Петровский путевой дворец. Петровский путевой дворец – как попасть на экскурсию и что теперь в императорской гостинице Петровский дворец на динамо официальный

Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Когда Екатерина II еще только планировала дворец, где смогут останавливаться царские особы и важные делегации по пути из Петербурга в Москву, дорога, по которой они приезжали, называлась, конечно же, еще не Ленинградским проспектом, а Тверским трактом. А земли, на которых сейчас располагается Петровский парк с прекрасным путевым дворцом в центре, принадлежали в то время Высокопетровскому монастырю, давшему название не только этому дворцу, но и улице Петровке, на которой этот монастырь находится.

То есть, как мы поняли в первые минуты нашей экскурсии, парк и дворец, как и город на Неве, названы вовсе не в честь Петра Великого, а в честь святого апостола Петра. Ну а «путевыми» называются дворцы, находящиеся собственно на пути и служащие временным пристанищем для тех, кто этот путь держит.

Екатерина II, заказавшая постройку этого дворца в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в отличие от своей предшественницы Анны Иоановны, пышно украшавшей обе столицы кружевными завитками в стиле барокко, держала курс на более строгую и сдержанную античность. Петербург для нее перевоплощал Джакомо Кваренги – приверженец палладиевой архитектуры, а в московском зодчестве большой след в то время оставили В. И. Баженов и М.Ф. Казаков, который работал под руководством Баженова в Экспедиции кремлёвского строения. Выбор архитектора для путевого дворца можно назвать тем случаем, когда ученик победил учителя. Екатерина II отвергла проект Баженова и утвердила проект Казакова, уже завоевавшего ее расположение созданием увеселительных павильонов для гуляний на Ходынском поле.

Строительство дворца началось в 1776 году и длилось до 1780 года. Уже в 1778 году Екатерина поручила Баженову и Казакову строительство еще одного дворцового ансамбля в Царицыно. Сходство Петровского путевого дворца и Царицыно очевидно – этот стиль позже получил название псевдо- или русской готики. За основу брались палладианские строения с строгим следованием симметрии и учётом правил перспективы.

Но русские архитекторы щедро добавляли им черты европейской готики, московского барокко и какие-то свои собственные архитектурные находки. Иногда в постройках можно было заметить личные убеждения архитектора или мецената, потому так часто на памятниках этого периода мы можем заметить какие-то знаковые элементы масонства. Глядя на Петровский путевой дворец снаружи, мы сразу отмечаем характерное для готики стремление ввысь. Мы не смогли не сосредоточить свой взгляд на этих традиционных для готики раздвоенных окошках в форме «ласточкин хвост» и необычных витых трубах.

Попадая во внутрь дворца и поднимаясь по узким лестницам, мы оказываемся уже в атмосфере барокко, среди нежно голубого цвета, золоченых канделябров и лепных символов изобилия.

Несмотря на то, что столицей был Петербург, коронации на царство продолжали проходить в духовной столице и сердце страны – Москве. Потому дворец стал местом, где после пути из Петербурга останавливались будущие цари со своими свитами, отдыхали и приводили себя в порядок перед официальным принятием царского сана – первым из них был Павел I, короновавшийся в 1797 году. Среди экспонатов находящегося здесь сейчас музея есть милые дорожные вещи того времени.

Например, впечатляющие часики с защитным чехлом, дорожные наборы игр и портативное, как бы мы сейчас сказали, бюро. Кстати, как мы узнали из передачи «Что? Где? Когда?», дорожные бюро делались такой покатой формы не только для того, чтобы на них было удобно писать письма, но и для того, чтобы их можно было использовать в качестве подушки. Однако думаем, что царским особам на такие ухищрения идти было незачем.

Во время Отечественной войны 1812 года, после начала московского пожара и поспешного вывода французских частей, здесь в течение четырех дней с 3 сентября держал ставку император Наполеон. Когда он смотрел из окна дворца на яркое и шумное полыхание своих надежд и амбиций, несмотря на удаленность от горящего города, у императора обгорели волосы - настолько сильно пожар нагрел кирпичные стены дворца. Эти значительные дни в судьбе и Наполеона, и дворца А.С. Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине». Наш экскурсовод окончательно завоевал наши сердца, вдохновенно прочитав нам эти строчки:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Пожилой уже Казаков был увезен к этому времени родными в Рязань, известие о пожаре в Москве, многое в которой было создано им самим, ускорило приход его смерти. Уголок большого выставочного зала посвящен войне, пожару и Наполеону.

