные магистрали, границы между городами, торговые площадки и административные здания. Город имел четкую прямоугольную планировку. Высота улиц имела четкие ограничения, были образцы, которым нужно было следовать, дома должны были стоять на минимальном расстоянии друг от друга. Архитектурные решения оживлялись фигурными обрамлениями окон.

В провинциальных городах России здания не строили выше 1-2 этажей, в то время как в Петербурге можно было увидеть и 3-х и 4-х этажные здания. Квасов разработал проект, согласно которому облагораживалась территория набережной Фонтанки, в скором времени она превратилась в дугообразующую магистраль.

Самым ярким примером классицизма можно назвать «Увеселительные дома» в Ораниенбауме, сейчас его уже не существует, поэтому увидеть можно только на страницах книг и учебников. Над этим зданием работали Кокорин, а Виста в то время построил Ботный дом в Петропавловской крепости.

Что касается провинциальных городов, то больше всего искусство 18 века отложило отпечаток на Царское село, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Архангельск, Одоев Богородицкий и др. После этого периода начали активно развиваться Петрозаводск, Екатеринбург, Таганрог и т.д., они большое внимание уделяли промышленности и экономике всего государства.

По теме:

«Архитектура России XVIII века » - «Центрнаучфильм» (00:26:26 цветной) Режиссёр -- А. Цинеман


- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:
Опубликовано: Ноябрь 14, 2013

Архитектура Москвы 18 века

Алексеев Ф. Я. Соборная площадь в Московском Кремле 1811 - Архитектура Москвы 18 века

Уже в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. К началу 18 века на перекрестке Земляного вала и улицы Сретенки появилось здание возле ворот Стрелецкой слободы, этому поспособствовал архитектор Чоглоков Михаил Иванович. Когда-то здесь стоял полк Сухарева, поэтому и башню назвали в память полковника, то есть Сухаревой .

Сухаревская башня, по проекту М. И. Чоглокова (была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка ). В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

Башня колоссально изменила свой внешний вид в 1701 году, после перестройки. На ней стало больше деталей, напоминающих средневековые западноевропейские соборы, а именно часы и башенки. В ней Петр I устроил школу математических и навигацких наук, здесь появилась обсерватория. Но в 1934 башня Сухарева была разрушена, чтобы не мешать движению.

В этот же период в столице и области (усадьбе Дубровицы и Уборы) активно строились храмы в западноевропейском стиле. В 1704 Меншиков А. Д. дал заказ архитектору Зарудному И. П. на строительство церкви Архангела Гавриила возле Мясницких ворот, по-другому ее называли Меншикова башня. Отличительная ее черта – высокая, широкая колокольня в стиле барокко.

Свой вклад в развитие архитектуры столицы внес Ухтомский Дмитрий Васильевич, он создал великие творения: колокольню Троице-Сергиева монастыря и Красные ворота в Москве. Ранее здесь уже стояла колокольня, но Ухтомский дополнил ее двумя новыми ярусами, теперь их стало пять и высота достигла 80 метров. На верхние яруса нельзя было размещать колокола из-за хрупкости строения, но они придали грациозности и торжественности постройке, которую теперь было заметно из разных частей города.

Красные ворота, к сожалению, сейчас можно увидеть только на картинках учебников, до наших дней они не сохранились, но они заслуженно являются лучшими архитектурными сооружениями русского барокко. То как их строили и видоизменяли непосредственно связано с историей жизни Москвы 18 в. и показательно характеризует ту эпоху. Когда в 1709 г. русские выиграли полтавское сражение против шведской армии, на Мясницкой улице появились триумфальные деревянные ворота. В том же месте по случаю коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. построили вторые ворота, средства на это выделило местное купечество. Немного времени они стояли, перед тем как сгорели, но Елизавета тут же велела восстановить их в каменном виде, эту работу поручили Ухтомскому, о котором упоминалось ранее.