Реставрацией дворца после разрушительного пребывания здесь французов занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. А купол парадной ротонды, где проходили балы и торжественные приемы, расписал художник Джузеппе Артари. Многие посетители принимают эту роспись за продолжение лепнины, настолько объемной она выглядит – практически современная 3D-графика.

До прихода советской власти основные залы и комнаты так и предназначались для государственных нужд. Здесь выставлены царская посуда, атрибуты быта и даже меню двух обедов: в честь бракосочетания Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Обратите внимание, что это перечень блюд для одного человека; и на один обед, а не недельное довольствие.


Остальная часть дома служила казенными квартирами для знатных людей. Когда М.Ю. Лермонтов гостил на такой квартире у своего приятеля Д. Розена, он написал в письме своим родным: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».

После революции дворец стал практически колыбелью красной авиации. В 1920 году здесь была открыта Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, любовно называемая ее воспитанниками «Жуковской» или «Жучкой».

Из этих стен вышли все те, кем гордимся мы и наша космонавтика. Именно в этой самой ротонде с расписным куполом получал свой диплом Юрий Алексеевич Гагарин.


Заметьте, что стены этой ротонды сплошь украшены империалистическими двуглавыми орлами и портретами эксплуататоров крепостного труда, а потому загадка, как памятник почти без потерь пережил приход советской власти. А объясняется эта загадка очень изобретательно. Пощадившие труд архитекторов и художников, новые хозяева не стали сбивать лепнину, а подвесили под купол этой ротонды огромный дирижабль, символизирующий прогресс в воздухоплавании и закрывающий все не актуальные более элементы.

Сейчас в этой ротонде проходят встречи московского мэра с важными делегациями. Так что часть дворца продолжает служить государству. Еще часть – это гостиница. Ну а несколько залов действуют как музейные: Кавалерийский зал, Круглый зал, Бело-голубая и Золотая гостиные.

В Золотой гостиной сохранились оригинальная мебель, заслонки для каминов и зеркала. Нас заинтересовали небольшие круглые столики, стоящие в углах при больших столах, окруженных сидячими местами. Оказалось, на них компаниям подавались курения – что-то вроде современных кальянов.


В зеркала над каминами смотрелась сама Екатерина. Мы не смогли отказаться от предложения экскурсовода воспользоваться этой своеобразной машиной времени и заглянуть в них самим.

Блистательная эпоха правления Екатерины Второй оставила после себя множество великолепных дворцов, таких как Гатчинский, Мраморный, Таврический, Екатерининский и Царицынский дворцовые комплексы, которые сегодня являются украшением обеих российских столиц. К числу таких архитектурных сооружений относится и Петровский путевой дворец в Москве. Он расположен недалеко от станции метро “Динамо”, по адресу Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец: история

Строительство Петровского путевого дворца было начато в 1776 году по приказу императрицы Екатерины Второй, пожелавшей иметь комфортабельную резиденцию на пути из Петербурга в Москву, где можно было отдохнуть перед торжественным въездом в Златоглавую. Строительство продлилось четыре города, и хотя летом 1780-го года архитектор Матвей Казаков уже отрапортовал о завершении работ московскому градоначальнику, впервые именитая заказчица почтила своим присутствием новый путевой дворец лишь семь лет спустя. Причем, по легенде, Екатерина заявила, что во время пребывания в этой резиденции она чувствует себя под охраной народа и не нуждается в телохранителях. Следующий царственный гость - Павел Первый − провел там несколько дней перед своей коронацией в 1797 году, положив тем самым начало вековой традиции, по которой российские монархи отдыхали в этой на тот момент Подмосковной резиденции, прежде чем венчаться на царство в Московском кремле. В 1812 году Петровский путевой дворец на четыре дня стал ставкой Императора Наполеона, а в 1896 году в день кровавой трагедии на Ходынском поле здесь был организован торжественный обед в честь коронации Николая Второго. В советский период (с 1923 года) здание было передано Академии ВФ им. Н. Е. Жуковского и использовалось в качестве главного административного корпуса этого учебного заведения вплоть до 1997 года.

Реставрация и реконструкция московского Петровского дворца в конце 20-го в начале 21-го века

В 1998 году Петровский путевой дворец был передан под юрисдикцию Московского правительства, и здесь был произведен капитальный ремонт, включая модернизацию коммуникаций и реставрацию внутренних интерьеров. Все восстановительные работы продлились вплоть до 2009 года. В результате этот великолепный историко-архитектурный памятник превратился в Дом торжественных приемов Московской мэрии, а часть его помещений были переоборудованы под четырехзвездную гостиницу с бассейном, русской баней и рестораном “Карамзин”, где подают блюда французской, итальянской и русской кухни. Более того, в залах первого этажа время от времени организуются концерты камерной музыки и разнообразные культурные мероприятия, на которые можно попасть по специальным приглашениям или по билетам, распространяемым через концертные агентства.

Петровский путевой дворец: экскурсии

Дворец является прекрасным образцом архитектуры 18 века, поэтому в любое время года есть немало желающих попасть туда на экскурсию. Стандартная программа такого посещения этого дворцового комплекса, включает групповую прогулку в сопровождении гида по Парадному двору, Колонному залу, Казаковской лестнице, парадному купольному залу и по аванзалам второго этажа. Однако самое интересное - это посещение дворцового мини-музея, где представлены экспонаты, рассказывающие об истории строительства и реконструкции дворца, о коронационных торжествах, проводимых здесь на протяжении 18-19 веков, а также событиях в период оккупации Москвы французами в 1812 году. Туристы могут также прогуляться по великолепному ландшафтному парку, разбитому в 1827 году под руководством архитектора Таманцева, занимающегося восстановлением комплекса после его разорения отступающей наполеоновской армией.

Тем, кто собирается посетить путевой Петровский дворец в Москве, нужно знать, что билеты на экскурсии продаются в экскурсионном бюро, расположенном по адресу Зубовский бульвар, 2, и их необходимо приобретать заранее. Причем если турист собирается фотографировать внутренние помещения или делать снимки во внутреннем дворе, то необходим специальный фото-билет.

Свадьба в Петровском дворце в Москве

Еще 3 десятилетия назад наши мамы и папы были в восторге, если им удавалось зарегистрировать свой брак во Дворце бракосочетания вместо того, чтобы расписаться “по-быстрому” в отделении ЗАГС по месту жительства. Сегодня ситуация изменилась, и современные молодожены имеют возможность провести в парадных залах, где не раз гостили российские монархи, аристократы, а также известные литераторы и музыканты. В частности, прекрасным местом для такого торжества является Петровский путевой дворец, свадьба в котором станет незабываемым событием и хорошим началом семейной жизни для любой влюбленной пары.

Регистрация брака в Петровском дворце

В 2012 году власти Москвы разрешили использовать в качестве места для проведения свадеб путевой Петровский дворец. Регистрация брака на территории этого роскошного архитектурного комплекса возможна после подачи заявления в Тверском отделе ЗАГС. В течение каждого месяца для проведения свадеб выделяется 2-4 дня в зависимости от сезона, причем на выездную официальную церемонию регистрации длительностью около 45 минут молодоженам разрешается пригласить до 20-40 гостей. По пожеланию новобрачных свадьба может проходить под звуки классической музыки в исполнении струнного квартета, а шампанское гостям будут подавать лакеи в ливреях, сшитых по образцам униформы, которые носили слуги в 18-м веке.

Кроме того, как уже было сказано, некоторые помещения дворцового комплекса отведены под комфортабельную гостиницу, поэтому молодожены здесь могут провести романтичную ночь и встретить рассвет в настоящих царских покоях.

Фотосъемка в Петровском дворце

Всем, кто желает получить на память о своей свадьбе шикарный фотоальбом, можно порекомендовать выбрать местом регистрации брака Петровский путевой дворец. Фото с такой на фоне роскошных интерьеров в стиле ампир или сделанных в живописных аллеях наверняка станут предметом белой зависти подруг, и их будет приятно рассматривать даже много лет спустя.

Привет, друзья. С этим роскошным московским зданием связаны многие ключевые моменты истории России. Перед коронацией в нём останавливались Российские правители. Здесь ждал падения Москвы Наполеон. И называется это примечательное место Петровский путевой дворец.

Петровский путевой, или как его еще называют, Подъездной, дворец находится в районе Аэропорт на Ленинградском проспекте на въезде со стороны Санкт-Петербурга в Москву. Напротив знаменитого Ходынского поля.