Ворота была сделаны по типу древнеримской триумфальной арки, жители столицы их очень полюбили, поэтому и назвали Красными, от слова «красивые». Изначально постройка заканчивалась грациозным шатром, на котором красовалась фигура трубящей Славы с пальмовой ветвью. Над проходом поместили портрет Елизаветы, который со временем украсили медальоном с гербом и вензелями. По бокам, над дополнительными проходами, располагаются рельефы в честь опять-таки императрицы, а над ними еще и статуи как символы Бдительности, Милости, Постоянства, Верности, Торговли, Экономии, Изобилии и Мужества. На ворота было нанесено около 50 различных изображений. Когда в 1928 г. Площадь реконструировали, то и это великое сооружение безжалостно разобрали, сейчас здесь стоит обычный серый павильон метро, ассоциирующийся совсем с другим временем.

Про Петровскую эпоху теперь перестали говорить, когда архитекторы окончательно достроили Петербург, который стал столицей. Двигаясь к завершению 18 в., опять все строительство вернулось в Москву. Активно начали возводить светские дома и дворцы, церкви, учебные и медицинские учреждения. Лучшими архитекторами времен Екатерина II и Павла I стали Казаков и Баженов.

Баженов Василий Иванович обучался в гимназии при Московском университете, а затем в новой Петербургской академии художеств. Когда он доучился, поехал осматривать Италию и Францию, а затем вернулся в Петербург, где был удостоен звания академика. Хотя карьера в Петербурге у Баженова сложилась очень удачно, он все же поехал в Москву, чтобы воплотить в жизнь проект Екатерины II – Большой Кремлевский дворец. Патриархальная Москва не смогла принять такой проект, он слишком выделялся из общей картины того времени.

Алексеев Ф. Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста 1811

Планировалось наполовину снести южные стены Кремля, устаревшие сооружения, а вокруг того что осталось – старейшие памятники культуры, церкви и колокольни, возвести новое помпезное здание дворца в стиле классицизма. Баженов хотел возвести не только один дворец, но и чтоб рядом были театр, арсенал, коллегии, площадь для народа. Кремль должен был стать не средневековой крепостью, а большим общественным местом для города и его жителей. Архитектор представил в первую очередь чертежи будущего дворца, а затем и её деревянную модель. Эту модель отправили Екатерине II в Петербург, чтобы она одобрила, а затем оставили в Зимнем дворце. Проект утвердили, даже торжественно уложили первый камень с участием императрицы, но его так и не довели до конца.

В 1775 г. Екатерина II дала новое поручение Баженову, возвести личную резиденцию возле Москвы в имении Царицыно, которое на тот момент называлось Черная грязь. Императрица хотела, чтобы здание было построено в псевдоготическом стиле. Начиная с 1775 года были построены знаменитый Большой дворец, «Хлебный дом», «Оперный дом», каменные мосты и многое другое, что можно увидеть и сегодня.

Алексеев Ф. Я. Панорамный вид Царицыно 1800

Царицынский ансамбль очень отличался от усадьб того времени, на них было большое количество элементов готической архитектуры, например, стрельчатые арки, оконные проемы сложной формы и т. д. Баженов говорил, что древнерусская архитектура является подвидом готической, поэтому здесь были и элементы российского Средневековья, такие как раздвоенные наверху зубцы, похожие на завершения стен Кремля. Характерным признаком русской архитектуры было и совмещение белокаменных деталей и красными кирпичными стенами. Внутри все было специально усложнено в средневековом стиле. Дворец выглядел очень грубо и мрачно, и когда императрица приехала смотреть на него, с ужасом сказала, что дворец больше похож на тюрьму, и больше никогда туда не возвращалась. Она приказала, чтобы дворец снесли, а вместе с ним и некоторые другие постройки. Задание было передано другому архитектору – Казакову М. Ф, который сохранил классицистический правильную форму здания и сделал готическое оформление.