Выглядит дворец празднично и шикарно. Позади дворца и сейчас можно увидеть то, что осталось от Петровского парка, который был разбит к началу XIX столетия. Сейчас это небольшая зелёная зона. Но именно — небольшая.

Осмотр дворца снаружи и прогулка по парку займёт примерно 1 час.

Внутрь дворца попасть можно. Как это сделать и, что находится внутри, я расскажу дальше.

История

Здание дворца — образец романтической неоготики.

Закончилась русско-турецкая война и Екатерина II приказала возвести новый дворец. Строительство длилось с 1776 по 1780 год.

По задумке на территории дворца должны были останавливаться на отдых знатные особы, направлявшиеся в Москву. Остановка по пути в Москву. Так появилось название — путевой дворец. Или иначе — императорская гостиница.

За проект здания и реализацию строительства отвечал знаменитый русский архитектор Матвей Казаков.

Здание получилось красивым и удобным. Своё назначение оно выполняло исправно. Здесь побывало немало высокопоставленных лиц. Более того, здесь останавливались все российские императоры.

Место стало своеобразной последней ступенькой в их пути к Российскому трону. Утром будущие монархи въезжали в Москву, и начиналось венчание на царство. Традицию останавливаться в Путевом дворце накануне коронации положил Павел I.

Интересно о чём думают люди в ночь накануне коронации?

По иронии судьбы, во время военных действий 1812 года на пути в Москву здесь остановился Наполеон. В Путевом дворце располагалась его ставка. Отсюда он наблюдал, как горела, сдавшаяся, но непокорённая Москва.

У А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» есть такие слова, посвященные Петровскому Путевому дворцу:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

После бегства Наполеона здание было разорено. Восстановили его при Николае I. Причем реставрация велась около 10 лет.

К концу XIX века в жизни императорской гостиницы призошло трагическое событие. Во время коронации Николая II случилась страшная давка на Ходынском поле, напротив которого и находится дворец.

Ходы́нка, Ходынская катастрофа - массовая давка, произошедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900. Википедия

В тот трагичный день, вопреки всему произошедшему, в Путевом дворце состоялся обед по случаю коронации Николая II.

После революции 17 года, здание дворца в разное время занимали музей Красной авиации и Военно-воздушная Академия СССР.

Наши дни

К началу 2000-х властями города было принято решение превратить строение в элитную гостиницу. Так появился отель Петровский Путевой Дворец .

Открытие отреставрированного здания уже в новом амплуа состоялось в 2009 году.

Сейчас помимо гостиницы здесь располагаются бассейн, сауна, пресс-центр, ресторан «Карамзин». Часто здесь проходят концерты.

Попасть сюда можно во время экскурсии, которые организовывает музей Москвы, или забронировав номер в отеле.

Гостиница находится под управлением знаменитого московского отеля Метрополь . Сами понимаете насколько хорошее здесь качество обслуживания. Здесь представлены номера разной категории от доступного Стандартного номера до, так называемых, Екатерининских палат с несколькими спальнями.

Кроме того, здесь можно проводить деловые встречи. Для этого предусмотрены просторные конференц-залы.

Ну и, конечно, опция, пользующаяся огромной популярностью – проведение свадьбы во дворце.

Есть несколько пакетов свадебных услуг разной стоимости. Что бы вы ни вы ни выбрали, не забудьте вписаться в график на желаемый месяц, подписать договор в офисе и подать заявление в Тверской ЗАГС Москвы. Обо всем остальном позаботятся организаторы. Вам останется только получать удовольствие и наслаждаться фотографиями со свадебной фотосъемки во дворце.

Официальный сайт: www.petroffpalace.mos.ru/ru

Экскурсия

Вот с экскурсией не всё так просто. Купить билеты рядом с дворцом невозможно. Попасть на экскурсию можно только в составе организованной группы в сопровождении экскурсовода.

Экскурсии проходят не каждый день. Расписание плавающее.

Внимание! Приходить на экскурсию нужно с паспортом, по которому вы покупали билет.

Можно заказать экскурсию на группу, например, на класс или войти в состав сборной группы из одиночных посетителей (как войти в такую группу в музее Москвы мне толком не ответили). Поэтому билеты покупать надо заранее. Продаются они в Музее Москвы.

Запись по телефону: +7 495 637 70 05, [email protected]

Более удобный способ для одиночных посетителей — купить билеты через интернет.

На сайте Городское экскурсионное бюро (музей Москвы). Но это тоже не просто...

Самый простой способ:

1. Заходите на сайт бюро http://mosburo.com/

2. В таблице проверяете, когда будет экскурсия. Расписание плавающее.

3. Затем прокручиваете страницу вниз до красной кнопочки «купить билет».

4. Нажимаете на неё.

5. Попадаете на страницу с экскурсиями.

6. Прокручиваете вниз пока не найдёте Петровский путевой дворец.

7. Нажимаете на него.

8. Попадаете на страничку, где можно купить билет.

9. Выбираете число (стрелочка справа)

10. Стрелочка слева — показывает на число 6 — это число показывает, сколько мест осталось.

11. Нажимаете на кнопку оплатить, вносите паспортные данные свои и ребёнка (если вы с ребёнком идёте).

12. Всё. Уфф.

Приезжаете ко дворцу и находите своего экскурсовода.

У экскурсионного бюро музея Москвы есть группы в Фейсбуке и во В Контакте. Там выкладывается самая свежая информация и там же оперативно отвечают на вопросы.

Сколько стоит

У бюро есть эксклюзивная услуга — вы можете заказать экскурсию с экскурсоводом только для себя. Оплата как за группу и по предварительной записи.

Стоимость зависит от маршрута:

Дворец и парк

  • Экскурсии проходят в тёплое время (скорее всего с апреля по ноябрь или октябрь). Узнать по телефону это так и не удалось(
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00.
  • Стоимость: 750 р.
  • Льготный билет: 450 р.

Дворец

  • Расписание плавающее. Экскурсии не каждый день, но когда они есть, их может быть и 5 в день.
  • Начало может быть в разное время, т.е., как и дни экскурсий, начало плавающее. Надо уточнять в таблице афиши. Но примерное начало с 10:30 и начало последней экскурсии примерно в 15:00
  • Стоимость: 450 р.
  • Льготный билет (дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы): 250 р.

Экскурсия по дворцу состоит из трех частей:

1. Парадный двор;

2. Музейные залы (история строительства, восстановления и реконструкции дворца, коронационные торжества);

3. Парадные помещения дворца (Колонный зал, Казаковская лестница, парадный купольный зал и аванзалы второго этажа).

Как добраться

На метро. Ближайшая станция метро – Динамо. От неё 10 минут пешком (сначала по Ленинградскому шоссе, а потом по аллеям выйдете прямо ко дворцу) или 5 минут на автобусе до остановки Петровский парк.

На машине из центра Москвы, поверните с Ленинградского проспекта на Правую дворцовую аллею и подъезжайте к чугунным воротам.

Автомобиль можно оставить на надземной или подземной парковке.

Адрес: 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40.

Петровский путевой дворец на карте

Спасибо, что подписываетесь на нас, друзья. До свидания!

История Петровского парка и его построек. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я .
К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу , ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
Строительство началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.

Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст . Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.

По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.

Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров - "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".


За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
Начиная
с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы , остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях .
Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед
Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину. Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану Лейхтенбергскому , что если ему случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.

Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою!
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он...
Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.

На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть - После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта,
рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.

В том же году начались восстановительные работы, которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран , Таманский , Шохин , Менелас .
Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова , который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена , служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
Художник К. А. Горбунов. 1841 год..

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".

В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Т оржественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту.

Императорский путевой дворец в Твери построен во второй половине XVIII века, по проекту архитектора Петра Романович Никитина. Роскошный особняк возведен на площади в центральном районе города. Сейчас это улица Советская, там, где она выходит к Староволжскому мосту. Такое расположение выбрано не случайно, ведь в то время через Тверь проходил Петербургский тракт, связывающий северную столицу с Москвой. По долгу службы дорогой пользовались высшие государственные чины и сама императрица Екатерина II. Именно поэтому здесь было решено построить небольшой дворец, где можно с комфортом отдохнуть и переночевать после долгого пути. Отсюда и название дворца — путевой.

Тверской императорский дворец — настоящая жемчужина города, с богатой строительной историей.

Здание неоднократно перестраивалось и реконструировалось различными архитекторами, благодаря чему впитало в себя элементы нескольких архитектурных стилей, включая классицизм и барокко.