дом Пашкова, архитектор Баженов

У Баженова заказывали и многие другие постройки. Например, его работой был дом П. Е. Пашкова, который стоит лицом к Кремлю, он отличается классицистическим стилем, светлым фасадом, стены кирпичные, которые еще больше подчеркивают могущество и величественность строения. Дом находится на возвышенности, посередине стоит 3х-этажный дом с аккуратным портиком, по бокам возвышаются статуи, наверху располагается круглая скульптурная композиция бельведер. Галереи выполнены в один этаж, которые продолжаются двухэтажными флигелями с портиками. С холма можно спуститься по лестнице, сначала она вела сад с красивыми заборами и фонарями, а к 20 веку улицу расширили и не осталось ни решеток, ни сада. М. Ф. Казаков не смог бы творить в такой степени без влияния Баженова и Ухтомского. Екатерине II пришлось по душе творчество Казакова, и она доверяла ему еще не один заказ, сюда относились и дома для жилья, дворцы для царской семьи, церкви в стиле классицизма.

Петровский путево́й (подъездной) дворец на Тверском тракте, архитектор Казаков

По дороге из Петербурга в Москву можно было остановиться в Петровском подъездном дворце, по-другому он назывался Петровским замком, над ним также работал Казаков и использовал псевдоготический стиль. Но все равно без классицизма не обошлось, о нем говорят правильные симметричные формы комнат и все внутренне оформление. Только по элементам фасада можно было узнать отголоски древнерусской культуры.

Следующе здание, строительство которого началось в 1776 г., а завершилось аж в 1787 г. было опять-таки сделано с помощью Казакова, это был Сенат в Московском Кремле. Здание полностью соответствует традициям классицизма, но в нем отражаются и черты проекта перестройки Кремля Баженова. Главная часть здания треугольная, посередине стоит большой круглый зал с большим куполом, который нельзя не заметить, находясь на Красной площади. Баженов и его коллеги очень сомневались на счет прочности купола, и чтобы опровергнуть это сам Казаков взобрался на него и стоял неподвижно полчаса. На лицевой стороне здания находится колоннада, которая подчеркивает плавные изгибы стен.

Таким же значимым событием было организация грациозного Колонного зала в доме Благородного собрания в Москве, его оформлением занимался Казаков в конце 18 века. Площадь здания правильной прямоугольной формы, по периметру расставлены колонны, которые стоят не прямо под стенами, а на некотором расстоянии. По всему периметру висят хрустальные люстры, верхний полуэтаж окружен ограждением из фигурных столбиков, соединенных между собой перилами. Пропорции строго соблюдены, что не позволяет оторвать глаз.

Алексеев Ф. Я. Страстная площадь (Триумфальные ворота, церковь св. Дмитрия Солунского и дом Козицкой), картина 1800 г.

В центре столицы Казаковым был построен университет, прямо на Моховой улице, это произошло в 1789-1793 годах. Спустя пару десятков лет здание сгорело, но было частично восстановлено архитектором Доменико Жилярди, он не вносил своих кардинальных изменений, а оставил казаковский принцип в виде буквы «П» и общий план композиции.

Московский университет, 1798, архитектор Матвей Казаков

Казаков очень был удивлен случившимся пожаром, ему весть пришла в Рязань. Он не смог перенести такого удара и в скором времени умер, ему сообщили, что пожар поглотил все его постройки. Но на самом деле многие здания сохранились и до сегодняшнего дня, по которым сразу прослеживается общее из архитектуры 18 века – «казаковской Москвы».

В середине XVIIIв. в северной части территории современного Нескучного сада возникла усадьба, заказанная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем.

В 1756г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты - Александрийский дворец. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова.

Алексеев Ф. Я. Военный госпиталь в Лефортове 1800


Алексеев Ф. Я. Вид церкви "Никола Большой Крест" на Ильинке 1800

Алексеев Ф. Я. Вид церкви за Золотою решеткою и Теремного дворца 1811

Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота, картина 1800 г.

статья в подготовке

Архитектура России 16 века
Улица Арбат, Москва (архитектура, история)
Поварская улица, Москва (архитектура, история)
Улица Кузнецкий мост, Москва (история, архитектура)
Район Лианозово, Москва, история
Архитектура Москвы, памятники, история, современная столица
Архитектура России и Москвы, современность, 19, 18, 17 века, ранние периоды (13-16 века) Киевская Русь (9-13 вв.)
Архитектурный стиль
Достопримечательности Москвы
Поделиться