Главный корпус дворца двухэтажный и выходит фасадом на берег реки Волги. К нему прилегает въездной двор и пристроено два выдвинутых флигеля. Во дворце находился приемный зал, императорские покои, церковь и библиотека. Также на территории имелась конюшня и каретный двор.

Внутреннее убранство дворца получилось особенно роскошным — изделия из стекла и фарфора, выполненные руками великих мастеров картины и скульптуры, дорогая мебель, мраморные колонны, огромные камины и другие детали интерьера.

Сегодня Путевой дворец считается не только объектом историко-культурного наследия, но и одним из старейших сооружений в Твери, что привлекает внимание археологов со всей России. Для самого города дворец стал своего рода визитной карточкой.

В Российской империи было сооружено 14 путевых дворцов. Но только 9 из них сохранилось до наших дней. Все они охраняются как памятники истории и архитектуры.

Часы работы Императорского путевого дворца в Твери в 2019 году

Распахнувший свои двери после долгой реставрации, Императорский дворец доступен для экскурсий со среды по воскресенье.

Часы работы: с 11:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

Стоимость билета в путевой дворец Твери в 2019 году

Цены при самостоятельном посещении:

  • Взрослый билет — 250 рублей;
  • Льготный билет (студентам и школьникам с 16 лет, пенсионерам) — 100 рублей;
  • Детям до 16 лет вход бесплатный.

Цены в составе экскурсии: от 500 рублей для детей и от 1000 рублей для взрослых.

История

В XVII веке на этом месте стоял дом архиерея. К большому несчастью дом был уничтожен большим пожаром 1763 года, который охватил большую часть Твери. Здание планировали реконструировать, но, в конечном счете, было принято решение о его сносе. После чего началось строительство путевого дворца для членов императорской семьи и представителей аристократии.

За свою долгую историю у дворца неоднократно менялись владельцы, и проводилось несколько масштабных реконструкций: в 1809—1811 гг., в 1864—1871 гг. и в 1944—1948 гг.

В начале XIX века дворцовые покои облюбовали генерал-губернатор Тверской области — принц Георг Ольденбургский, и его супруга княгиня Екатерина Павловна. По воле новых владельцев дворец был перестроен архитектором К. И. Росси. В скором времени дворец стал одним из центров притяжения Тверской знати. Во дворец начали приезжать известные личности из Москвы и Петербурга. Среди них были император Александр, поэты Жуковский и Глинка, историк Николай Карамзин.

В 1864 году проведена еще одна реконструкция, в этот раз А. И. Резановым. Дворец дополнили новыми элементами в «старом стиле». В первую очередь взялись за боковые павильоны, щедро украсив их богатой лепниной. Стоит отметить, что изменения были выполнены настолько элегантно, что человек, далекий от архитектурных нюансов, не заметил бы разницы между доработками и оригинальной постройкой.

В конце XIX века часть здания была отдана под выставочный зал городского музея.

В первой половине XX века для путевого дворца в Твери началась сложные времена. Во время революции здание заняли большевики, разместив в нём совет рабочих и крестьян. Всё бы ничего, но в 1935 году новые постояльцы полностью разрушили доминанту всего дворцового комплекса — Спасо-Преображенский собор.

С началом Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб. Но уже в 1946 году начат ремонт внешних фасадов.

Полноценная реставрация началась только в 2012 году.

30 ноября 2017 года Императорский путевой дворец в Твери был полностью восстановлен и открыт для посетителей.

Сегодня в отреставрированном здании размещается экспозиция Тверской картинной галереи . Коллекция включает в себя предметы европейской живописи XVII — XVIII веков, уникальные фрески XV — XVI веков, старинные иконы и множество других предметов искусства. Возраст самой старой из картин около 600 лет. Кроме того, здесь находятся музей архитектуры и литературы.

Как попасть в путевой дворец в Твери

Посетить экспозицию можно индивидуально или с экскурсиями в Императорский дворец в Твери, по расположенной внутри картинной галерее .

Ближайшая к достопримечательности остановка общественного транспорта — «Стадион „Химик“», добраться можно на автобусах № 20, 21, 154, маршрутных такси № 9, 211.

Доехать до Императорского путевого дворца можно вызвав такси при помощи одного из приложений — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Императорский путевой дворец: Google-панорама

Императорский путевой дворец: видео

Поделиться